Page 445 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 445

педагогическихъ         вопросовъ,     требуется      знаніе   сущности       добро-
                       всего   надобно     знкть     Г     , ! !     Д       ?  л ѣ  д о в а т е ' ™ ' °  прежде               дѣтели.    Но    здѣсь    Сократъ     обращаете      вниманіе     только    на  одну

                      насъ    н р о с я Г д Г    с     Х         Н а С Ъ  В °  0 б Щ е  З Н а е Г Ъ  0    «                    изъ   частей,    сторонъ      общаго     понятія    о  добродѣтели,       на  муже-
                                                                                                                               ство,   потому     что   цѣльное     понятіе    о   добродѣтели      можетъ     быть
                      заявляю!       Т о '   J T S S Z          В 0 П Р °  С а  Н й К І Й  И  Л а Х е С г  П Р Я М 0           добыто     только    изъ   позианія     вс хъ    его  частей,   сторонъ,    посред-
                                                                                                                                                                         ѣ
                      безспорно      Сократ^      а  н,t  о п Г ™ ™          Ю Ш Ш и А   З Н а Ю Щ І Й  е с т ь                ствомъ    обобщенія.       Итакъ    главное      содержаніе      этого   разговора
                                                                                                                               состоитъ     въ   развитіи    нонятія     мужества,      какъ    одной    изъ    сто-
                                                                                                                               ронъ    добродѣтели        вообще.     Зд сь      Платонъ,      устами     Сократа,
                                                                                                                                                                          ѣ
                     соединнГся        д о Х Х          с Г д Г а м и   Р а 3 °  М Ъ                    —                      обличаете      своихъ     современниковъ,         называющихъ          себя   муже-

                     сдѣлались     л у ч ш и м Г Г ѵ Х н і е  ня         И Ъ   Ш Н °  В е Й '  Ч Г °  б ы  о н и               ственными,      а  между     тѣмъ    не   имѣющихъ        истиннаго      понятія    о
                     вательно     п р е ж д е Z 7 Z        J        У Щ Н С Т Ь  в о с ™  н і я  ) -  ^лѣ до-                  мужеств .      Въ   этомъ    смыслѣ      „Лахесъ"      есть    разговоръ     сокра-
                                                                         °
                                                                                                                                          ѣ
                     тел*?   м „                     необходимо       знать,    чтб   такое    добоодѣ-                        тико-діалектическій         и   косвенно-обличительный.
                                                              ™     —         - о ;  но если    м Л      -                          Развитіе     содержанія.      Первое    опредѣленіе      мужества,     сделан-
                                                                  ° п
                     в ь ^ а Г ь   4                          К а К Й  Л И б °  В е Щ И '  ™  «   î     «                      ное   Лахесомъ,      слишкомъ       узко   даже    въ   смыслѣ     воинскаго му-
                    c e !  г                                                        r     t    r         Г                     жества.    Лахесъ     говоритъ:       „если     кто   рѣшится       сражаться     съ
                    часъ    же   разсматривать       всю добнолѣтадь       »  J L          У                                   непріятелемъ,        не   покидая      своего     поста    и  не   обращаясь      въ
                                                                                                   bK
                    одну    ея    часть,    именно      т у T o î o Z    'IT            ^     ™ °"                             б гство,    то   его,  конечно,     мы  можемъ      назвать    мужественным!»".
                                                                                                                                ѣ
                                                                              °
                    гопломахіею.       Это   мужество        Z     T      Н а Х Д И Т С Я  в ъ  с в я з и  съ                  Такимъ     образомъ      Лахесъ     поставляете       мужество      въ   безстраш-
                                                                                                                               нок   стойкости     воина     на  полѣ    правильнаго       сраженія.      Но     Со-
                    д ѣ  л  х  г    о   Г   е  =                ^    т   е    г   т    о   п    р   е   -                      кратъ    доказываете       ему,    что   и  при    отступленіи      можно     пока-
                         oZZhTZ:                 3 а В Я З Ы В а е т с а  Р ™ о р *  о  мужествѣ.                              зать   свое   мужество,     какъ    онъ    самъ   и показалъ      это   въ   сраже-


                   с в я з ь Л Л :      ш :  Г - с н е Г °    Р Ъ   0  М у Ж е С Т В Ѣ  П Р И В 0 Д И Т С Я  в ъ               ніи   при Деліонѣ.       Притомъ       Сократъ      не   ограничиваете        муже-
                                                          В
                   въ   свою    о  е   Х    Гсвязи                 Ъ  В 0 П Р 0 С 0 М Ъ >  г о д я щ и м с я                   ства   одною     лишь     воинскою      доблестью,     ни    даже    тѣмъ,    чтобы
                                                                                                                               смѣло    идти    на встрѣчу    опасностямъ;       онъ   требуете,    чтобы   муже-
                                                                                                                               ственный     человѣкъ      стойко    избѣгалъ     опасностей,      слѣдовательно
                                                                                                                               соединялъ      личное    мужество       съ   благоразуміемъ.        Поэтому     Со-

                                                                                                                               кратъ    восходите      къ  той    важной      мысли,     что  стойкое     перене-
                                                                                                                               с е т е  страданій,    болѣзни,     бѣдности,     печали,     самообладаніе       въ
                  ДЛЯ   ™ Г    Z Z T Z Z ,           Г ™       0 1 1  —      1      "     »  вопрос»                           виду   опасностей      и   одолѣніе     пожеланій      и   иохотей    есть   также
                                                                                                                               мужество.    Но   чтб  же—спрашивается—общаго                между    мужествомъ
                                                                                                                               относительно      вожделѣній,      мужествомъ        относительно       страданій,
                                                                                                                               мужествомъ       относительно        страха     и  тому    подобное?      что   есть
                                                                                                                               мужество     вообще,     во   вс хъ    отношеніяхъ?
                                                                                                                                                               ѣ

                                                                                                                                    На   это   Лахесъ    отвѣчаетъ:     мужество     вообще     есть    стойкость
                 тинную     ^ ' в о с п Г н і я ^                                                И С "                         души.    Но    и  это опредѣленіе        еще   слишкомъ       шатко:     стойкость

                 Цѣль    образованія     души     с о Т     Г   Г п п !    ?     м и     верховна.                             сама   по  себѣ   безразлична     въ нравственном!»        отношеніи     и  можетъ
                 ТО  /г™            •      }      состоитъ    въ  прюбрѣтеиш        добродѣтелей
                     А Л Я  Р Ѣ  ш е Н Ш  к а к ъ  ^пгесказапнаго    вопроса,    такъ  и                                       быть   и   вредна,   и  полезна,    и  похвальна,     и  достойна      порицанія;
                                                                                                                               нравственною,       полезною      и  похвальною       она    становится      только
   440   441   442   443   444   445   446   447   448   449   450