Page 426 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 426

На  это  Сократъ  отвѣчалъ,  что  онъ  и  самъ  хотЬлъ  бы  Следовательно  и  этотъ  разговоръ  есть  сократическій  и  обли-
 спросить  Гиппія  о  многомъ  изъ  того,  чтЬ  онъ  сказалъ  о о-  чительный.
 Г
 мере,  иапримѣръ  о  томъ,  которой  изъ  двухъ  поьмъ  Гомера
 онъ  отдаете  предпочтеніе:  Иліадѣ  или  Одиссеѣ ,  или—чтб  все  Въ  самомъ  деле,  здесь  Платонъ  доказываете  то  же,  что
 равно—котораго  изъ  двухъ  героевъ  онъ  предпочитаете:  Ахил-  утверждалъ  въ  своемъ  ученіи  и  Сократъ,  именно,  что  доброде-

 леса  ли,  воспѣ гаго  въ  Иліад ,  или  же  Одиссея,  восп таго  въ  тель  есть  знаніе,  а дурная  деятельность—незнаніе,  и  что  потому
 ѣ
 ѣ
                                    дурного
                         делаете
 Одиссе ?   никто   не   обусловливаются       сознательно      и  намеренно,     ибо   только
 ѣ
                                                            знаніе
                                                                     и
                                                                        добронравственная
           понятіемъ
                                               истинное
 Гиппій  отвечаете,  что  онъ  отдаете  предпочтеніе  Ахиллесу,  деятельность.  Но  и  здесь  Платонъ  возвышается  надъ  Сокра-
 потому  что  онъ  проста,  прямъ,  искрененъ,  правдолюбивъ,  а  томъ,  а  именно:  здесь  уже мы  находимъ  мысль,  принадлежа-
 Одиссей  хитеръ,  лживъ.  Но  Сократъ  цѣлымъ  рядомъ  доводовъ  щую  собственно  Платону,  что  добродѣтель,  нравственность
 приводите  ГИПІІІЯ  къ  призыанію  того,  что  Одиссей  если  и  есть  не  только  знаніе,  но  вместе  и  сила  души,  т.-е.  для  того,
 лжете,  то  лжетъ  всегда  сознательно,  нам ренно  и  обдуманно;  чтобы  деятельность  была  нравственною,  необходимо  гармониче-
 ѣ
 следовательно  онъ  умнее,  а  потому  и  лучше  Ахиллеса,  кото-  ское  соединеніе  яснаго  сознанія  и  силы  воли,  ибо  одно  зна-
 рый  также  иногда  лжетъ,  но  не  совсемъ  обдуманно.  ніе  добра  само  по  себе  не  можетъ  еще  сделать  человека
 Ведь  знаніе  дурного,—говоритъ  между  нрочимъ  Сократъ,—  нравственнымъ;  нужно  еще,  чтобы  и  воля  была  доброю;  а
 необходимо  предполагаете  знаніе  и  хорошаго;  наоборотъ,  не-  чтобы  воля  была  доброю,  для  этого  нужно—какъ  показываете
 знаніе  дурного  необходимо  предполагаете  незнаніе  и  хоро-  Платонъ  въ  разговоре  „Государство"—чтобы  она  была очи-
 шаго;  поэтому  сознательно,  обдуманно  говорящій  неправду,  щена  и  укреплена  надлежатцимъ  воспитаніемъ  и  упражненіемъ.
 какъ  знающій  и  хорошее,  именно  правду,—умнее,  а  следова-  Изъ  этого  следуете,  что  при обсужденіи  того,  нравственъ  ли

 тельно  и  лучше,  нежели  безсознательно,  ненамеренно,  необ-  какой-либо  поступокъ  или  же  безнравственъ,  следуете  обра-
 думанно  говорящій  неправду;  ибо  кто  не  знаетъ  правды,  щать  вниманіе  не  на  самое  внешнее  дело,  которое  можетъ
 тотъ  и  въ  томъ  случае,  когда  онъ  говоритъ  правду,  посту-  показаться  и  безнравственнымъ,  между  тѣмъ  какъ  оно  чисто-
 паете  такъ  же  безсознательно,  наудачу,  какъ  и  когда  гово-  нравственное,  а  на  TÖ,  чтобы  это  внешнее  дело  исходило  изъ
 ритъ  неправду.  доброй  нравственной   воли   и  было   бы    сознательнымъ,       намерен-

 На  это  ГИИІІІЙ  не  находите  ответа  и  тѣшъ  обличаете  нымъ,  обдуманнымъ,  т.-е.  имело  бы  въ  виду  сознанную  дѣ я-
 свое  незнаніе,  свою  неспособность  судить  о  томъ,  чтЬ  вообще  телемъ  нравственную  цель.  Эту  мысль  развиваете  Платонъ

 нравственно,  и  чтб  безнравственно,  несмотря  на  тö,  что  онъ  еще  далѣе  въ  разговорѣ  „Эвоидемъ",  гдѣ  онъ  говоритъ,  что
 берется  поучать  другихъ  нравственности  и  говорить  о  ней  даже  добродетели—мужество,  самообладаніе,  справедливость—
 речи.     не   имѣютъ     сами    по   себе    абсолютна™        достоинства,      но   полу-

 Отправная  точка  и  главное  содержанье  разговора.  От-  чаютъ  свое  достоинство  отъ  нравственна™  сознанія  и  нрав-
 правною  точкою  этого  разговора  служите  известная  мысль  ственной  воли,  отъ  мудрости,  которая  употребляете  ихъ  для
 Сократа,—никто  не  д лаетъ  дурного  сознательно  и  наме-  своихъ  целей,  и  которая  следовательно  возвышается  надъ
 ѣ
 ренно.  Главное  же  содержаніе  разговора  состоите  въ  томъ,  ними;  одна  только  мудрость  имеете  абсолютное  достоинство.
 что  Платонъ,  устами  Сократа,  обличаете  софистовъ  въ  лице  Такимъ  образомъ  этотъ  разговоръ,  какъ  и  оба  предыду-
 Гиппія,  какъ  наиболее  прославившагося  своими  речами,  по-  щее,  заключаете  въ  себе  основную  мысль  того  спеціальио
 ученіями  о  нравственности,—обличаете  въ  томъ,  что  софисты,  насъ  интересующаго  Платонова  политическаго  принципа,  что
 имѣющіе  притязаніе  поучать  нравственности,  не знаютъ  основъ  государство,  управляемое  по  правде  и  справедливости,  должно

 этого  учеиія,  не  возвышаясь  до  нравственныхъ  понятій.  быть  управляемо  мудрыми,  философами.
   421   422   423   424   425   426   427   428   429   430   431