Page 442 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 442

няемся  ролями;  теперь  уже я  буду  слѣдовать  за  тобою,  а  не
 ты  за  мною,  и  по  крайней  мѣрѣ  съ  этого  времени  „мну  я  ніе  первой  половины  Пелопонезской  войны;  но  мужество  и
 заботиться  о  правдѣ  и  справедливости.  вообще  воинскія  доблести  ихъ  представляли  р зкую  между
                                                                              ѣ
 Сократъ. О,  еслибы  ты  устоял®  на этомъ  яам реніи  своемъ»  собою  противоположность.  Лахесъ  былъ  лично  мужественный,
 ѣ
 Но  я  опасаюсь-хотя  и  не  изъ  недовѣ рія  къ твоему  сердцу  -  смѣлый,  отважный,  стойкій  воинъ,  и  потому  онъ  является  здѣ сь

 что  государство,  могущественное  вліяніе  котораго  на  граж-  гіредставителемъ  того  рода  мужества,  которое  безъ  обдуман-
 дан®  я  признаю,  возьмет®  верх®  надъ  тобой.  на™  плана  поражаете  врага  быстротою  нападенія  и  стойкою
                                                               природнаго,
                                                                               безсознатель-
 Так®  заканчивает®  Платонъ  этотъ  разговоръ,  какъ-бы  пред-  выдержанностью  въ  битвѣ,  мужества въ  которомъ  нельзя  отка-
           наго,
                    инстииктивнаго;
                                           безстрашія,
 сказаиіемъ  Сократа,  которое,  какъ  изв стно,  вполнѣ  сбылось
 ѣ
 на  Алкивіад .  зать  и  необразованнымъ     людямъ,     и  варварамъ,    и даже     многимъ
 ѣ
 Въ  этой  второй  части  разговора  „Алкивіадъ  Первый"  Пла-  животнымъ.  Поэтому  онъ  не  можетъ  и представить  себе,  чтобы
                                    мужественнымъ
                     было
                                                          во
                                                              всякихъ
                                                                          обстоятельствахъ
           можно
                             быть
 тонъ,  устами  Сократа,  высказывает®  ту главную  мысль,  что  п о м -  жизни,  не  будучи  воиномъ;  не можетъ  представить  себ ,  чтобы
 тика  есть  искусство,  обусловленное  самопознаніемъ  и  состоя-  мужество  основывалось  на  знаніи,  и  чтобы  мужеству ѣ  можно
 щее  въ  выраженіи  въ  государств*  правды  и  справедливости  и  должно  было  учиться,  какъ  и  всякой  другой  добродѣтели.
 такъ  что  не  господство  и  могущество  есть  конечная  цѣль  Напротивъ,  Никій  былъ  тонкій  тактикъ,  разсчетливый,  прини-
 государственной  жизни,  как®  и  жизни  гражданина,  a  д ль-  мающей  въ  соображеніе  могущія  встретиться  обстоятель-
 ѣ
                                              всѣ
 ность,  доородѣтель  и  сообщеніе  ея своимъ  согражданам®  Слу-  ства,  не  любящій  рисковать,  не  имѣющій  довольно  отваги,
 ж е н ^  этой  добродѣтели  и  есть  истинная  свобода;  наконец®  чтобы  смѣло  воспользоваться  представляющимися,  благопріят-
 в®  ней  одной  только  и  состоит®  истинное  счастье;  противное  ными  для  побѣды  случаями,  и потому  слишкомъ  медлительный,
 же  ей  служеніе  своимъ  эгоистическим®  цѣлямъ,  честолюбію  и  предпочитавшій  одерживать  верхъ  надъ  непріятелемъ,  хотя въ
 властолюопо  есть  рабство  и  ведет®  къ  несчастію.  немногихъ  случаяхъ,  но  наверняка,  нежели  опрометчиво^  под-

           вергаться      опасности.      Поэтому      онъ    легко   усвоиваетъ      себѣ   ту
           мысль     Сократа,     что   мужество      основывается       на   знаніи,    и что
 б.  Лахесъ.  оно  изучимо,—это       соотвѣ тствуетъ      его  собственной       натуре.   Но

           его   мужество,      какъ     и  мужество       Лахеса,     не   вполнѣ     таково,
 Разговаривающая  лица  и  обстановка.  Главным  лица  соб-  какимъ  оно  должно  быть,  чтобы  имѣть  право  называться  добро-
 ственно  ведущщ  разговоръ  это  Сократъ,  Лахесъ,  Никій  и  Ли-  детелью.  Знаніе,  изъ  котораго  исходите  его  мужество,  не  есть
 зимахъ,  говорящій  только  въ  началѣ  и  въ  самомъ  концѣ  раз-  еще  знаніе  въ  Сократовомъ  смыслѣ,  a  тѣмъ  менѣе  въ  смыслѣ
 вора;  Мелезій  только  слушаете;  Аристидъ  отвечаете  BLO  Платоновомъ,  какъ  познаніе  истинныхъ  благъ  и  в чнаго  нрав-
                                                                                ѣ
 разъ  н сколько  словъ;  Ѳукидидъ  вовсе  ничего  не  говоритъ  ственна™  мірового  порядка;  даже  его  благоразуміе,  какъ  благо-
 ѣ
 Сперва  здѣсь  разговариваете  Сократъ  съ  Лахесомъ,  а  потомъ  разуміе  полководца,  слишкомъ  ограниченно:  онъ  обдумываетъ
 съ  Никіемъ;  ио  въ  разговоръ  Сократа  съ Никіемъ  вмѣшивается  только  ближайшія  послѣдсгвія  своихъ  предпріятій,  но  никогда
 снова  Лахесъ,  чт0  придаете  разговору  бблыную  драматическую  не  возвышается  до  дальновидныхъ,  широкихъ,  геніальныхъ
 живость.  Сократъ,  Лахесъ  и  Никій  своими  характерами  пред  плановъ.  Обѣ натуры—Лахеса  и  Никія—взаимно  дополняютъ
 ставляютъ  олицетвореніе  мужества,  но  Лахесъ  и  Никій-мѵ же-  себя,  такъ  что  еслибы  соединить  смѣлость  Лахеса  съ  благо-
 ства  односторонняго,  а  Сократъ-мужества  всесторонняго  разуміемъ  Никія,  то  въ  результате  мы  получили  бы  если  не


 бп J Z T  И  ( В М Ѣ  С Т Ѣ  С ъ  Д  е м о с о е н о м , ь  и  Ламихомъ)  великаго  полководца,  то  по  крайней  мере  истинно-мужествен-
 были  значительнѣишими  аѳинскими  полководцами  въ  продолже-
           наго    воина.    Представителемъ        этого    истиннаго     мужества      воина
                                                                                      28*
   437   438   439   440   441   442   443   444   445   446   447