Page 451 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 451

не  имѣя    въ   виду    нравственныхъ       цѣлей    и  нравственной      основы
                       не  зная    истинныхъ       благъ,     а   только    слѣдуя    своему     слепому!                      другомъ.    Этотъ     другъ    Сократа,     окруженный       многими       другими
                      безсознательному        влеченію,     подобно    неразумнымъ        животнымъ       и                   друзьями       Сократа,     также     непоименованными,           повстречавшись
                      варварамъ.                                                                                               гд -то    съ   Сократомъ      и   узнавши      отъ    него,   что    онъ    возвра-
                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                               щается     къ  себе    после    долгаго    разговора,      который      только-что
                           Итакъ      въ    истинно-мужественломъ             человѣкѣ      соединяются

                      въ   гармонію     знаніе    и   деятельность,      олицетвореніе       чего   пред-                      имѣлъ    съ  Иротагоромъ,       просите    Сократа     пересказать     имъ    этотъ
                      ставляетъ,     по   замѣчанію      Лахеса,    именно     Сократъ,    ибо   въ  немъ                      разговоръ     свой.   Сократе,     охотно    соглашается,       садится   и   начи-
                                                                                                                                                                                                              )
                      соединяются      въ   гармонію      слово    и  дело,    ученіе    и  жизнь.                             наете   свой   разсказъ.    Но начало      этого    разсказа    составляете же
                           Такимъ     образомъ,     въ   разговоре      „Лахесъ"      мы   находимъ      и                     содержаніе      второго    пролога.

                     ответь      на   несправедливый         упрекъ,      который     во  всѣ    времена
                     дѣлался     фиософш,-будто             она    отклоняете      своихъ     учениковъ                                                      ВТОРОЙ      ИРОЛОГЪ.
                     отъ   практической        жизни,    обезсиливаетъ      ихъ   волю,   давая    слиш-
                     комъ    большой      перев съ     уму, рефлексіи,       словомъ,     превращаете                               Онъ    представляете       собою     уже   нечто     въ   роде    обыкновен-
                                                 ѣ
                     ихъ   »    безд ятельныхъ        мечтателей.      Н тъ,    истинное    знаніе   есть                      ныхъ     прологовъ       къ   Софокловымъ         трагедіямъ,     а  именно,    это
                                     ѣ
                                                                         ѣ
                     вместе    и   ум нье;    истинный      философъ-философъ             и въ    жизни                        уже    начало    Сократова       разсказа,    которымъ      вводится      читатель
                                      ѣ
                     какъ   и   въ   науке.                                                              ?                     прямо     въ   дѣ йствіе,   т.-е.   въ   разговоръ     Сократа       съ   Иротаго-
                                                                                                                               ромъ,   такъ   что  это  действіе    прямо   подготовляется      этимъ     вторымъ

                                                     6.  Протагоръ.                                                            прологомъ.
                                                                                                                                    Въ    этомъ     второмъ      прологе      Сократъ      разсказываетъ,      что
                          Илатоновъ      разговоръ     „Протагоръ"       есть   самое    зрѣлое,   и  въ                       сегодня,     еще    до  разсвета,     пришелъ       къ   нему    въ   домъ    некій
                    художественному          и    въ  философскомъ         отношеніяхъ,       и   самое                        аѳинскій     богатый     юноша      Гиппократе,       дабы     сообщить      ему о
                    богатое    содержаніемъ        произведеніе      перваго    періода    Платоновой                          ирибытіи      въ   А ины      абдеритянина        Протагора,       и   настойчиво
                                                                                                                                                    ѳ
                    философской       деятельности.                                                                            просите      Сократа,     какъ     знакомаго      съ   Протагоромъ,       о   томъ,

                         Замечательно,       что   въ этомъ     разговоре    два  различныхъ про-                              чтобы    Сократъ    рекомендовалъ       его,  Гиппократа,      Протагору,      вовсе
                    лога;   что же     касается     до ледующая          за  этими    прологами     са-                        ему,   Гиппократу,       незнакомому,       съ  целью     поступить      ему,  Гип-
                                                        с
                   мого    содержанія      разговора,      то   оно   распадается      на   двѣ   глав-                        пократу,     въ   число    учениковъ      Протагора,       какъ    бы   дорого   ни

                                           ѣ
                   ІІЫЯ   части    или    д йствія.                                                                            стоили    его   уроки.
                                                                                                                                     Сократъ     отвечалъ     Гиппократу,      что   онъ уже      зналъ    о   при-
                                                                                                                               были     въ Аѳины       Протагора      еще   третьяго-дня,      и   замѣтилъ,    что
                                                 П Е Р В Ы Й  ГІРОЛОГЪ.
                                                                                                                               еще    слишкомъ       рано   идти    къ  Протагору;      что   надобно     имъ   вы-

                        Онъ    представляете       собою     нечто     въ  родѣ     обыкновенныхъ                              ждать,    пока    настанете     день,    и что   во  вся комъ   случае     спешить
                   прологовъ      къ  трагедіямъ      Эврипида,     а  именно,    содержаніе     этого                         имъ    незачемъ,     потому     что   они    наверное      застанутъ    Протагора
                   пролога    есть   нѣ что   вовсе    постороннее       содержаиію      самаго   дей-                         у   себя,   такъ   какъ    онъ   обыкновенно        не  выходите      цѣлый     день
                  ствия;   состоитъ      это   еодержаніе       въ  указаніи     чисто    случайна™                            изъ   дому.    Между     темъ    Сократе      предложилъ      Гиппократу      выйти

                  внѣ шняго      повода    къ   пересказу     Сократомъ       разговора,     который                           съ   нимъ    изъ   комнате      на   дворъ    и   тамъ    дождаться       разсвѣ та.
                  онъ    имѣлъ     съ  ІІрота™ромъ,        главою     софистовъ.                                               Они     выходятъ       и,   прохаживаясь         по   двору,     разговариваютъ
                       Этотъ    иоводъ      иредставлялъ        Платонъ      въ   видѣ     коротка™                             между     собою.
                  разговора     Сократа     съ его    какимъ-то,      неноименованнымъ          здѣсь                                Сократъ     спрашиваете        Гиппократа:       „Ты    хочешь      идти   те-
                                                                                                                                перь   къ Протагору        съ  темъ,   чтобы    учиться    у  него   за  большую
   446   447   448   449   450   451   452   453   454   455   456