Page 450 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 450

Лизимахъ       и  обращается        къ   Сократу      съ   просьбою      помочь     мо-

          лодымъ      людямъ     въ   ихъ    стремленіи     сдЕлаіься      людьми      порядоч-
          ными,     научить     ихъ.    Сократъ      возражает!,        что   всѣ   нуждаются
          въ  учителЕ.     „Приходи,      Сократъ,     ко  мн ,—говоритъ         Лизимахъ,—
                                                              ѣ
          мы   съ   тобой    поговоримъ—           „Приду",—отв чаетъ              Сократъ,      и
                                                                       ѣ
          тѣмъ    оканчивается        разговоръ.
                Собственно        понятіе     мужества       здЕсь    уже     опредѣлено,        а

 1
 истины торыя но  н Г  Щ е е  С У Щ е е ;  С Л ѣ д 0 В а т е л ь н о  -  в чныя  именно:  всѣ  вышеозначенныя  опредѣленія  его  сами  но  себѣ
 П
 ѣ
 истины
 которыя
 во
 „г™
 и
 пнебѵ х т*
 есть,
 времена
 были,
 ѵ
 всѣ
          односторонни        и  слѣдовательно        невЕрны;      но—взятыя         вм ст —
                                                                                              ѣ
                                                                                          ѣ
 "  и  о  и  "  с о с т о и і  °  c o f c  » » »  — f p i x ;  они  въ  самомъ  дЕлЕ  опредЕляютъ  мужество.
               Непосредственное
                                          содержаніе
                                                                               мужества
 Платонъ  выводит*  далѣе,  что  «ужеетво,  будучи  внаніет.  будущее  для  насъ  добро,  благо,  или  предмет! себЕ,  такъ  есть
                                                                                             ска-
                                                                       мы
                                                           которое
          зать,   мужественно        завоевываем!,        въ    мужественной         борьбЕ     съ
          нашими       влеченіями,       вожделЕніями         и    страстями;       или     ж е —
          будущее      зло,   которое     мы   мужественно        иобЕждаемъ.        Въ    этомъ
          отношеніи       мужество      есть   зыаніе    того,    чего    намъ     сл дуетъ      и
                                                                                      ѣ
          чего   не   слЕдуетъ     боягься.     Поэтому      мужественный,         зная   истин-
 знаніе  добра,  добродѣтель.  3 0 Л Ъ  ное  благо  и  зло  и  умЕя  отличить  ихъ  отъ  мнимыхъ,  не  счи-
          таетъ    смерть     за  верховное      благо:    онъ    не   боится    смерти     и   не
 уже  М у Ж С С Т В а '  к а к ъ  Д^род тели  вообще,  думаетъ  о  жизни  тамъ,  гдЕ  дЕло  идетъ  о  высшихъ,  истин-
 ѣ
 уже  слишкомъ  широко,  зам чает*  Согтатт  ш™  „  „„ л  •  ных!,  вЕчныхъ  благахъ.
 ѣ
 =        стойкость,     непоколебимая        устойчивость      на  томъ,    чтЬ  разумъ     при-
                                         отношеніи
                     формальном!
               Въ
                                                                       есть
                                                                               благоразумная
                                                         мужество
          зналъ    добрымъ,      нравственнымъ.        Но   сѣдалище     разума     есть   душа;
 Этимъ  Сократъ  опять  какъ  бы  подвергает*  сомнѣнію  все  СлЕдовательно  душа  есть  сЕдалище  мужества,  какъ  и всякой  до-
 свое  изслѣдованіе,  и  следовательно  как*  бы  оставляете  "ткны  бродЕтели;  поэтому  мужество  проявляется  не  только  на  войнЕ
 ш м *  вопрос*  о  сущности  мужества.  Но  он*  д ѣ  л / і  э /  ішь"  и  не  только  въ  опасности  тЕлесной  вообще,  но  и  въ  опасности
 съ  ц лью  обличенія  своих*  собес дников*,  а  в*  их*  л и п Г и  душевной,  въ  душевной  борьбЕ,  когда  душЕ  грозитъ  опасность
 ѣ
 ѣ
 всѣ х*  современников*  своих*  вообще,  которые  не  знают*  1 о  быть  побЕждеиною  влеченіями,  вожделЕніями,  страстями.
 поня СЛ  Г Ъ  З Н а 1 Ъ  К а Ж Д 0 М у  ^ о ч н о и у  му/у,  не  имѣ ю/  Въ  понятіе  мужества  входятъ  еще,  какъ  инстинктивный
 понятія  о  мужествѣ,  а  следовательно  и  не  могут*  н а з Ы В а /  моментъ  его,  личное  безстрашіе,  смЕлость,  отвага,  храбрость,
 мужественными  ни  себя,  ни  других*.  Что  это  / к *
 косвенно  сознаются  и  Лахес*,  и  Никій,  ибо  и з * Т о /  что  Со  безъ  которыхъ,  какъ  безъ  природных!,  такъ  сказать,  осповъ
 крат*  не  определил*  вмѣстѣ  с*  ними  п  нятія  о  муГестеѣ  они  мужества,  немыслимо  истинное  и  полное  мужество,  ибо  одного

 не  заключают*,  будто  Сократ*  вовсе  не  может*  о п р Х т е  его  благоразумія  еще  недостаточно  для  мужества.  Но  только  въ
 они  говорят*,  что  если  Сократ*  захочет*  гюзаботи  ься  объ  соединены  съ  истинными,  постоянными,  вЕчными  благами,  т.-е.
 образован*  представляемых*  ему  юношей  то  Л и Г м /  Г  благами  душевными,  нравственными,  мужество  становится  нрав^
 надобности  обращаться  к*  ственнымъ,  становится  добродЕтелью,  отличаясь    отъ   дерзкой,
          безумной      отваги,    съ   которою      человЕкъ     бросается     въ  опасность,
   445   446   447   448   449   450   451   452   453   454   455