Page 451 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 451
не имѣя въ виду нравственныхъ цѣлей и нравственной основы
не зная истинныхъ благъ, а только слѣдуя своему слепому! другомъ. Этотъ другъ Сократа, окруженный многими другими
безсознательному влеченію, подобно неразумнымъ животнымъ и друзьями Сократа, также непоименованными, повстречавшись
варварамъ. гд -то съ Сократомъ и узнавши отъ него, что онъ возвра-
ѣ
щается къ себе после долгаго разговора, который только-что
Итакъ въ истинно-мужественломъ человѣкѣ соединяются
въ гармонію знаніе и деятельность, олицетвореніе чего пред- имѣлъ съ Иротагоромъ, просите Сократа пересказать имъ этотъ
ставляетъ, по замѣчанію Лахеса, именно Сократъ, ибо въ немъ разговоръ свой. Сократе, охотно соглашается, садится и начи-
)
соединяются въ гармонію слово и дело, ученіе и жизнь. наете свой разсказъ. Но начало этого разсказа составляете же
Такимъ образомъ, въ разговоре „Лахесъ" мы находимъ и содержаніе второго пролога.
ответь на несправедливый упрекъ, который во всѣ времена
дѣлался фиософш,-будто она отклоняете своихъ учениковъ ВТОРОЙ ИРОЛОГЪ.
отъ практической жизни, обезсиливаетъ ихъ волю, давая слиш-
комъ большой перев съ уму, рефлексіи, словомъ, превращаете Онъ представляете собою уже нечто въ роде обыкновен-
ѣ
ихъ » безд ятельныхъ мечтателей. Н тъ, истинное знаніе есть ныхъ прологовъ къ Софокловымъ трагедіямъ, а именно, это
ѣ
ѣ
вместе и ум нье; истинный философъ-философъ и въ жизни уже начало Сократова разсказа, которымъ вводится читатель
ѣ
какъ и въ науке. ? прямо въ дѣ йствіе, т.-е. въ разговоръ Сократа съ Иротаго-
ромъ, такъ что это действіе прямо подготовляется этимъ вторымъ
6. Протагоръ. прологомъ.
Въ этомъ второмъ прологе Сократъ разсказываетъ, что
Илатоновъ разговоръ „Протагоръ" есть самое зрѣлое, и въ сегодня, еще до разсвета, пришелъ къ нему въ домъ некій
художественному и въ философскомъ отношеніяхъ, и самое аѳинскій богатый юноша Гиппократе, дабы сообщить ему о
богатое содержаніемъ произведеніе перваго періода Платоновой ирибытіи въ А ины абдеритянина Протагора, и настойчиво
ѳ
философской деятельности. просите Сократа, какъ знакомаго съ Протагоромъ, о томъ,
Замечательно, что въ этомъ разговоре два различныхъ про- чтобы Сократъ рекомендовалъ его, Гиппократа, Протагору, вовсе
лога; что же касается до ледующая за этими прологами са- ему, Гиппократу, незнакомому, съ целью поступить ему, Гип-
с
мого содержанія разговора, то оно распадается на двѣ глав- пократу, въ число учениковъ Протагора, какъ бы дорого ни
ѣ
ІІЫЯ части или д йствія. стоили его уроки.
Сократъ отвечалъ Гиппократу, что онъ уже зналъ о при-
были въ Аѳины Протагора еще третьяго-дня, и замѣтилъ, что
П Е Р В Ы Й ГІРОЛОГЪ.
еще слишкомъ рано идти къ Протагору; что надобно имъ вы-
Онъ представляете собою нечто въ родѣ обыкновенныхъ ждать, пока настанете день, и что во вся комъ случае спешить
прологовъ къ трагедіямъ Эврипида, а именно, содержаніе этого имъ незачемъ, потому что они наверное застанутъ Протагора
пролога есть нѣ что вовсе постороннее содержаиію самаго дей- у себя, такъ какъ онъ обыкновенно не выходите цѣлый день
ствия; состоитъ это еодержаніе въ указаніи чисто случайна™ изъ дому. Между темъ Сократе предложилъ Гиппократу выйти
внѣ шняго повода къ пересказу Сократомъ разговора, который съ нимъ изъ комнате на дворъ и тамъ дождаться разсвѣ та.
онъ имѣлъ съ ІІрота™ромъ, главою софистовъ. Они выходятъ и, прохаживаясь по двору, разговариваютъ
Этотъ иоводъ иредставлялъ Платонъ въ видѣ коротка™ между собою.
разговора Сократа съ его какимъ-то, неноименованнымъ здѣсь Сократъ спрашиваете Гиппократа: „Ты хочешь идти те-
перь къ Протагору съ темъ, чтобы учиться у него за большую