Page 414 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 414
ностей, какъ ихъ цѣли, и слѣдовательно не было бы прекрас-
н ы » само по себѣ. Для того чтобы прекрасное был" нре^ слѣдовательно въ такомъ видимомъ и слышимомъ, возбуждаю -
въ
насъ
пріятное
ощущеніе,
чистое
з
ьфаснымъ само но себ , абсолютным^ оно не должно ав^- щемъ проявляется для насъ прекрасное само чистое наслаж-
ѣ
себ ,
по
деніе,
абсо-
ѣ
0 Т Ъ к а к и х ъ 'Уадыхъ ему ц лей; оно должно быть лютно-прекрасное, красота, какъ сущее. Напротивъ, если ку-
ѣ
в
чистое, безкорыстное; слѣдовательно и то пріятное ощущенТе шаемое, обоняемое и осязаемое возбуждаете въ насъ пріятное
то наслаждееіе, въ которомъ проявляется абсолютно-прекрасное" ощущеніе, наслажденіе, то это наслажденіе не безкорыстно,
должно быть чистымъ, безкорыстнымъ, независимымъ ни 0 Т ъ не безвредно, не чисто, потому что это пріятное ощущеніе,
какого удовлетворенія нашихъ потребностей. Такое чистое наслажденіе происходите оттого, что этимъ вкушаемымъ,
'
называете
с Г а Р Г Г f Я Т Н О е въ томъ смыслѣ, что нріятное ощущеніе обоняемымъ и осязаемымъ нами удовлетворяются наши потреб-
°
Щ У Щ е П І е
Н а С Л а ж д е н І е
й
Сократъ
безвредньшг
Платонъ—т ,
именно—говоритъ
въ
находятся
которыя
яаслажденіе, доставляемое прекрасньшъ, не есть с Л . с т і і е ности, съ низшею чувственною нашею ѣ жизнью, каковы питаніе
связи
покя Z n T у д 0 в л е т в о р я е т с я какая-нибудь потребность наша; и размноженіе рода; слѣдовательно во вкушаемомъ, обоняе-
пока потребность наша не будете удовлетворена, мы страдаемъ момъ и осязаемомъ нами, хотя бы оно и возбуждало въ насъ
отъ ея неудовлетворен; это страданіе отъ неудовлетворен!« пріятныя ощущенія, доставляло бы намъ наслажденія, не про-
— С Т Ѳ Й Н а З Ш а е Т Ъ С ° К р а Т Ъ Б р е д н ь ш ъ Д » насъ; следова- является для насъ прекрасное, красота, какъ сущее, реальное;
тельно страдаше, вредъ предшествую™ въ насъ Удовлетво- она проявляется для насъ только въ такомъ видимомъ и
і
рен™ потребностей; вотъ Сократъ и говоритъ, что к о е при- слышимомъ нами, которое возбуждаете въ насъ чистое пріят-
ятное ощущеше, наслажденіе, которому предшествуете стра- ное оіцущеніе, чистое наслажденіе.
Г ™ Н е п р о я в л я е т ъ в ъ с е б ѣ прекрасна™ само но себѣ , Это и есть самое высшее опредѣленіе, до котораго восхо-
Ибо это пріятное ощущеніе, наслажденіе есть сл дствіе уни- дите здѣ сь Платонъ. Онъ самъ чувствуете, что въ его пре-
ѣ
чтоженія этого страданія, этого вреда, а не сл дствіе нрояв- красному доставляющемъ чистое наслажденіе нашему зрѣ нію
ѣ
прекрасна™. Безвреднымъ называете Сократъ пріят- и слуху, не заключается еще того прекраснаго, которое до-
ное ощущеше, наслажденіе, доставляемое, возбуждаемое нэе-
ставляете намъ совершенно не чувственное, а духовное, нрав-
0 ™ е Г е м т е Щ е И В Ъ Т 0 М Ъ С М Ы С Л Ѣ ' Ч Т ° З а пріятнымъ ственное наслажденіе, когда мы говоримъ, напримѣръ, о пре-
{
вреда ' наслажденіемъ никогда не слѣдуетъ страданія, красныхъ законахъ и учрежденіяхъ; но онъ ограничивается
здѣ сь только такимъ замѣчаніемъ, что, можетъ быть, пріятныя
Итакъ прекрасное есть тб, чтб проявляется въ нашихъ дли зр нія и слуха оіцущенія принимаютъ участіе въ
ѣ
вн шнихъ чувства» такъ, что мы отъ того ощущаемъ пріят- прекрасныхъ законовъ и учрежденій; впрочемъ этимъ красотѣ
ѣ
зам -
ѣ
-
ность, имѣемъ наслажденіе, но безкорыстное, безвредное т е чаніемъ его, сдѣланнымъ имъ мимоходомъ, онъ уже намекаете
совершенно чистое. • F ' на то, что подъ его понятіе о безвредныхъ наслажденіяхъ
— Г ^ Г в н ѣ ш н и х ъ ч у в с т в а х ъ проявляется абсолютно- подходятъ и наслажденія чисто духовныя, нравственны«.
прекрасное, возоуждая чистое нріятное ощущеніе, наслажденіе? Во всякомъ случаѣ, Платонъ остановился здѣсь на та-
Только въ чувсавахъ зрѣнія и слуха, а не въ нрочихъ внѣ ш- комъ понятіи о прекрасномъ, между тѣмъ какъ въ
разговорѣ
нихъ чувствахъ; другими словами, прекрасное ощущается въ „Фклебъ" уже ясно и рѣзко отличены Платономъ относительно-
области чувственно-пріятнаго нашем/ з/ьнію и с л ^ Г е с л и
видимое или слышимое нами возбуждаете въ насъ нріятное прекрасное (xaXov Trpoç Ti) ОТЪ абсОЛЮТНО-прекраснаго (хяХоѵ хос{У
представляется
тамъ
аито);
наслажденіе
абсолютно-прекраснымъ
ощущеше, доставляете намъ наслажденіе, то это наслажденіе
безкорыстпо и безвредно въ смыслѣ Платона, т.-е. чи/то а вполнѣ чистымъ, т.-е. неопредѣляемымъ никакими чуждыми
ему цѣлями, не служащимъ удовлетворенію никакихъ потреб-