Page 444 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 444
и является Сократъ, не говоря уже о томъ, что онъ и вообще лично показывалъ свое искусство, чтобы привлечь къ себѣ
является здѣсь представителем!» самосознательнаго и потому учениковъ, Лизимахъ и Мелезій пригласили изв стныхъ своимъ
ѣ
д йствительно-нравственнаго мужества не только въ воинскомъ мужествомъ Лахеса и Никія присутствовать вмѣстѣ съ ними
ѣ
дѣлѣ, но и во всѣ хъ отношеніяхъ. Истинно-воинское искус- при этомъ зрѣлищѣ. Лахесъ и Никій согласились на это. Когда
ство, какъ соединеніе смѣлости съ благоразуміемъ, Сократъ зрѣлище окончилось, то Лизимахъ признался Лахесу и Никію,
обнаружилъ въ сраженіи а княнъ противъ беотійцевъ при что онъ и Ѳразимахъ пригласили ихъ съ тѣмъ, чтобы спро-
ѳ
Деліон , въ 4 2 4 г. до P. X . Когда всѣ почти товарищи Со- сить ихъ сов та,—полезно ли будетъ между прочимъ сыновьямъ
ѣ
ѣ
крата обратились въ постыдное б гство, онъ продолжалъ храбро Лизимаха и Мелезія выучиться гопломахіи; да и вообще имъ
ѣ
сражаться, отступая шагъ за шагомъ, пока не выбрался съ хотѣлось бы знать, чему слѣдуетъ научить сыновей ихъ. Лахесъ
ноля битвы. Но его мужество не ограничивалось только воин- и Никій сов туютъ обратиться съ этимъ вопросомъ къ Сократу.
ѣ
скою доблестью; напротивъ, оно въ высочайшей степени про- Лизимахъ наивно сознается, что онъ былъ нѣ когда друженъ
являлось во вс хъ обстоятельствахъ жизни, какъ тѣлесной, съ отцомъ одного Сократа, но что онъ не знаетъ, тотъ ли
ѣ
такъ и духовной,"и состояло въ сознательной и твердой стой- это, о которомъ они говорятъ, такъ какъ ему не приходилось
кости во всякой опасности, въ постоянномъ господствѣ яснаго слышать, чтобы Сократъ занимался образоваыіемъ юношества.
знанія надъ темными чувствованіями, пожеланіями и стра- „Правда",—прибавилъ онъ,—„вотъ эти юноши часто упоми-
стями, надъ страхомъ и огорченіями; словомъ, его мужество наютъ о Сократѣ съ необыкновенною похвалою, но я никогда
было въ самомъ дѣлѣ нераздельно съ его разумностью. не спрашивалъ ихъ, о какомъ Сократѣ говорятъ они". Зат мъ,
ѣ
Въ разговорѣ „Лахесъ " выведены еще старцы Лизимахъ указывая на Сократа, Лизимахъ спрашиваете своего сына,
и Мелезій. Это были простые, честные а инскіе граждане. тотъ ли это Сократъ, о которомъ они часто говорятъ между
ѳ
Они чувствовали, что имъ недостаетъ надлежащей образован- собою; получивъ утвердительный отвѣ тъ, онъ обращается къ
ности, такъ какъ объ ихъ воспитаніи не позаботились ихъ самому Сократу, возобновляете съ нимъ знакомство и просите
отцы, посвящавшіе все свое время государственнымъ дѣламъ. его сов та относительно гопломахіи и воснитанія вообще.
ѣ
(Лизимахъ былъ сыномъ знаменитаго полководца и государ- Сократъ. Я постараюсь дать вамъ въ этомъ сов тъ; но
ѣ
ственна™ человѣ ка Аристида Справедлива™; a Мелезій былъ такъ какъ я моложе и неонытн е Никія и Лахеса, то сперва
ѣ
сыномъ также знаменита™ аоинскаго полководца и государ- имъ слѣдуетъ сказать свое мн ніе о гопломахіи, а потомъ,
ѣ
ственна™ человѣ ка, Ѳукидида Старшаго, аристократическаго если мое мн ніе окажется отличнымъ отъ ихъ мнѣ нія, то и
ѣ
противника демократическаго ГІерикла). У Лизимаха былъ я выскажу свое.
сынъ, котораго онъ назвалъ Аристидомъ. по имени его дѣ да; Никій объявилъ, что онъ считаетъ весьма полезнымъ учить
у Мелезія былъ также сынъ, Ѳукидидъ, также названный такъ юношей гопломахіи, на что привелъ свои доводы, согласные
по имени дѣда. Зд сь они выведены юношами, еще не окон- съ его понятіемъ о мужествѣ , какъ требующемъ преимуще-
ѣ
чившими своего образованія. ственно осторожности; Лахесъ же объявилъ, что онъ считаетъ
Обстановка и начало разговора состоять въ слѣдующемъ: это искусство почти безполезнымъ, на что также привелъ свои
послѣ упомянутаго уже несчастна™ для а инянъ сраженія доводы и притомъ также согласно съ характеромъ своего
ѳ
при Деліон , гдѣ такъ важно было искусство защищаться ра- мужества, состоящим!» въ личной смѣлости, отвагѣ . Тогда Лизи-
ѣ
зомъ, отъ многихъ непріятелей,—въ А инахъ стали появляться махъ, обратясь къ Сократу, просите его высказать свое мн -
ѳ
ѣ
учители такъ-называемой гопломахги, т.-е. именно искусства ніе, чтобы потомъ, по большинству голосовъ, можно было
сражаться разомъ со многими, въ полномъ вооруженіи, в сив- рѣшить, какого мнѣнія слѣдуетъ держаться.
ѣ
шемъ около двухъ пудовъ. Когда одна?кды такой учитель пуб- На это Сократъ возразилъ слѣдующими замечательными