Page 449 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 449

Лизимахъ       и  обращается       къ    Сократу     съ   просьбою       помочь     мо-

                                                                                                                              лодымъ     людямъ      въ   ихъ    стремленіи     сдЕлаіься     людьми      порядоч-
                                                                                                                              ными,    научить      ихъ.    Сократъ      возражает!,       что   всѣ    нуждаются
                                                                                                                              въ  учителЕ.    „Приходи,      Сократъ,     ко  мн ,—говоритъ          Лизимахъ,—
                                                                                                                                                                                  ѣ
                                                                                                                              мы   съ   тобой    поговоримъ—           „Приду",—отв чаетъ              Сократъ,     и
                                                                                                                                                                                           ѣ
                                                                                                                              тѣмъ    оканчивается        разговоръ.
                                                                                                                                   Собственно        понятіе      мужества       здЕсь    уже     опредѣлено,        а

                 истины торыя но              н Г  Щ е е    С У Щ е е ;  С Л ѣ д 0 В а т е л ь н о  -  в чныя                 именно:      всѣ    вышеозначенныя          опредѣленія       его   сами    но    себѣ
                           1
                                      П
                                                                                                 ѣ
                 истины
                                                   времена
                                         во
                                                                                                  „г™
                                                                                   пнеб х т*
                            которыя
                                                                               и
                                                               были,
                                                                        есть,
                                                                                            ѵ
                                                                                         ѵ
                                              всѣ
                                                                                                                              односторонни        и  слѣдовательно        невЕрны;      но—взятыя         вм ст —
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                 "    и    о     и       "  с о с т о и і  °  c o f c  » » »       — f p i x ;                                они   въ   самомъ     дЕлЕ    опредЕляютъ         мужество.
                                                                                                                                                                                                  мужества
                                                                                                                                                             содержаніе
                                                                                                                                   Непосредственное
                      Платонъ      выводит*      далѣе,    что   «ужеетво,       будучи     внаніет.                          будущее      для   насъ    добро,     благо,    или   предмет!    себЕ,    такъ    есть
                                                                                                                                                                              которое
                                                                                                                                                                                                                 ска-
                                                                                                                                                                                          мы
                                                                                                                              зать,   мужественно       завоевываем!,         въ    мужественной        борьбЕ     съ
                                                                                                                              нашими       влеченіями,       вожделЕніями         и   страстями;       или     ж е —
                                                                                                                              будущее      зло,  которое      мы   мужественно        иобЕждаемъ.        Въ    этомъ
                                                                                                                              отношеніи      мужество       есть   зыаніе    того,    чего    намъ     сл дуетъ     и
                                                                                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                              чего   не  слЕдуетъ      боягься.     Поэтому      мужественный,        зная    истин-
               знаніе    добра,     добродѣтель.                                              3 0 Л Ъ                         ное   благо    и  зло   и  умЕя     отличить      ихъ   отъ   мнимыхъ,       не    счи-
                                                                                                                              таетъ   смерть     за   верховное      благо:    онъ   не   боится     смерти     и  не
               уже                                   М у Ж С С Т В а '  к а к ъ  Д^род тели  вообще,                          думаетъ      о   жизни     тамъ,     гдЕ   дЕло    идетъ    о   высшихъ,        истин-
                                                                                  ѣ
               уже     слишкомъ        широко,       зам чает*       Согтатт        ш™     „   „„ л  •                        ных!,    вЕчныхъ       благахъ.
                                                         ѣ
                                                                                               =                              стойкость,     непоколебимая        устойчивость      на  томъ,    чтЬ  разумъ    при-
                                                                                                                                         формальном!
                                                                                                                                   Въ
                                                                                                                                                             отношеніи
                                                                                                                                                                                           есть
                                                                                                                                                                                                   благоразумная
                                                                                                                                                                            мужество
                                                                                                                              зналъ    добрымъ,     нравственнымъ.        Но   сѣдалище      разума     есть   душа;
                    Этимъ     Сократъ      опять    какъ    бы    подвергает*       сомнѣнію      все                         СлЕдовательно       душа    есть   сЕдалище      мужества,     какъ    и всякой     до-
              свое    изслѣдованіе,     и   следовательно       как*    бы   оставляете       "ткны                           бродЕтели;      поэтому     мужество      проявляется       не   только    на    войнЕ
              ш м *    вопрос*     о  сущности      мужества.     Но   он*   д ѣ  л / і  э /    ішь"                          и  не   только     въ   опасности     тЕлесной     вообще,     но  и  въ   опасности
              съ   ц лью     обличенія      своих*    собес дников*,         а  в*   их*    л и п Г и                         душевной,      въ   душевной      борьбЕ,     когда    душЕ    грозитъ     опасность
                    ѣ
                                                             ѣ
              всѣ х*   современников*        своих*    вообще,    которые      не   знают*       1 о                          быть   побЕждеиною         влеченіями,      вожделЕніями,         страстями.
             поня   СЛ      Г Ъ  З Н а 1 Ъ  К а Ж Д 0 М у  ^ о ч н о и у   му/у,      не   имѣ ю/                                  Въ    понятіе      мужества       входятъ     еще,    какъ     инстинктивный
             понятія     о   мужествѣ,      а   следовательно         и  не    могут*     н а з Ы В а /                       моментъ     его,   личное     безстрашіе,       смЕлость,     отвага,     храбрость,
             мужественными          ни   себя,   ни   других*.      Что    это    / к *
             косвенно      сознаются      и  Лахес*,      и  Никій,    ибо   и з * Т о /   что   Со                           безъ   которыхъ,      какъ    безъ    природных!,         такъ    сказать,     осповъ
             крат*    не   определил*      вмѣстѣ     с*   ними    п  нятія   о  муГестеѣ       они                           мужества,      немыслимо       истинное      и  полное    мужество,      ибо   одного
             не  заключают*,       будто   Сократ*      вовсе    не  может*    о п р Х т е     его                            благоразумія       еще    недостаточно        для   мужества.       Но    только     въ
            они     говорят*,      что    если    Сократ*      захочет*     гюзаботи     ься     объ                          соединены       съ   истинными,      постоянными,        вЕчными     благами,     т.-е.
            образован*        представляемых*         ему    юношей       то   Л и Г м /         Г                            благами     душевными,       нравственными,        мужество     становится       нрав^
            надобности       обращаться        к*                                                                             ственнымъ,       становится      добродЕтелью,         отличаясь      отъ    дерзкой,
                                                                                                                              безумной     отваги,     съ   которою     человЕкъ      бросается     въ  опасность,
   444   445   446   447   448   449   450   451   452   453   454