Page 453 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 453

плату.    Что   же   ты   думаешь     найти    въ  немъ    и  ч мъ    хочешь     сд -                  рить     твою    душу      этому     иностранцу-ириптельцу            (Протагору).
                                                                                      ѣ
                                                                                                          ѣ
                      латься,     выучившись       у   него,    ибо   еслибъ,    напр.,    самъ    ты по-                    Напротивъ,       ты   вотъ   пришелъ      ко   мнѣ    рано    утромъ,     и   вмѣсто
                      шатъ    учиться   къ   скульптору     Фидію,    то,  конечно,    съ   т мъ,    чтобы                   того,   чтобы    посов товаться         со  мною,    вв ряться      ли   тебѣ    или
                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                                     ѣ
                      и  самому     сдѣлаться     скульпторомъ?        Чтб   такое     ІТротагор^"                           нѣ тъ   Протагору,      прямо    говоришь,     что   ты рѣшилъ      идти    къ  нему
                           I  иппократъ.      Его    называю™       софистомъ,      и  я  хочу    учиться                    съ   т мъ,   чтобъ   онъ   принялътебя        въ  число   своихъ     учениковъ,—
                                                                                                                                   ѣ
                      У  него,   чтобы     самому     сдѣлаться     софистомъ.                                               къ    Протагору,       котораго,      по   словамъ      твоимъ,     ты    вовсе    не
                           Сократъ.      Но,   конечно,    ты   хочешь     учиться     у  софиста    Про-                    знаешь     и   котораго     хотя     и   называешь        софистомъ,       но   вовсе
                      тагора    не   съ   тѣмъ,   чтобы    самому     выступить      учителемъ,      а  съ                   не   зная,   чтб   такое    софисте.
                     г мъ,    чтобы     образовать      себя.   Но    мнѣ     кажется,     что   ты, а-                            Гиппократг.        Кажется,      все   в рно,   чтб ты     теперь     сказалъ.
                                                                                                      н
                       ѣ
                                                                                                                                                                           ѣ
                     мереваясь       вв рить      свое    образованіе,     т , е .  образованіе     души                           Сократъ.      Не    есть  ли   софисте     торговецъ     такими     товарами,
                                       ѣ
                                                                                       т
                     своей,    софисту     Протагору,      даже    не  знаешь     ни о - к о м ѵ    ввѣ -                    которые      питаютъ      душу?
                     / Г І ™    ко   вреду?       ™   Т  ° -  К 0  б л а г У  л и  э т о  « * *  послужить, '                      Гиппократг.        Развѣ     душа    чѣмъ-нибудь        питается?
                                         Д У Ш У ;
                                  С В 0 Ю
                           же
                     или
                                                                                                  J
                          Гиппократг.        Мнѣ     кажется,     что   я  это   знаю                                              Сократъ.      Очевидно,      она   питается      ученіемъ.     Вотъ    почему
                          Сократъ.      Такъ    скажи,     чтб   такое    софиста?                                           и   надобно     остерегаться,      чтобы    софиста     не   обманулъ     насъ   вос-
                          Гиппократг.        Софистъ-это,         какъ    показывав™        самое    на-                     хваленіемъ      того   товара,     который     онъ    продаете.     Подобно     тор-
                                                                                                                                            ѣ
                    звание,    есть   челов къ,     обладающій       познаніями.                                             гагаамъ      съ стными       припасами       и    напитками,       которые      сами
                                             ѣ
                                                                                                                             не    знаютъ,      полезно      или    вредно     для    т ла,     для    т леснаго
                                                                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                                                                                        ѣ
                    об-га              Е С Л И б Ъ  Н а С Ъ  С І ф 0 С И Л И '  Н а " Р  '  к а к и м и  познаніями          здоровья     тб,   чтб   они     продаютъ,      какъ    не   знаютъ     того   и  тѣ ,
                    обладав™      живописецъ,        то  мы    отвѣчали     бы-познаніями,          нуж-                     кто   покупаете       ихъ    товаръ,      кромѣ     развѣ    врача    и   гимнаста,
                    ными    для   гіисанія    картинъ.     Но    еслибъ    кто   спросилъ      штоъ     -                    но   тѣмъ    не  мен е     восхваляютъ       свой  товаръ:    такъ    восхваляютъ
                                                                                                                                                   ѣ
                    ы Т е м    Т  В а Ш Я т    ° '           софиста?—то         чтб   бы    мы    отвѣ -                    свое   ученіе    и  т ,   которые     разъ зжаютъ       по   городамъ,     а  между
                                                б , а д а е т ъ
                                                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                   ѣ
                              У                                                                                              т мъ   и сами    они    не   знаютъ,      и   не  знаютъ       покупатели       этого
                                                                                                                              ѣ
                         Типпократъ.        Познаніями,       нужными      для   того,   чтобы    обра-                      товара,    полезенъ     ли   онъ,   или   вреденъ    для   здоровья     душевнаго,
                   зовать    хорошихъ       ораторовъ,     ум ющихъ        хорошо      говорить.
