Page 417 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 417

Этотъ    силлогизм®       особенно      важен®      для   нашего      спеціаль-
                                                                                                                             полезно      вс мъ     людямъ,       считаютъ       это    по   справедливости        и
                                                                                                                                             ѣ
                                                                                     » »
                    жен®    Т с Г о г о    П   П ° ° М У  а М Ы  ^   И З Л  ° ™ '   изъ   него    выводы                     болѣе    законнымъ,       нежели     мен е      полезное?      Или    ты   съ   этимъ
                                                                                                    С л о -
                                                                                             он®
                                                  Т
                                                                                                                                                                       ѣ
                             у
                    жен®
                                                            потом®
                                                                      сд лаемъ
                                самого
                                           Платона,
                    для   нашей     спеціальной       цѣли.              ѣ                              Д                    не   согласенъ?
                                                                                                                                                                                         ѣ
                         Спеціалъное       содержите.         Сократъ,      обличая      Гиппія      что                          Гиппгй.      Согласенъ,       что   по   крайней     м рѣ      они    считаютъ
                    видно,    его   р чи    не   прекрасны,       такъ    какъ    онъ,    но   собствен-'                    это   по   справедливости.
                                     ѣ
                                                                                                                                   Сократъ.      Следовательно        такъ    и  есть,   такъ   и   справедливо,
                   Лакедемон*       Р И З Н а Н  ь  ^   0    ™    Н Ѳ  С °  б р а л Ъ  Д-'егъ  только  в ъ                   какъ    думаютъ      знающіе?
                   Лакедемон ,       между     т мъ    какъ    въ   остальной     Грецін     онъ    вездѣ                         Гиппгй.      Совершенно        такъ.
                                                ѣ
                                 ѣ
                   собирал®      за  свое   ученіе    о добродѣтели       молодых®      людей     весьма                          Сокрагпъ.     Но     для   лакедемонянъ,         какъ      ты   утверждаешь,
                   много,     зам чаетъ:        „В*дь     Лакедемонъ         есть    благоустроенное                         полезн е     было   бы   воспитывать      по   твоему,     иноземному       способу,
                                                                                                                                     ѣ
                                   ѣ
                   государство,       знаменитое       своими      хорошими        законами        а   в ъ                   нежели     по   туземному?
                                                                                                                                  Гиппгй.      Я   это  утверждаю      и  утверждаю       по   справедливости.
                    Г Ж и ш Г ѵ             Г е °  с у д а р с т  ?  в ы ш е  в с е г о  ц ѣ  н и т с я
                   ТЫ   же   (Іиппш)      умеешь      вс хъ     лучше     наставлять      других®     вт                          Сократъ.      Но    ты   утверждаешь        также,     что   болѣе     полезное
                                                        ѣ
                  добродетели.        Неужели       у  лакедемонян®         не   въ   обыча*      пост -                     есть   вмѣ стѣ    и  болѣе     законное?
                                                                                                       ѵ
                  пать    хорошо,      а  въ   обыча*     поступать      дурно'                        У                           Гиппій.     Да,   я   такъ    сказалъ.
                        Гиппгй.      Я  этого    не   говорю                                                                      Сократъ.      Итакъ,     по   твоему     мн нію,     для    сыновей     лакеде-
                                                                                                                                                                               ѣ
                  д а в а ^ Т Г '     Н  ° '  К 0 Н е Ч Н ° '  °  Н И  Х 0 Р 0 Ш  °  С д ѣ  л а л и  б ы >  ^ л и  бы        монянъ      сообразно       законамъ     —    быть     воспитану      Гиппіемъ,       а
                  давали    детям®      своимъ     лучшее     воспитаніе,      нежели     хедшее'                            быть   воспитану      своими      отцами—противно            законамъ,       если  ты
                     J u n n i u .  Конечно,     но   у  нихъ    законъ     не   дозволяет®      воспи-                      въ  самомъ             можешь       доставить     имъ    ббльшую       пользу?
