Page 447 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 447
тогда, когда соединяется съ разсудительностью съ благош-ѵ между тѣмъ за это еще не называют® врача мужественнымъ.
т е м ъ когда опирается на разумный основы и когда мѣета" Слѣдовательно знаніе не есть признак® мужества, а есть только
и виду нравственную ц ль; въ противном® же случаі о н а не условіе всякаго практическаго искусства, имѣющаго въ виду
ѣ
есть мужество, не есть вообще добродѣтель, а вредное 7 до отклоненіе зла и усвоеніе добра, блага. На это возраже-
себѣ
стоиное порицанія упрямство 1 Ä Д ° ніе Никій замѣчаетъ, что выше всего должно быть знаніе, есть
ли тЬ, что мы считаем® добром®, благомъ, дѣйствительное,
д ленЕ Ѣ Д г о в Х Э Т О Г ° Л а Х е С Ъ И С п р а в л я е ™ прежнее опре- истинное благо, и когда оно есть дѣйствительное, истинное добро,
ѣ
Іуши Но если и Z / У Ж е С Т В ° е С Т Ь благо Р У стойкость благо. Но искусство, имѣющее въ виду прямо только практи-
аз мная
стойкость" Р а В И Т Ь С Л 0 В ° »^ л а г о Р зумный" къ слову ческую ц ль, не можетъ дать намъ этого знанія: такъ, па-
а
^ у Т с т о а 1) п о Г Ж е Э Т ° М а Л ° п о м о ж е - о б ъ я с н е н и е поняті, нримѣръ, ѣ и врач® не знаетъ, есть ли здоровье и сохраненіе
мужес во ибо Н И Х ™ Н е В С Я Е а Я б л а г о Р У м н а я стойкость есть
а 8
мужество, ибо никто не назовет® мужественнымъ отца благо жизни дѣйствительно и при всяких® обстоятельствах® истинное
ра умно и-настойчиво отказывающаго сыну в® том®! 'чтй е 1 добро, благо; слѣдовательно безъ познанія истиннаго добра,
вредно и 2) потому что невелико мужество того полководца блага невозможна никакая нравственная дѣятельность, ника-
который благоразумно обсудив® всѣ обстоятельства и сознавая кая добродѣтель, a слѣдовательно невозможно и мужество. Это-
°
жетіе наиа) В Ы Г Д Н О е ' В Ъ ^ 6 ™ непріятельскимъ оГо- то высшее знаніе истиннаго добра, блага есть такой существен-
признакъ
что
нельзя
до-
мужества,
ный
такая
его
сущность,
жеше, нападет® „а него и выдержит® битву; напротив пустить, чтобы животныя или варвары могли быть мужествен-
самомъ дѣлѣ, мужественнымъ мы назовем® ого поГогодна ными, ибо они не обладают® этимъ знаніемъ; они могутъ быть
который, будучи въ менѣе выгодном®, въ сравнеі с® н е н Г ' смѣлыми, безстрашными, но не мужественными, потому что
- отступит®, будетъ с т о й к а
животныя и варвары лишь вслѣдствіе своего незнанія не боятся
r t e того, чтЬ опасно.
Уже это Платоново опредѣленіе мужества, какъ знанія
истиннаго блага, добра, вложенное имъ въ уста Никія, выше
ему каже тся чт 0 ^ Х ° Т Я ° Я Ъ и снимает®-как® Сократова опредѣленія, по которому мужество есть знаніе того,
а
Ъ
аХе
I Z l c Z t Z ° е М у Ж е С Т В ° ' Н ° н и к а к ъ н е можетъ вн- чего должно и чего не должно бояться; Платонъ какъ бы вос-
°
Никію. Я И е С Л В а М И - П ° 9 Т 0 М у С о к р а т ъ обращается къ полняет® опредѣленіе Сократа, говоря, что должно бояться
зла и искать истиннаго добра, блага.
ства Н И ѵ к1вая „ я Н 0 В Ы Й ° ° Р 0 Т Ъ и з с л ѣ д о в а н і ю сущности У у ж е - Но Платонъ, устами Сократа, находит® и въ этомъ Никіе-
І Ъ
б
вГкій X Г Ѵ а С Т ° Т Т О р я е м У ю Сократом® мысль, что вомъ оиредѣленіи мужества ещэ одинъ существенный недоста-
онъ
чті,
°
ч
б р
Д
т е л е н ъ
ZIlT слѣдовате L « ' д ѣ л ь н о с т ь > ° д Ѣ годность, - возможность, зн'аетъ ток®. Это опредѣленіе какъ будто еще ограничивает® мужество
ѵмѣнье
?
къ
его
только
будущимъ
злам®,
и
благам®
относит®
что
тѣмъ,
сд лать что-нибудь, добродѣ тель-не отличны отъ зшніГ или ограничивая лежащее въ основѣ мужества зианіе только зна-
ѣ
ніемъ будущих®, т.-е. временных® благ® и золъ; слѣдовательно,
S n n Z ' мужество есть знаніе того, чего мы должны и чего Платонъ отождествляет® знаніе только съ благоразуміемъ, а
°
L T Z ô T T ™ И Н а В Й Н Ѣ ' И В ° сѣ хъ обстоятель не съ мудростью, такъ какъ бояться должно того, чтЬ воз-
в
Г о о Г ;п Р 0 Т И В Ъ Э Т 0 Г ° о п р е д ѣ л е н і я з а м *чаетъ Лахесъ, буждаете страх®; но страх® возбуждают® не прошедшія и не
ѣ
чего " T Ш И Р 0 К ° ' Л ° Т 0 М У Ч Т ° И в р а ч ъ должен® знать настоящія б дствія, а ожидаемыя будущія; слѣдовательно, и на-
С л Ь д у е г ъ б о я т ь с я относительно здоровья, и чего нѣ тъ а оборот®,—должно искать будущих® благъ. Между тѣмъ всякое