                                                               ѣ
                                                                                                                             кромѣ     только    врача     душевнаго,      который       это    знаетъ.    Итакъ
                        Сократъ.      О    чемъ    же     говорить?      О   томъ,     конечно      чтб                      если   ты    знаешь,     чтб    полезно     и  чтб   вредно    въ   ученьи     софи-
                   знаетъ    самъ    учитель:    какъ    напр,     обучающій       играть     на   лирѣ                      стовъ,     то   ты    можешь       безъ    опасности      для   себя,    для   своей
                   учить    хорошо      говорить     о  томъ    искусств ,     которому     онъ     обу-                     души,    заплатить     Протагору,       какъ   и   всякому     другому     софисту,
                                                                           ѣ
                   чаете.    Что   же   это   такое,    что   знаетъ    софисте,    и   чтб онъ      мо-                     за  уроки     и  обучаться      у  нихъ;     если    же    этого   не  знаешь,     то
                   жетъ    сообщить      другимъ?                                                                            остерегайся      подвергать      опасности       тб,  чтб   всего    драгоц нн е
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                                                                           ѣ
                        Гиппократг.        Этого    я  уже    не  могу    тебѣ    сказать.                                   для    челов ка,      потому     что    опасность       при    покупкѣ      уроковъ
                                                                                                                                           ѣ
                        Сократъ.     Но    понимаешь       ли   теперь,    какой     опасности      ты                       гораздо    бблыиая,      нежели     при    нокупкѣ      съ стныхъ        припасовъ
                                                                                                                                                                                        ѣ
                  хочешь     подвергнуть       душу     свою?    Еслибъ      ты    хот лъ     ввѣрить                        и   напитковъ;       ибо    кто    купите     съ стные       припасы       или   на-
                                                                                                                                                                              ѣ
                                                                                       ѣ
                                 Т  0 е  т ѣ  л о  ( ^ р и м ѣ р ъ  свое  т лесное  здоровье  какому-                        питки,    тотъ,   прежде     ч мъ    съ стъ      или    выпъетъ     ихъ,     можетъ
                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                     ѣ
                                                                                                                                                            ѣ
                         в р а л У)'  т о  развѣ   не   посовѣтовался        бы    ты   прежде      съ                       положить      ихъ     въ  какой-нибудь        мѣ шокъ     или   сосудъ,     и, при-
                  своими    друзьями      и  родными?      О   томъ   же,    чтб  гораздо     важн е                         несши    домой,     спросить      св дущихъ        людей     объ   ихъ    качеств .
                                                                                                     ѣ
                                                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                  т ла,   о  гвоеи    душѣ ,   отъ   здоровья     или болѣзни       которой      зави-                       Ученіе    же   не   можетъ      быть   положено       въ  м шокъ       или   сосудъ
                                                                                                                                                                                         ѣ
                   ѣ
                 сите    все   твое   будущее     счастіе     или    несчастіе,     ты  не   посов -                         и  принесено      домой,    а  оно   воспринимается,        усвоивается       прямо
                                                                                                     ѣ
                 товался     ни  съ   отцомъ,    ни   съ друзьями      твоими,     можно    ли    вв -
                                                                                                     ѣ
   448   449   450   451   452   453   454   455   456   457   458