Page 444 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 444

и  является  Сократъ,  не  говоря  уже  о  томъ,  что  онъ  и  вообще  лично  показывалъ  свое  искусство,  чтобы  привлечь  къ  себѣ
 является  здѣсь  представителем!»  самосознательнаго  и  потому  учениковъ,  Лизимахъ  и  Мелезій  пригласили  изв стныхъ  своимъ
                                                                            ѣ
 д йствительно-нравственнаго  мужества  не  только  въ  воинскомъ  мужествомъ  Лахеса  и  Никія  присутствовать  вмѣстѣ  съ  ними
 ѣ
 дѣлѣ,  но  и  во  всѣ хъ  отношеніяхъ.  Истинно-воинское  искус-  при  этомъ  зрѣлищѣ.  Лахесъ  и Никій  согласились  на это.  Когда
 ство,  какъ  соединеніе  смѣлости  съ  благоразуміемъ,  Сократъ  зрѣлище  окончилось,  то  Лизимахъ  признался  Лахесу  и  Никію,
 обнаружилъ  въ  сраженіи  а княнъ  противъ  беотійцевъ  при  что  онъ  и  Ѳразимахъ  пригласили  ихъ  съ  тѣмъ,  чтобы  спро-
 ѳ
 Деліон ,  въ  4 2 4  г.  до  P.  X .  Когда  всѣ  почти  товарищи Со-  сить  ихъ  сов та,—полезно  ли  будетъ  между  прочимъ  сыновьямъ
 ѣ
                            ѣ
 крата  обратились  въ  постыдное  б гство,  онъ продолжалъ  храбро  Лизимаха  и  Мелезія  выучиться  гопломахіи;  да  и  вообще  имъ
 ѣ
 сражаться,  отступая  шагъ  за  шагомъ,  пока  не  выбрался  съ  хотѣлось  бы  знать,  чему  слѣдуетъ  научить  сыновей  ихъ.  Лахесъ
 ноля  битвы.  Но  его  мужество  не  ограничивалось  только  воин-  и  Никій  сов туютъ  обратиться  съ этимъ  вопросомъ  къ  Сократу.
                            ѣ
 скою  доблестью;  напротивъ,  оно  въ  высочайшей  степени про-  Лизимахъ  наивно  сознается,  что  онъ  былъ  нѣ когда  друженъ
 являлось  во  вс хъ  обстоятельствахъ  жизни,  какъ  тѣлесной,  съ  отцомъ  одного  Сократа,  но  что онъ  не  знаетъ,  тотъ  ли
 ѣ
 такъ  и  духовной,"и  состояло  въ  сознательной  и  твердой  стой-  это,  о  которомъ  они  говорятъ,  такъ  какъ  ему  не  приходилось
 кости  во  всякой  опасности,  въ  постоянномъ  господствѣ  яснаго  слышать,  чтобы  Сократъ  занимался  образоваыіемъ  юношества.

 знанія  надъ  темными  чувствованіями,  пожеланіями  и  стра-  „Правда",—прибавилъ  онъ,—„вотъ  эти  юноши  часто  упоми-
 стями,  надъ  страхомъ  и  огорченіями;  словомъ,  его  мужество  наютъ  о  Сократѣ  съ  необыкновенною  похвалою,  но я  никогда
 было  въ  самомъ  дѣлѣ  нераздельно  съ  его  разумностью.  не  спрашивалъ  ихъ, о какомъ  Сократѣ  говорятъ  они".  Зат мъ,
                                                                                           ѣ
 Въ  разговорѣ  „Лахесъ  "  выведены  еще старцы  Лизимахъ  указывая  на  Сократа,  Лизимахъ  спрашиваете  своего  сына,
 и  Мелезій.  Это  были  простые,  честные  а инскіе  граждане.  тотъ  ли  это  Сократъ,  о  которомъ  они  часто  говорятъ  между
 ѳ
 Они  чувствовали,  что  имъ недостаетъ  надлежащей  образован-  собою;  получивъ  утвердительный  отвѣ тъ,  онъ  обращается  къ
 ности,  такъ  какъ  объ  ихъ  воспитаніи  не  позаботились  ихъ  самому  Сократу,  возобновляете  съ  нимъ  знакомство  и  просите
 отцы,  посвящавшіе  все  свое  время  государственнымъ  дѣламъ.  его  сов та  относительно  гопломахіи  и  воснитанія  вообще.
                     ѣ
 (Лизимахъ  былъ  сыномъ  знаменитаго  полководца  и  государ-  Сократъ.  Я  постараюсь  дать  вамъ  въ  этомъ  сов тъ;  но
                                                                                      ѣ
 ственна™  человѣ ка  Аристида  Справедлива™;  a  Мелезій  былъ  такъ  какъ  я  моложе  и  неонытн е  Никія  и  Лахеса,  то  сперва
                                                       ѣ
 сыномъ  также  знаменита™  аоинскаго  полководца  и  государ-  имъ  слѣдуетъ  сказать  свое  мн ніе  о  гопломахіи,  а  потомъ,
                                                        ѣ
 ственна™  человѣ ка,  Ѳукидида  Старшаго,  аристократическаго  если  мое  мн ніе  окажется  отличнымъ  отъ  ихъ  мнѣ нія,  то и
                            ѣ
 противника  демократическаго  ГІерикла).  У  Лизимаха  былъ  я  выскажу  свое.

 сынъ,  котораго  онъ  назвалъ  Аристидомъ.  по  имени  его  дѣ да;  Никій  объявилъ,  что онъ  считаетъ  весьма  полезнымъ  учить
 у  Мелезія  былъ  также  сынъ,  Ѳукидидъ,  также  названный  такъ  юношей  гопломахіи,  на  что  привелъ  свои  доводы,  согласные
 по  имени  дѣда.  Зд сь  они  выведены  юношами,  еще  не  окон-  съ  его  понятіемъ  о  мужествѣ ,  какъ  требующемъ  преимуще-
 ѣ
 чившими  своего  образованія.  ственно  осторожности;  Лахесъ  же  объявилъ,  что  онъ  считаетъ

 Обстановка  и  начало  разговора  состоять  въ  слѣдующемъ:  это  искусство  почти  безполезнымъ,  на  что  также  привелъ  свои

 послѣ  упомянутаго  уже  несчастна™  для  а инянъ  сраженія  доводы  и  притомъ  также  согласно  съ  характеромъ  своего
 ѳ
 при  Деліон ,  гдѣ  такъ  важно  было  искусство  защищаться  ра-  мужества,  состоящим!»  въ личной  смѣлости,  отвагѣ .  Тогда  Лизи-
 ѣ
 зомъ,  отъ  многихъ  непріятелей,—въ  А инахъ  стали  появляться  махъ,  обратясь  къ  Сократу,  просите  его  высказать  свое  мн -
 ѳ
                                                                                             ѣ
 учители  такъ-называемой  гопломахги,  т.-е.  именно  искусства  ніе,  чтобы  потомъ,  по  большинству  голосовъ,  можно  было
 сражаться  разомъ  со  многими,  въ  полномъ  вооруженіи,  в сив-  рѣшить,  какого  мнѣнія  слѣдуетъ  держаться.
 ѣ
 шемъ  около  двухъ  пудовъ.  Когда  одна?кды  такой  учитель  пуб-  На  это  Сократъ  возразилъ  слѣдующими  замечательными
   439   440   441   442   443   444   445   446   447   448   449