Page 447 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 447

тогда,   когда    соединяется      съ   разсудительностью         съ    благош-ѵ                       между     тѣмъ    за  это   еще    не   называют®       врача    мужественнымъ.
                     т е м ъ    когда    опирается      на  разумный       основы     и  когда     мѣета"                    Слѣдовательно        знаніе    не   есть   признак®    мужества,     а  есть  только
                     и    виду    нравственную       ц ль;    въ   противном®      же  случаі    о н а  не                   условіе    всякаго      практическаго       искусства,      имѣющаго       въ   виду
                                                       ѣ
                     есть   мужество,      не  есть   вообще     добродѣтель,      а   вредное   7    до                     отклоненіе     зла   и  усвоеніе            добра,   блага.    На   это    возраже-
                                                                                                                                                                  себѣ
                     стоиное     порицанія      упрямство                               1  Ä         Д °                     ніе  Никій    замѣчаетъ,     что  выше     всего   должно     быть    знаніе,   есть

                                                                                                                             ли   тЬ,    что   мы     считаем®      добром®,     благомъ,      дѣйствительное,
                     д ленЕ    Ѣ  Д г о в Х  Э Т О Г °  Л а Х е С Ъ  И С п р а в л я е ™  прежнее  опре-                     истинное     благо,   и когда   оно  есть   дѣйствительное,       истинное    добро,
                      ѣ
                     Іуши     Но    если   и Z     /  У Ж е С Т В  °  е С Т Ь  благо Р У     стойкость                        благо.   Но   искусство,     имѣющее       въ   виду   прямо     только    практи-
                                                                              аз мная
                      стойкость"               Р    а В И Т Ь  С Л 0 В °  »^  л а г о Р зумный"  къ  слову                    ческую    ц ль,     не    можетъ     дать    намъ    этого    знанія:   такъ,   па-
                                                                              а
                    ^ у Т с т о а  1) п о Г     Ж е  Э Т ° М а Л °  п о м о ж е - о б ъ я с н е н и е  поняті,                нримѣръ,    ѣ  и  врач®    не   знаетъ,    есть   ли   здоровье     и  сохраненіе
                    мужес    во    ибо   Н И Х ™     Н е  В С Я Е а Я  б л а г о Р У  м н а я  стойкость  есть
                                                                          а 8
                    мужество,      ибо   никто    не   назовет®    мужественнымъ         отца     благо                       жизни    дѣйствительно       и  при   всяких®     обстоятельствах®        истинное
                    ра  умно   и-настойчиво       отказывающаго         сыну     в®   том®!    'чтй  е 1                      добро,    благо;    слѣдовательно        безъ    познанія     истиннаго      добра,
                    вредно     и  2)   потому    что   невелико      мужество      того   полководца                          блага   невозможна        никакая      нравственная        дѣятельность,      ника-

                    который      благоразумно       обсудив®     всѣ обстоятельства       и    сознавая                       кая   добродѣтель,      a  слѣдовательно      невозможно      и   мужество.     Это-
                                         °
                   жетіе     наиа)   В Ы Г Д Н О е '  В Ъ  ^  6  ™        непріятельскимъ         оГо-                        то  высшее     знаніе    истиннаго     добра,   блага   есть  такой    существен-
                                                                                                                                     признакъ
                                                                                                                                                                                               что
                                                                                                                                                                                                     нельзя
                                                                                                                                                                                                              до-
                                                                                                                                                   мужества,
                                                                                                                              ный
                                                                                                                                                                 такая
                                                                                                                                                                          его
                                                                                                                                                                                сущность,
                   жеше,     нападет®      „а   него   и   выдержит®      битву;     напротив                                 пустить,    чтобы    животныя       или варвары       могли    быть    мужествен-
                   самомъ     дѣлѣ,     мужественнымъ         мы   назовем®       ого    поГогодна                            ными,   ибо   они    не  обладают®       этимъ   знаніемъ;     они   могутъ     быть
                   который,     будучи    въ   менѣе    выгодном®,     въ   сравнеі с®         н е н Г '                      смѣлыми,       безстрашными,        но    не   мужественными,          потому   что
                                                          -    отступит®,     будетъ      с т о й к а
                                                                                                                              животныя      и  варвары    лишь     вслѣдствіе     своего   незнанія    не  боятся
                  r       t       e                                                                                           того,   чтЬ   опасно.
                                                                                                                                   Уже     это    Платоново       опредѣленіе       мужества,      какъ    знанія
                                                                                                                              истиннаго      блага,   добра,    вложенное       имъ   въ   уста   Никія,     выше