                                                                                                                                              ѣ
                  тывать    но   иноземному       способу.      У   них®     не   въ  обыча*      пере-                                      д лѣ
                 менять      законы      и    при    воспитаніи       д*тей    поступать      против®                             Гиппгй.      Пользу,     конечно,     я  имъ    доставлю.
                 обычая      своей    страны.                                        У        против®                             Сократъ.       Слѣдовательно         лакедемоняне         поступаютъ       про-

                                                                                                                                                                                             ѣ
                       Сократъ.        Законъ     полезен®     ли   государству,      или    вредень'                        тивно   законамъ,     не   платя   тебѣ   денегъ     и  не   вв ряя    тебѣ   своихъ
                                                                                                                             сыновей?
                      Гиппги.      Хотя     законъ      издается     въ   виду ' пользы,      но   онъ
                 причиняет®       вред®,    когда    онъ    дурен®.                                                               Гиппгй.      Я   съ   этимъ    соглашаюсь.
                                                                                                                                                          мы
                                                                                                                                                                            къ
                                                                                                                                                                пришли
                                                                                                                                                 Итакъ
                                                                                                                                  Сократъ.
                      Сократъ.       Раз *    законодатели      не издают®       законовъ     въ  виду                       которые     считаются      иаиболѣе     строгими    тому,    что    лакедемоняне,
                                         в
                                                                                                                                                                                                       законовъ,
                                                                                                                                                                                  исполнителями
                 наиболыпаго       блага    для   государства,       а   иначе    разв*     возможно                         поступаютъ        беззаконно      и  притомъ      въ   самомъ       важномъ
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                 хорошее      устройство     государства?      Следовательно        если        вдщРе                        (воспитаніи).                                                                    д лѣ
                законы     не   достигают®       этой    ц*ли     (блага    государства),       то не
                                                                                                                                                                    Гиппія
                                                                                                                                                                                                          лакеде-
                                                                                                                                                       приводя
                                                                                                                                           Сократъ,
                                                                                                                                  Такъ
                                                                                                                                                                                        ѣ
                удаляются       ли   они   этимъ     отъ   законнаго,       отъ'   самого     закона'                       моняне—враги          законовъ,      обличаете     къ   нел пости,      что  который
                                                                                                                                                                                тщеславіе
                                                                                                                                                                                              Гиппія,
                т я Х і                 Р Я  С Т Р 0 Г ° '  Э Т °  т а в ъ ;  н о  ™  обыкновенно  не                       воображалъ       себ ,  что  его  мн ніе    лучше     спартанскаго       устройства.
                                                                                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                 ѣ
                такъ
                        понимаютъ.
                                                                                                                            Но    зд сь    спеціально       для    нашего      предмета      особенно      важны
                                                                                                                                     ѣ
               не   знГющГе ?'              ^    3    *  З Ш Ш Щ І е  д Ѣ  л ° '  и л и  ж е  «^ѣ жды,                      для    насъ   сл дующія       мысли:     законное     есть   только     тЪ,   чтЬ   есть
                                                                                                                                             ѣ
                               2
                                                                                                                                                                                                 своей
                                                                                                                                                                                                          цѣ ли—
                     Гиппій.      Большинство.                                                                              благо    для   государства;       законъ,    не   достигающій      есть   выраженіе
                                                                                                                                                              есть
                                                                                                                            блага
                                                                                                                                                                                  т.-е. ие
                                                                                                                                                        не
                                                                                                                                                                      законъ,
                                                                                                                                     государства,
                     Сократъ.      Но    разв*    большинство       знаетъ,    въ   чемъ     истина'                        правды      и  справедливости,         хотя    онъ и     остается     закономъ      въ
                     /  иппіи.   Конечно,       н*тъ.
                     Сократъ.      Но   по   крайней       м*р*     звающіе      то,    что    бол*е                        другомъ      смыслѣ,      т.-е.   постановленіемъ          верховной       власти   въ
                                                                                                                                                                                                            равно,
                                                                                                                                              Даже
                                                                                                                                                                            для
                                                                                                                                                                  благое
                                                                                                                                                       вообще
                                                                                                                                                                                  государства—все
                                                                                                                            государствѣ .
   412   413   414   415   416   417   418   419   420   421   422