Page 443 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 443

и   является     Сократъ,     не   говоря    уже    о  томъ,   что  онъ   и  вообще                   лично     показывалъ       свое     искусство,     чтобы     привлечь      къ   себѣ
                         является     здѣсь    представителем!»        самосознательнаго          и   потому                   учениковъ,      Лизимахъ     и  Мелезій      пригласили     изв стныхъ       своимъ
                                                                                                                                                                                                ѣ
                         д йствительно-нравственнаго             мужества      не   только   въ  воинскомъ                     мужествомъ        Лахеса     и   Никія     присутствовать       вмѣстѣ    съ   ними
                           ѣ
                         дѣлѣ,    но   и  во   вс хъ     отношеніяхъ.        Истинно-воинское          искус-                  при   этомъ    зрѣлищѣ.      Лахесъ    и Никій     согласились     на это.    Когда
                                                 ѣ
                         ство,   какъ    соединеніе      смѣлости      съ   благоразуміемъ,         Сократъ                    зрѣлище     окончилось,     то  Лизимахъ       признался     Лахесу      и  Никію,
                         обнаружилъ        въ    сраженіи      аѳ княнъ      противъ      беотійцевъ     при                   что   онъ   и  Ѳразимахъ        пригласили       ихъ   съ   тѣмъ,    чтобы    спро-
                         Деліон ,     въ   4 2 4  г.  до  P.   X .  Когда    всѣ   почти    товарищи     Со-                   сить  ихъ   сов та,—полезно         ли  будетъ    между    прочимъ      сыновьямъ
                                  ѣ
                                                                                                                                               ѣ
                         крата   обратились      въ  постыдное     б гство,    онъ продолжалъ         храбро                   Лизимаха      и  Мелезія     выучиться       гопломахіи;     да   и  вообще    имъ
                                                                     ѣ
                         сражаться,      отступая     шагъ     за    шагомъ,     пока    не   выбрался     съ                  хотѣлось     бы   знать,   чему   слѣдуетъ    научить     сыновей    ихъ.   Лахесъ
                         ноля   битвы.     Но   его   мужество     не   ограничивалось       только    воин-                   и  Никій     сов туютъ      обратиться     съ этимъ    вопросомъ      къ  Сократу.
                                                                                                                                                ѣ
                         скою    доблестью;     напротивъ,       оно   въ  высочайшей        степени про-                      Лизимахъ      наивно     сознается,      что   онъ    былъ    н когда     друженъ
                                                                                                                                                                                               ѣ
                         являлось      во   вс хъ     обстоятельствахъ         жизни,     какъ    тѣлесной,                    съ   отцомъ     одного     Сократа,       но   что онъ     не   знаетъ,    тотъ   ли
                                               ѣ
                         такъ    и  духовной,"и      состояло    въ   сознательной      и   твердой     стой-                  это,   о  которомъ     они    говорятъ,     такъ   какъ    ему   не   приходилось
                         кости   во   всякой   опасности,      въ   постоянномъ       господствѣ      яснаго                   слышать,     чтобы     Сократъ     занимался      образоваыіемъ        юношества.

