Page 446 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 446

педагогическихъ        вопросовъ,      требуется     знаніе    сущности      добро-
 всего  надобно  знкть  Г  , ! !  Д  ?  л ѣ  д о в а т е  ' ™ ' °  прежде  дѣтели.  Но  здѣсь  Сократъ  обращаете  вниманіе  только  на  одну

 насъ  н р о с я Г д Г  с  Х  Н а С Ъ  В °  0 б Щ е  З Н а е Г Ъ  0  «  изъ  частей,  сторонъ  общаго  понятія  о  добродѣтели,  на  муже-
            ство,  потому     что   цѣльное     понятіе     о  добродѣтели      можетъ     быть
 заявляю!  Т о ' J T S S Z  В 0 П Р °  С а  Н й К І Й  И  Л а Х е С г  П Р Я М 0  добыто  только  изъ  позианія  вс хъ  его  частей,  сторонъ,  посред-
                                                      ѣ
 безспорно  Сократ^  а  н,t о п Г ™ ™  Ю Ш Ш и А  З Н а Ю Щ І Й  е с т ь  ствомъ  обобщенія.  Итакъ  главное  содержаніе  этого  разговора
           состоитъ     въ   развитіи    нонятія      мужества,     какъ    одной     изъ    сто-
           ронъ    добродѣтели        вообще.      Зд сь     Платонъ,      устами     Сократа,
                                                      ѣ
 соединнГся  д о Х Х  с Г д Г а м и  Р а 3 °  М Ъ  —  обличаете  своихъ  современниковъ,  называющихъ  себя  муже-
                                                                     истиннаго
                            а
                                                                                               о
                                                                                    понятія
                                                     имѣющихъ
 сдѣлались  л у ч ш и м Г Г ѵ Х н і е  ня  И Ъ  Ш Н °  В е Й '  Ч Г °  б ы  о н и  ственными,  Въ между  тѣмъ  не „Лахесъ"  есть  разговоръ  сокра-
           мужествѣ .
                                этомъ
 °
 ^лѣ до-
 вательно
 знать,
 такое
 чтб
 необходимо
 тел*?  м „ п р е ж д е Z 7 Z  J  У Щ Н С Т Ь  в о с  ™  н і я  ) - добоодѣ-  тико-діалектическій  и смыслѣ
                                           косвенно-обличительный.
 ™  —  - о ;  но если  м Л  -  Развитіе  содержанія.  Первое  опредѣленіе  мужества,   сделан-
 ° п
 в ь ^ а Г ь  4  К а К Й  Л И б °  В е Щ И '  ™  «  î  «  ное  Лахесомъ,  слишкомъ  узко  даже  въ  смыслѣ  воинскаго му-
 c e !  г  r  t  r  Г  жества.  Лахесъ  говоритъ:  „если   кто    рѣшится      сражаться      съ
 часъ  же  разсматривать  всю добнолѣтадь  »  J L  У  непріятелемъ,  не  покидая  своего  поста  и  не  обращаясь  въ
 bK
 одну  ея  часть,  именно  т у T o î o Z  'IT  ^  ™ °"  б гство,  то  его,  конечно,  мы  можемъ  назвать  мужественным!»".
             ѣ
 гопломахіею.  Это  мужество  Z  T  Н а Х Д И Т С Я  в ъ  с в я з и  съ  Такимъ  образомъ  Лахесъ  поставляете  мужество  въ  безстраш-
 °
           нок    стойкости     воина    на   полѣ    правильнаго      сраженія.       Но    Со-
 д ѣ  л  х  г  о  Г  е  =  ^  т  е  г  т  о  п  р  е  -  кратъ  доказываете  ему,  что  и  при  отступленіи  можно  пока-
 oZZhTZ:  3 а В Я З Ы В а е т с а  Р ™ о р *  о  мужествѣ.  зать  свое  мужество,  какъ  онъ  самъ  и показалъ  это  въ  сраже-
 с в я з ь Л Л :  ш :  Г - с н е Г °  Р Ъ  0  М у Ж е С Т В Ѣ  П Р И В 0 Д И Т С Я  в ъ  ніи  при Деліонѣ.  Притомъ  Сократъ  не  ограничиваете  муже-
 В
 въ  свою  о  е  Х  Гсвязи  Ъ  В 0 П Р 0 С 0 М Ъ >  г о д я щ и м с я  ства  одною  лишь  воинскою  доблестью,  ни  даже  тѣмъ,  чтобы
           смѣло    идти    на встрѣчу     опасностямъ;      онъ   требуете,    чтобы    муже-
           ственный      человѣкъ     стойко     избѣгалъ     опасностей,     слѣдовательно
           соединялъ      личное     мужество      съ    благоразуміемъ.       Поэтому     Со-

           кратъ    восходите      къ   той    важной     мысли,     что   стойкое     перене-
           с е т е  страданій,    болѣзни,     бѣдности,     печали,     самообладаніе       въ
 ДЛЯ  ™ Г  Z Z T Z Z ,  Г ™  0 1 1  —  1  "  »  вопрос»  виду  опасностей  и  одолѣніе  пожеланій  и  иохотей  есть  также
           мужество.    Но   чтб  же—спрашивается—общаго                между    мужествомъ
           относительно       вожделѣній,      мужествомъ       относительно       страданій,
           мужествомъ        относительно       страха     и   тому    подобное?     что   есть
           мужество      вообще,     во  вс хъ     отношеніяхъ?
                                            ѣ

                На    это   Лахесъ    отвѣчаетъ:    мужество      вообще     есть   стойкость
 тинную  ^ ' в о с п Г н і я ^  И С "  души.  Но  и  это опредѣленіе  еще  слишкомъ  шатко:  стойкость

 Цѣль  образованія  души  с о Т  Г  Г п п !  ?  м и  верховна.  сама  по  себѣ  безразлична  въ нравственном!»  отношеніи  и  можетъ
 ТО  /г™  •  }  состоитъ  въ  прюбрѣтеиш  добродѣтелей
 А Л Я  Р Ѣ  ш е Н Ш  к а к ъ  ^пгесказапнаго  вопроса,  такъ  и  быть  и  вредна,  и  полезна,  и  похвальна,  и  достойна  порицанія;
           нравственною,        полезною     и   похвальною       она   становится      только
   441   442   443   444   445   446   447   448   449   450   451