Page 448 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 448

тогда,  когда  соединяется  съ  разсудительностью  съ  благош-ѵ  между  тѣмъ  за  это  еще  не  называют®  врача  мужественнымъ.
 т е м ъ  когда  опирается  на  разумный  основы  и  когда  мѣета"  Слѣдовательно  знаніе  не  есть  признак®  мужества,  а  есть  только
 и  виду  нравственную  ц ль;  въ  противном®  же  случаі  о н а  не   условіе  всякаго  практическаго  искусства,  имѣющаго  въ  виду
 ѣ
 есть  мужество,  не  есть  вообще  добродѣтель,  а  вредное  7  до  отклоненіе  зла  и  усвоеніе  добра,  блага.  На  это  возраже-
                                              себѣ
 стоиное  порицанія  упрямство  1  Ä  Д °  ніе  Никій  замѣчаетъ,  что  выше  всего  должно  быть  знаніе,  есть

          ли   тЬ,   что    мы    считаем®      добром®,     благомъ,      дѣйствительное,
 д ленЕ  Ѣ  Д г о в Х  Э Т О Г °  Л а Х е С Ъ  И С п р а в л я е ™  прежнее  опре-  истинное  благо,  и когда  оно  есть  дѣйствительное,  истинное  добро,
 ѣ
 Іуши  Но  если  и Z  /  У Ж е С Т В °  е С Т Ь  благо Р У  стойкость  благо.  Но  искусство,  имѣющее  въ  виду  прямо  только  практи-
 аз мная
 стойкость"  Р  а В И Т Ь  С Л 0 В °  »^ л а г о Р зумный"  къ  слову  ческую  цѣ ль,  не  можетъ  дать  намъ  этого  знанія:  такъ,  па-
 а
 ^ у Т с т о а  1)  п о Г  Ж е  Э Т °  М а Л °  п о м о ж е - о б ъ я с н е н и е  поняті,  нримѣръ,  и  врач®  не  знаетъ,  есть  ли  здоровье  и  сохраненіе
 мужес  во  ибо  Н И Х ™  Н е  В С Я Е а Я  б л а г о Р У  м н а я  стойкость  есть
 а 8
 мужество,  ибо  никто  не  назовет®  мужественнымъ  отца  благо  жизни  дѣйствительно  и  при  всяких®  обстоятельствах®  истинное
 ра  умно  и-настойчиво  отказывающаго  сыну  в®  том®!  'чтй  е 1   добро,  благо;  слѣдовательно  безъ  познанія  истиннаго  добра,
 вредно  и  2)  потому  что  невелико  мужество  того  полководца  блага  невозможна  никакая  нравственная  дѣятельность,  ника-

 который  благоразумно  обсудив®  всѣ обстоятельства  и  сознавая  кая  добродѣтель,  a  слѣдовательно  невозможно  и  мужество.  Это-
 °
 жетіе  наиа) В Ы Г Д Н О е '  В Ъ  ^  6  ™  непріятельскимъ  оГо-  то  высшее  знаніе  истиннаго  добра,  блага  есть  такой  существен-
                                                                                  нельзя
                                                                            что
                                                             сущность,
          ный
                                                                                           до-
                 признакъ
                                             такая
                               мужества,
                                                      его
 жеше,  нападет®  „а  него  и  выдержит®  битву;  напротив  пустить,  чтобы  животныя  или варвары  могли  быть  мужествен-
 самомъ  дѣлѣ,  мужественнымъ  мы  назовем®  ого  поГогодна  ными,  ибо  они  не  обладают®  этимъ  знаніемъ;  они  могутъ  быть
 который,  будучи  въ  менѣе  выгодном®,  въ  сравнеі с®  н е н Г '  смѣлыми,  безстрашными,  но  не  мужественными,  потому  что
 -  отступит®,  будетъ  с т о й к а
          животныя      и  варвары     лишь    вслѣдствіе     своего    незнанія    не  боятся
 r  t  e   того,  чтЬ   опасно.
                Уже     это    Платоново      опредѣленіе       мужества,      какъ     знанія
          истиннаго      блага,    добра,   вложенное       имъ    въ  уста   Никія,     выше

 ему  каже тся чт 0  ^  Х ° Т Я  °  Я Ъ  и  снимает®-как®  Сократова  опредѣленія,  по  которому  мужество  есть  знаніе  того,
 аХе
 а
 Ъ
 I Z l  c Z t  Z  °  е  М у Ж е С Т В ° '  Н °  н и к а к ъ  н е  можетъ  вн-  чего  должно  и  чего  не  должно  бояться;  Платонъ  какъ  бы  вос-
 Никію.  Я И е  С Л В а М И -  П °  9 Т 0 М у  С о к р а т ъ  обращается  къ  полняет®  опредѣленіе  Сократа,  говоря,  что  должно  бояться
 °
          зла   и   искать    истиннаго      добра,    блага.
 ства Н И  ѵ к1вая „ я Н 0 В Ы Й  ° ° Р 0 Т Ъ  и з с л ѣ  д о в а н і ю  сущности  У у ж е -  Но  Платонъ,  устами  Сократа,  находит®  и въ этомъ  Никіе-
 б
 І Ъ
 вГкій  X  Г  Ѵ  а С Т  °  Т  Т О р я е м  У  ю  Сократом®  мысль,  что  вомъ  оиредѣленіи  мужества  ещэ  одинъ  существенный  недоста-
 ч
 °
 чті,
 онъ
 т е л е н ъ
 Д
 б р
 ZIlT слѣдовате L «  '  д ѣ  л ь н о с т ь > °  д Ѣ  годность, -  возможность,  зн'аетъ  ток®.  Это  опредѣленіе  какъ  будто  еще  ограничивает®  мужество
 ?
 ѵмѣнье
                                                                                     и
                                      его
                                            только
                                                      къ
                                                                          благам®
                                                           будущимъ
                                                                                         злам®,
                   что
                         относит®
           тѣмъ,
 сдѣ лать  что-нибудь,  добродѣ тель-не  отличны  отъ  зшніГ  или  ограничивая  лежащее  въ  основѣ  мужества  зианіе  только  зна-
           ніемъ    будущих®,     т.-е.   временных®       благ®   и золъ;   слѣдовательно,
 S n n Z  '  мужество  есть  знаніе  того,  чего  мы  должны  и  чего  Платонъ  отождествляет®  знаніе  только  съ  благоразуміемъ,  а
 °
 L T Z ô T T ™  И  Н а  В Й Н Ѣ  '  И  В ° сѣ хъ  обстоятель  не  съ  мудростью,  такъ  какъ  бояться  должно  того,  чтЬ  воз-
 в
 Г о  о  Г  ;п  Р 0 Т И В Ъ  Э Т 0 Г °  о п р е д ѣ  л е н і я  з а м *чаетъ  Лахесъ,  буждаете  страх®;  но  страх®  возбуждают®  не  прошедшія  и  не
                           ѣ
 чего  "  T  Ш И Р 0 К ° '  Л ° Т 0 М У  Ч Т °  И  в р а ч ъ  должен®  знать  настоящія  б дствія,  а  ожидаемыя  будущія;  слѣдовательно,  и  на-
 С л Ь д у е г ъ  б о я т ь с я  относительно  здоровья,  и  чего  н тъ  а  оборот®,—должно  искать  будущих®  благъ.  Между  тѣмъ  всякое
 ѣ
   443   444   445   446   447   448   449   450   451   452   453