                  ему   каже тся чт 0                    ^     Х °  Т Я  °  Я Ъ  и  снимает®-как®                             Сократова      опредѣленія,      по   которому    мужество     есть  знаніе    того,
                              а
                                       Ъ
                                  аХе
                  I Z l     c Z t  Z            °  е  М у Ж е С Т В ° '  Н °  н и к а к ъ  н е  можетъ  вн-                   чего   должно     и   чего   не   должно     бояться;   Платонъ     какъ    бы   вос-
                                                °
                 Никію.                Я И е  С Л В а М И -  П °  9 Т 0 М у  С о к р а т ъ  обращается  къ                    полняет®      опредѣленіе        Сократа,      говоря,    что    должно     бояться
                                                                                                                              зла   и  искать    истиннаго      добра,    блага.
                 ства  Н И  ѵ к1вая „ я  Н 0 В Ы Й  ° °  Р 0 Т Ъ  и з с л ѣ  д о в а н і ю  сущности  У у ж е -                     Но   Платонъ,      устами    Сократа,     находит®     и въ этомъ      Никіе-
                                    І Ъ
                                                    б
                 вГкій     X      Г     Ѵ  а С Т  °  Т  Т О р я е м  У  ю  Сократом®    мысль,    что                         вомъ    оиредѣленіи       мужества     ещэ    одинъ    существенный        недоста-
                                                                                       онъ
                                                                                  чті,
                                                    °
                 ч
                                                      б р
                                                   Д
                                                             т е л е н ъ
                 ZIlT   слѣдовате   L «   '  д ѣ  л ь н о с т ь > °  д Ѣ  годность, -  возможность,  зн'аетъ                  ток®.   Это   опредѣленіе       какъ   будто    еще   ограничивает®       мужество
                                                                                             ѵмѣнье
                                     ?
                                                                                                                                                                         къ
                                                                                                                                                          его
                                                                                                                                                               только
                                                                                                                                                                              будущимъ
                                                                                                                                                                                                            злам®,
                                                                                                                                                                                                         и
                                                                                                                                                                                             благам®
                                                                                                                                             относит®
                                                                                                                                       что
                                                                                                                              тѣмъ,
                 сд лать    что-нибудь,      добродѣ тель-не        отличны      отъ   зшніГ       или                        ограничивая       лежащее      въ   основѣ    мужества      зианіе    только   зна-
                   ѣ
                                                                                                                              ніемъ    будущих®,      т.-е.  временных®        благ®   и золъ;   слѣдовательно,
                S n n Z     '      мужество      есть   знаніе   того,  чего  мы   должны     и  чего                         Платонъ      отождествляет®        знаніе    только     съ   благоразуміемъ,        а
                                                           °
                 L T Z ô T T ™                  И   Н а   В Й Н Ѣ  '  И  В ° сѣ хъ   обстоятель                               не   съ    мудростью,      такъ   какъ     бояться      должно     того,   чтЬ    воз-
                                                                            в
                 Г о     о     Г   ;п   Р 0 Т И В Ъ  Э Т 0 Г °  о п р е д ѣ  л е н і я  з а м *чаетъ  Лахесъ,                 буждаете      страх®;     но   страх®    возбуждают®       не  прошедшія       и  не
                                                                                                                                               ѣ
                чего             "  T     Ш И Р 0 К ° '  Л ° Т 0 М У  Ч Т °  И  в р а ч ъ  должен®  знать                      настоящія     б дствія,    а  ожидаемыя      будущія;     слѣдовательно,      и  на-
                       С л Ь д у е г ъ  б о я т ь с я  относительно  здоровья,  и  чего   нѣ тъ    а                          оборот®,—должно           искать    будущих®      благъ.   Между     тѣмъ     всякое
   442   443   444   445   446   447   448   449   450   451   452