Page 440 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 440

т.-е.  свою  душу,  какъ  велитъ  дельфійская  надгшсь.  Но  мы  женъ  сдѣлать  его  гражданъ  добродетельными,  дѣльными  людьми.
 еще  не  совсѣмъ  поняли  глубокій  смыслъ  этой  надписи.  Объясню  Но  никто  не  можетъ  сообщить  другому  тб,  чего  самъ  не
 его  наглядно.  Познай  самого  себя—значитъ  познай  свою  душу,  имѣетъ;  слѣдовательно  прежде  всего  ты  самъ  долженъ  прі-

 именно  ту  часть  ея,  въ  которой  лежитъ  собственно  ея  сила,  обрѣсть  дѣльность,  годность,  добродѣтель,  какъ  и  всякій  дру-
 т.  е.  ея  мудрость,  подобно  тому  какъ  еслибы  сказано  было:  гой  кто  хочетъ  распоряжаться  государствомъ  и  его  дѣлами,
 „смотри  на  самого  себя*,  то  это  значило  бы—смотри  на тб,   и  имѣть  о  нихъ  попеченіе.  Итакъ  не  свобода  и  могущество
 чтб  смотр и тъ  въ  тебѣ,  т.-е.  на  глазъ  твой,  именно  на ту   дѣлать  чтб  захочется  должны  быть  цѣлыо  твоихъ  стремлешй
 часть  въ  немъ,  въ  которой  и  лежитъ  собственно  ея  сила,  т.-е.  относительно  тебя  самого  и  государства,  а  мудрость  и  правда.

 на  зрачокъ,  гдѣ ,  какъ  въ  зеркалѣ ,  отражается  образъ  смотря-  Когда  же  ты  и  государство  будете  поступать  праведно  и мудро,
 щаго.  Эта  сила  души  и  составляете  тб,  чтб  въ  ней  есть  са-  то  будете  поступать  и  богоугодно;  обративъ  же  на  это  свое
 маго  превосходна™,  божественна™,  а  именно,  способность  вниманіе,  вы  познаете  самихъ  себя  и  вмѣ стѣ  съ  тѣмъ  по-
 души,  стремленіе  къ  мудрости,  къ  знанію  (т.-е.  любомудріе).  знаете  тб,  чтб  для  васъ  хорошо;  слѣдовательно  вы  будете
 Кто  обратите  свое  вниманіе  на  эту  силу  души  и  такимъ  поступать  праведно  и  хорошо;  если  же  вы  будете  такъ  по-
 образомъ  познаете  тб,  чтб  въ  душѣ  есть  божественна™,  тотъ  ступать,  то  ручаюсь,  что  вы  будете  счастливы.  Въ  против-

 всего  лучше  познаете  самъ  себя.  Въ  самопознаніи  же  состоитъ  номъ  случа ,  —  если  будете  поступать  неправедно,  если  бу-
                              ѣ
 мудрость;  слѣдовательно  безъ  такого  самопознанія  мы  не мо-  дете  дѣ лать,  чтб  вамъ  вздумается  но  своему  произволу,  то
 жемъ  быть  мудрыми,  не  можемъ  знать,  чтб въ  насъ  хорошо,  вамъ  будетъ  худо,  подобно  тому,  какъ  корабль  неминуемо
 и  чтб  дурно.  Но  кто  не  знаетъ  относящегося  до  него  самого,  долженъ  былъ  бы  погибнугь,  еслибы  распоряженіе  имъ  оыло
 тотъ  не  можетъ  знать  и  относящегося  до  другихъ  людей,  а  предоставлено  на  произволъ  кормчаго,  не  знающаго  своего
 слѣдовательно  и  относящегося  до  государства;  такой  человѣкъ  дѣла.  Такъ  будетъ  и  съ  государствомъ,  и  со  всякимъ  правле-

 не  можетъ  быть  политикомъ,  стоящимъ  во  главѣ  государства:  ніемъ  и господствомъ,  не имѣющимъ  д льныхъ,  добродѣтельныхъ
                                                                ѣ
 такой  человѣкъ  не  можетъ  состоять  даже  и  во  главѣ  дома,  правителей.  Итакъ  не  къ  господству,  не  къ  могуществу  ты
 семейства;  наконецъ,  такой  человѣкъ  даже  не  знаетъ,  чтб  онъ   долженъ  и  самъ  стремиться,  и  направлять  государство,  а  къ
 дѣ лаетъ  (не  можетъ  дать  себѣ  въ  этомъ  отчета).  Но  кто  чего  дѣльности,  къ  добродѣтели.  До  т хъ  же  поръ,  пока  кто  ста-
                                                           ѣ
 не  знаетъ,  тотъ  въ  этомъ  отношеніи  будетъ  дѣлать  важныя  нете  человѣкомъ  дѣльнымъ,  добродѣтельнымъ,  ему  полезнѣе
 ошибки;  онъ  будетъ  въ  высшей  степени  несчастливъ  и  въ се-  подчиниться  господству  дѣ лыіыхъ,  добродѣтельныхъ  людей.  А

 мейной,  и  въ государственной  жизни,  a  вмѣстѣ  съ  нимъ  будутъ,  полезное  есть  вмѣстѣ  и  прекрасное;  прекрасное  есть  вм стѣ
                                                                                              ѣ
 конечно,  несчастны  и  тѣ ,  для  кого  онъ  что-либо  д лаетъ.  и  должное.  Сл довательно}  ыедѣльному,  недобродѣтелыюму
                                     ѣ
 ѣ
 Итакъ)невозможно  быть  счастливымъ  безъ  знаиія,  безъ  мудрости,  лучше  подчиниться  другому,  какъ  рабъ  подчиняется  г о с п о д и н ^
 a  слѣдовательно  и  безъ  добродѣтели,  т.-е.  безъ  того,  чтобы  поэтому  отсутствіе  дѣльности,  добродѣтели  прилично  раоу;^на~
 быть  дѣлыіымъ,  годнымъ,  способнымъ  къ  дѣламъ  человѣкомъ.  иротивъ,  дѣльность,  добродѣтель  прилична  человѣку  свооод-

 Поэтому  дурные  люди  очень  несчастны.  Итакъ  не  богатый,  а  ному.  Но  приличнаго  рабу  долженъ,  конечно,  нзбѣгать  чело-
 становящейся  мудрымъ  и  добродѣтельнымъ  избавляете  себя отъ   в къ  свободный.  Въ  какомъ  же  состояніи  ты  чувствуешь  сеоя:
                ѣ
 несчастья.  Слѣдовательно  не  ст ны,  не  военныя  суда  и  верфи  въ  приличномъ  ли  свободному  человѣку,  или же  рабу?
 ѣ
 нриводятъ  государства  къ  счастью,  а  также  и  не  огромное  Алкивгадъ.  Слишкомъ  живо  сознаю  я  свое  состояніе.
 народонаселеніе  и  не  огромное  пространство  территоріи,  а  Сократъ.  Но  теперь  ты  знаешь,  какъ  избавиться  отъ
 добродѣтель,  дѣльность  его  гражданъ.  (Итакъ  если  ты  хочешь
 хорошо  и  славно  управлять  государственными  дѣлами,  ты  дол-  этого  состоянія.
                    Алкивгадъ.      Знаю    и   прибавлю,     что   съ   этого   дня   мы помѣ-
                       Iii                                                                 28
   435   436   437   438   439   440   441   442   443   444   445