Page 422 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 422

см шенію  прекраснаго  съ  полезнымъ  и  положенію,  будто  пре-  сота  тоску  по  божественном!  и  высшую  любовь,  стремящуюся
 ѣ
 красное  есть  причина,  производящая  доброе,  слѣдовательно
 мы  будемъ  верт тьея  въ  круг .  къ  небесному.
 ѣ
 ѣ
                                                            ѣ
 Изъ  такого  обозрѣнія  этого  разговора  видно,  что  огдЕль-  Но  греческій  языкъ  не  зналъ  р зкаго  различія  между  пре-
 ныя  опредѣленія  прекраснаго,  поставляемым  и  опровергаемым  краснымъ  и  нравственно-добрымъ.  Смыслъ  прекраснаго,  кото-
 Платономъ,  нев рны,  будучи  взяты  въ  отдѣлыіости,  но  вѣ рны  рым!  были  одарены  греки,  приводил!  ихъ  къ  тому,  что  у
 ѣ
 какъ  отдѣльные  моменты  идеи  прекраснаго.  нихъ  доброе  совершенно  разрЕшалось  въ  прекрасном!,  такъ
                                                                                         нрав-
                                      (прекрасное)
                                  "
 Такъ  къ  идеѣ  прекраснаго  непремЕнно  принадлежат!:  что  подъ  „хаХоѵ между  тЕмъ  какъ именно  и  разумЕлось значило
                                                            „ауайоѵ"
                                                                         (доброе)
           ственно-доброе,
 1)  понятіе  о  приличномъ,  какъ  относящаяся  также  къ  совершенно  относительное  понятіе,  приличествующее  вся-
 этикѣ  прекрасная  форма  всякой  свободной  дѣятельности  ;  кому  совершенству,  безъ  обращенія  вниманія  на  нравствен-
 2)  полезное  въ  томъ  высшемъ  его  смыслѣ,  гдѣ  оно  стано-
 вится  единымъ  съ  добрымъ,  ибо  все  истинно-нравственное  ность
 прекрасно,  и  ничто  не  можетъ  назваться  прекраснымъ,  чтб  Платонъ  же,  иаоборотъ,  чтобы  выдержать  характер!  своей
 противорѣчитъ  истинно  понимаемой  нравственности;  3)  но  и  этики,  почти  отождествлял!  прекрасное  съ  нравственно-добрымъ,
 приличное,  и  полезное  не  суть  еще  прекрасное  сами  по  себѣ;  такъ  что  различія,  на  которыя  онъ,  правда,  указываешь  не  разъ,
 они  становятся  прекраснымъ  чрезъ  то,  что  возбуждаютъ  въ  у  него  наконецъ  сливаются.

 насъ,  посредствомъ  зрѣпія  и  слуха,  то  чистое,  безстрастное,  Кромѣ  главной  своей  цЕли  —  изелЕдованія  прекраснаго,
 безкорыстное  удовольствіе,  которое  означает!  Платонъ  какъ  Платонъ  и  здЕсь  преслЕдуетъ  другую  цЕль,  какъ  и  во  многихъ
 безвредное  наслажденіе.  Изъ  этого  уже  слѣ дуегъ,  что  доброе,  другихъ  своихъ  разговорахъ,  а  именно:  оправдать  Сократову
 дабы  принадлежать  къ  области  прекраснаго,  должно  явиться  методу,  стремящуюся  къ  строгому  и  рЕзкому  анализу  понятій,
 намъ  въ  видимыхъ  образахъ  и  звукахъ,  и  что,  съ  другой  противъ  неразумных!  нападокъ  людей.  Такъ  здЕсь  Гиппій  упре-

 стороны,  приличное  или  же  нрелестное,  граціозное,  при-  кает!  Сократа  именно  въ  чрезмЕрно-рЕзкомъ  анализЕ  словъ  и
 надлеяіащее  къ  области  вн шняго,  явленія,  не  должно  быть  понятій,  а  въ  разговорЕ  „Гиппій  Малый"—въ  томъ,  что  Сократъ
 ѣ
 несущественным!  призракомъ,  должно  корениться  въ  доб-  привязывается  къ  мелочамъ,  вмЕсто  того,  чтобы  держаться  цЕлаго.
 ромъ,  дабы  быть  истинно-прекрасиымъ.  Такимъ  образомъ  въ  Подъ  цЕлымъ  здЕсь  разумЕегся  конкретное  цЕлое,  т.-е.  цЕлое
 Илатоновомъ  поыятіи  о  прекрасном!  соединяются  двѣ  сто-  чувственное  явленіе  или  существо,  воспринимаемое  чувствами  и
 роны  его:  этическая  и  чувственная.  Но  4)  прекрасное  имѣетъ  дЕлимое  на  чувствеиныя  же  части.  Но  и  Платонъ  признаетъ

 еще  одну  сторону  —  уже  объективную,  метафизическую.  И  цЕлое,  хотя  и  въ  другомъ  значеніи,  какъ  умственное,  логическое
 въ  нее  проникъ  Платонъ,  въ  позднѣйіпихъ  своихъ  сочи-  цЕлое,  дЕлимое  на  логическія  или  умственным  части,  пости-
 неніяхъ,  болѣе  вс хъ  до-христіанскихъ  философовъ.  Въ  раз-  гаемое  умомъ.  СлЕдовательно  различіе  между  ними  тЬ,  что
 ѣ
 говорЕ  „Филебъ"  онъ  разсматриваетъ  субъективный,  или  цЕлое  Гиппія  есть  чувственное,  а  цЕлое  Платона—умственное,
 фепомеиологическій  элементъ.  или  сторону  прекраснаго,  а  т.-е.  что  Гиппій  признаетъ  истинно-сущимъ  только  чувствен-

 въ  разговорахъ:  „Федръ",  „Пиръ"  и  во  многихъ  мЕстахъ  ное,  а  Платонъ—только  умственное.  Аристотель  видитъ  въ
 разговора  „Государство"  —  объективный  или  метафизиче-  томъ  и  другомъ  односторонность,  говоря,  что  „всеоблее  (какъ
 ски,  а  именно  онъ  ищетъ  здЕсь  корня  прекраснаго  въ  бого-  онъ  выражается,  т.-е.  абстрактное  понятіе,  идея,  напримѣръ
 подобной  сущности  человЕческаго  духа,  даже  въ  самомъ  прекрасное)  есть  только  одинъ  видъ  цЕлаго",  но  что,  СлЕдова-
 бол^ествЕ,  и  показывает!,  какъ  возбуждаешь  въ  человЕкЕ  кра-  тельно,  есть  еіце  другой  видъ  цЕлаго,  именно  конкретное,  т.-е.
           что,    напримЕръ,        прекрасное       само     по  себЕ    не   существует!,
   417   418   419   420   421   422   423   424   425   426   427