Page 441 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 441

няемся     ролями;    теперь     уже я     буду   слѣдовать      за  тобою,     а  не
                      ты   за  мною,     и  по    крайней     мѣрѣ     съ   этого    времени     „мну     я                    ніе  первой      половины      Пелопонезской         войны;      но   мужество     и
                      заботиться     о  правдѣ     и   справедливости.                                                         вообще      воинскія     доблести      ихъ    представляли       р зкую      между
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                           Сократъ. О,        еслибы   ты   устоял®    на этомъ    яам реніи      своемъ»                      собою    противоположность.          Лахесъ     былъ    лично     мужественный,
                                                                                        ѣ
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                      Но   я   опасаюсь-хотя         и   не  изъ  недов рія     къ твоему     сердцу      -                    смѣлый,     отважный,      стойкій    воинъ,    и  потому   онъ   является    зд сь
                                                                         ѣ
                      что   государство,       могущественное         вліяніе     котораго     на   граж-                      гіредставителемъ       того    рода    мужества,       которое    безъ    обдуман-
                     дан®    я   признаю,     возьмет®     верх®    надъ    тобой.                                             на™    плана    поражаете       врага    быстротою      нападенія      и   стойкою
                                                                                                                                                                                                   безсознатель-
                                                                                                                                                                                  природнаго,
                           Так®    заканчивает®      Платонъ     этотъ   разговоръ,     какъ-бы     пред-                      выдержанностью         въ   битвѣ,   мужества    въ   которомъ      нельзя    отка-
                                                                                                                                                               безстрашія,
                                                                                                                                       инстииктивнаго;
                                                                                                                               наго,
                     сказаиіемъ      Сократа,     которое,     какъ    изв стно,      вполнѣ     сбылось
                                                                           ѣ
                     на   Алкивіад .                                                                                           зать   и  необразованнымъ          людямъ,    и  варварамъ,     и даже    многимъ
                                      ѣ
                          Въ    этой   второй    части   разговора     „Алкивіадъ       Первый"      Пла-                      животнымъ.       Поэтому     онъ    не  можетъ    и представить       себе,  чтобы
                                                                                                                                                                              во
                                                                                                                                                        мужественнымъ
                                                                                                                                                быть
                                                                                                                               можно
                                                                                                                                                                                              обстоятельствахъ
                                                                                                                                                                                  всякихъ
                                                                                                                                         было
                     тонъ,  устами    Сократа,    высказывает®      ту  главную     мысль,   что    п о м -                    жизни,    не   будучи    воиномъ;      не можетъ      представить     себ ,   чтобы
                     тика   есть   искусство,      обусловленное        самопознаніемъ        и  состоя-                       мужество      основывалось        на   знаніи,     и  чтобы    мужеству   ѣ  можно
                     щее   въ   выраженіи       въ    государств*      правды     и   справедливости                           и  должно     было     учиться,     какъ    и  всякой     другой     добродѣтели.
                    такъ     что    не   господство      и   могущество        есть   конечная      цѣль                       Напротивъ,     Никій     былъ    тонкій    тактикъ,     разсчетливый,       прини-
                    государственной         жизни,      как®    и   жизни    гражданина,        a  дѣ ль-                      мающей     въ   соображеніе              могущія     встретиться       обстоятель-
                                                                                                                                                                  всѣ
                    ность,    доородѣтель      и  сообщеніе      ея своимъ     согражданам®        Слу-                        ства,    не   любящій       рисковать,     не    имѣющій       довольно     отваги,
                    ж е н ^   этой     добродѣтели       и  есть   истинная      свобода;     наконец®                         чтобы    смѣло    воспользоваться        представляющимися,            благопріят-
                    в®   ней   одной    только    и   состоит®    истинное      счастье;     противное                         ными    для   побѣды     случаями,      и потому    слишкомъ       медлительный,
                    же   ей   служеніе     своимъ    эгоистическим®        цѣлямъ,     честолюбію      и                       предпочитавшій        одерживать      верхъ     надъ   непріятелемъ,       хотя въ

                    властолюопо      есть   рабство     и  ведет®    къ    несчастію.                                          немногихъ      случаяхъ,     но   наверняка,      нежели     опрометчиво^      под-

                                                                                                                               вергаться      опасности.      Поэтому      онъ   легко    усвоиваетъ      себѣ   ту
                                                                                                                               мысль    Сократа,     что   мужество       основывается       на   знаніи,   и что
                                                     б.  Лахесъ.                                                               оно   изучимо,—это        соотвѣ тствуетъ      его   собственной      натуре.   Но

                                                                                                                               его  мужество,       какъ    и   мужество      Лахеса,      не   вполнѣ     таково,
                        Разговаривающая          лица    и   обстановка.      Главным      лица   соб-                         какимъ     оно   должно    быть,   чтобы    имѣть   право    называться      добро-
                   ственно    ведущщ      разговоръ        это  Сократъ,     Лахесъ,    Никій    и  Ли-                        детелью.     Знаніе,    изъ   котораго     исходите      его  мужество,    не   есть
                   зимахъ,    говорящій      только    въ   началѣ     и  въ   самомъ     концѣ    раз-                        еще    знаніе   въ   Сократовомъ       смыслѣ,     a  тѣмъ    менѣе     въ  смыслѣ
                     вора;    Мелезій      только     слушаете;     Аристидъ       отвечаете      BLO                          Платоновомъ,       какъ   познаніе     истинныхъ       благъ    и  в чнаго    нрав-
                                                                                                                                                                                                   ѣ
                  разъ    н сколько      словъ;     Ѳукидидъ        вовсе    ничего    не   говоритъ                           ственна™      мірового     порядка;    даже    его  благоразуміе,     какъ   благо-
                           ѣ
                  Сперва     здѣсь    разговариваете       Сократъ      съ  Лахесомъ,      а   потомъ                          разуміе    полководца,       слишкомъ      ограниченно:       онъ    обдумываетъ
                  съ   Никіемъ;     ио   въ  разговоръ     Сократа     съ Никіемъ      вмѣшивается                             только    ближайшія      послѣдсгвія      своихъ     предпріятій,     но   никогда
                  снова    Лахесъ,     чт0  придаете     разговору     бблыную      драматическую                              не   возвышается        до    дальновидныхъ,         широкихъ,       геніальныхъ
                  живость.     Сократъ,     Лахесъ     и  Никій     своими    характерами       пред                           плановъ.            натуры—Лахеса          и   Никія—взаимно          дополняютъ
                                                                                                                                            Обѣ
                  ставляютъ      олицетвореніе      мужества,      но  Лахесъ     и  Никій-мѵ же-                              себя,    такъ    что   еслибы    соединить      смѣлость     Лахеса     съ   благо-
                  ства   односторонняго,       а   Сократъ-мужества            всесторонняго                                   разуміемъ     Никія,     то   въ  результате      мы   получили      бы    если  не


                 бп  J Z T         И             ( В М Ѣ  С Т Ѣ  С ъ  Д  е м о с о е н о м , ь  и  Ламихомъ)                   великаго     полководца,      то  по   крайней     мере    истинно-мужествен-
                 были    значительнѣишими          аѳинскими       полководцами      въ   продолже-
                                                                                                                               наго   воина.    Представителемъ         этого   истиннаго      мужества      воина
                                                                                                                                                                                                         28*
   436   437   438   439   440   441   442   443   444   445   446