                         знанія     надъ    темными       чувствованіями,       пожеланіями        и   стра-                   „Правда",—прибавилъ             онъ,—„вотъ         эти   юноши      часто    упоми-
                         стями,    надъ   страхомъ       и   огорченіями;      словомъ,     его   мужество                     наютъ     о  Сократѣ     съ   необыкновенною         похвалою,      но я   никогда
                         было   въ   самомъ     дѣлѣ    нераздельно       съ   его   разумностью.                              не   спрашивалъ       ихъ, о какомъ       Сократѣ     говорятъ    они".    Зат мъ,
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                              Въ   разговорѣ      „Лахесъ    "    выведены      еще старцы        Лизимахъ                     указывая      на   Сократа,      Лизимахъ       спрашиваете        своего     сына,
                        и   Мелезій.     Это     были     простые,      честные     а инскіе     граждане.                     тотъ   ли   это   Сократъ,     о  которомъ       они   часто    говорятъ     между
                                                                                     ѳ
                        Они    чувствовали,      что   имъ недостаетъ         надлежащей        образован-                     собою;    получивъ       утвердительный        отвѣ тъ,    онъ   обращается       къ
                        ности,    такъ    какъ    объ    ихъ     воспитаніи      не   позаботились      ихъ                    самому     Сократу,     возобновляете       съ   нимъ    знакомство     и  просите
                        отцы,    посвящавшіе        все  свое    время    государственнымъ          дѣламъ.                    его   сов та    относительно      гопломахіи      и   воснитанія     вообще.
                                                                                                                                         ѣ
                        (Лизимахъ       былъ     сыномъ      знаменитаго       полководца      и   государ-                         Сократъ.       Я    постараюсь       дать    вамъ   въ   этомъ    сов тъ;   но
                                                                                                                                                                                                          ѣ
                        ственна™      челов ка      Аристида      Справедлива™;         a  Мелезій     былъ                    такъ    какъ   я   моложе     и  неонытн е      Никія     и  Лахеса,     то  сперва
                                             ѣ
                                                                                                                                                                           ѣ
                        сыномъ     также     знаменита™       аоинскаго       полководца       и   государ-                    имъ    слѣдуетъ      сказать     свое    мн ніе     о  гопломахіи,      а  потомъ,
                                                                                                                                                                           ѣ
                        ственна™      человѣ ка,      Ѳукидида       Старшаго,      аристократическаго                         если   мое    мн ніе     окажется      отличнымъ       отъ   ихъ    мн нія,    то и
                                                                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                ѣ
                        противника       демократическаго          ГІерикла).      У    Лизимаха       былъ                    я  выскажу      свое.
                        сынъ,    котораго     онъ   назвалъ     Аристидомъ.       по   имени     его   д да;                        Никій     объявилъ,     что онъ      считаетъ    весьма    полезнымъ      учить
                                                                                                        ѣ
                        у  Мелезія     былъ    также     сынъ,    Ѳукидидъ,     также    названный      такъ                   юношей      гопломахіи,       на   что   привелъ     свои   доводы,     согласные
                        по   имени    дѣда.   Зд сь     они    выведены      юношами,     еще    не   окон-                    съ   его  понятіемъ      о  мужеств ,       какъ    требующемъ         преимуще-
                                                  ѣ
                                                                                                                                                                      ѣ
                        чившими      своего    образованія.                                                                    ственно     осторожности;       Лахесъ     же   объявилъ,     что   онъ   считаетъ
                             Обстановка       и  начало    разговора      состоять     въ   слѣдующемъ:                        это   искусство     почти    безполезнымъ,       на   что  также    привелъ     свои

                        послѣ     упомянутаго        уже    несчастна™        для    аѳ инянъ    сраженія                      доводы      и   притомъ      также     согласно      съ    характеромъ       своего
                        при   Деліон ,     гдѣ   такъ    важно    было    искусство     защищаться      ра-                    мужества,      состоящим!»      въ личной     смѣлости,    отваг .   Тогда    Лизи-
                                       ѣ
                                                                                                                                                                                                 ѣ
                       зомъ,    отъ   многихъ     непріятелей,—въ         А инахъ      стали   появляться                      махъ,    обратясь     къ   Сократу,     просите     его   высказать     свое  мн -
                                                                            ѳ
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                       учители      такъ-называемой         гопломахги,       т.-е.  именно      искусства                     ніе,   чтобы     потомъ,     по    большинству        голосовъ,     можно      было
                       сражаться      разомъ     со  многими,      въ  полномъ      вооруженіи,      в сив-                    рѣшить,      какого    мнѣнія    слѣдуетъ      держаться.
                                                                                                      ѣ
                       шемъ     около    двухъ    пудовъ.     Когда    одна?кды     такой   учитель    пуб-                          На   это    Сократъ      возразилъ      слѣдующими         замечательными
   438   439   440   441   442   443   444   445   446   447   448