Page 414 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 414

ностей,  какъ  ихъ  цѣли,  и  слѣдовательно  не  было  бы  прекрас-
 н ы »  само  по  себѣ.  Для  того  чтобы  прекрасное  был"  нре^  слѣдовательно  въ  такомъ  видимомъ  и  слышимомъ,  возбуждаю  -
                      въ
                            насъ
                                               пріятное
                                                             ощущеніе,
                                    чистое
 з
 ьфаснымъ  само  но  себ ,  абсолютным^  оно  не  должно ав^-  щемъ  проявляется  для  насъ  прекрасное  само  чистое  наслаж-
 ѣ
                                                                                    себ ,
                                                                               по
            деніе,
                                                                                            абсо-
                                                                                        ѣ
 0 Т Ъ  к а к и х ъ  'Уадыхъ  ему  ц лей;  оно  должно  быть  лютно-прекрасное,  красота,  какъ  сущее.  Напротивъ,  если ку-
 ѣ
                                                                                            в
 чистое,  безкорыстное;  слѣдовательно  и  то  пріятное  ощущенТе  шаемое,  обоняемое  и  осязаемое  возбуждаете  въ  насъ  пріятное
 то  наслаждееіе,  въ  которомъ  проявляется  абсолютно-прекрасное"  ощущеніе,  наслажденіе,  то  это  наслажденіе  не  безкорыстно,
 должно  быть  чистымъ,  безкорыстнымъ,  независимымъ  ни 0 Т ъ   не  безвредно,  не  чисто,  потому  что  это  пріятное  ощущеніе,
 какого  удовлетворенія  нашихъ  потребностей.  Такое  чистое  наслажденіе  происходите  оттого,  что  этимъ  вкушаемымъ,
 '
 называете
 с Г а  Р  Г Г  f  Я Т Н О е въ томъ  смыслѣ,  что  нріятное  ощущеніе  обоняемымъ  и  осязаемымъ  нами  удовлетворяются  наши  потреб-
 °
 Щ У Щ е П І е
 Н а С Л а ж д е н І е
 й
 Сократъ
 безвредньшг
                                                Платонъ—т ,
                      именно—говоритъ
                                                                                               въ
                                                                                 находятся
                                                                    которыя
 яаслажденіе,  доставляемое  прекрасньшъ,  не  есть  с Л . с т і і е  ности,  съ низшею  чувственною  нашею ѣ  жизнью,  каковы  питаніе
            связи
 покя  Z  n  T  у д 0 в л е т в о р я е т с я  какая-нибудь  потребность  наша;  и  размноженіе  рода;  слѣдовательно  во  вкушаемомъ,  обоняе-
 пока  потребность  наша  не  будете  удовлетворена,  мы страдаемъ   момъ  и  осязаемомъ  нами,  хотя  бы  оно  и  возбуждало  въ  насъ
 отъ  ея  неудовлетворен;  это  страданіе  отъ  неудовлетворен!«  пріятныя  ощущенія,  доставляло  бы  намъ  наслажденія,  не  про-
 —  С  Т  Ѳ  Й  Н а З Ш а е Т Ъ  С °  К р а Т Ъ  Б р е д н ь ш ъ  Д »  насъ;  следова-  является  для  насъ  прекрасное,  красота,  какъ  сущее,  реальное;
 тельно  страдаше,  вредъ  предшествую™  въ  насъ  Удовлетво-  она  проявляется  для  насъ  только  въ  такомъ  видимомъ  и
 і
 рен™  потребностей;  вотъ  Сократъ  и  говоритъ,  что к о е  при-  слышимомъ  нами,  которое  возбуждаете  въ  насъ  чистое  пріят-
 ятное  ощущеше,  наслажденіе,  которому  предшествуете  стра-  ное  оіцущеніе,  чистое  наслажденіе.
 Г  ™  Н е  п р о я в л я е т ъ  в ъ  с е б ѣ  прекрасна™  само  но  себѣ ,  Это  и  есть  самое  высшее  опредѣленіе,  до котораго  восхо-
 Ибо  это  пріятное  ощущеніе,  наслажденіе  есть  сл дствіе  уни-  дите  здѣ сь  Платонъ.  Онъ самъ  чувствуете,  что  въ  его  пре-
 ѣ
 чтоженія  этого  страданія,  этого  вреда,  а  не  сл дствіе  нрояв-  красному  доставляющемъ  чистое  наслажденіе  нашему  зрѣ нію
 ѣ
 прекрасна™.  Безвреднымъ  называете  Сократъ  пріят-  и  слуху,  не  заключается  еще  того  прекраснаго,  которое  до-
 ное  ощущеше,  наслажденіе,  доставляемое,  возбуждаемое  нэе-
           ставляете      намъ    совершенно       не  чувственное,      а  духовное,      нрав-
 0 ™ е Г е м т  е Щ е  И  В Ъ  Т 0 М Ъ  С М Ы С Л Ѣ  '  Ч Т °  З а  пріятнымъ  ственное  наслажденіе,  когда  мы  говоримъ,  напримѣръ,  о пре-
 {
 вреда  '  наслажденіемъ  никогда  не  слѣдуетъ  страданія,  красныхъ  законахъ  и  учрежденіяхъ;  но  онъ  ограничивается
           здѣ сь   только    такимъ     замѣчаніемъ,       что,  можетъ     быть,     пріятныя
 Итакъ  прекрасное  есть  тб,  чтб  проявляется  въ  нашихъ  дли  зр нія  и  слуха  оіцущенія  принимаютъ  участіе  въ
                    ѣ
 вн шнихъ  чувства»  такъ,  что  мы  отъ  того  ощущаемъ  пріят-  прекрасныхъ  законовъ  и  учрежденій;  впрочемъ  этимъ красотѣ
 ѣ
                                                                                           зам -
                                                                                               ѣ
 -
 ность,  имѣемъ  наслажденіе,  но  безкорыстное,  безвредное  т е   чаніемъ  его,  сдѣланнымъ  имъ мимоходомъ,  онъ уже  намекаете
 совершенно  чистое.  •  F  '  на  то,  что  подъ  его  понятіе  о  безвредныхъ  наслажденіяхъ
 —  Г  ^  Г  в н ѣ  ш н и х ъ  ч у в с т в а х ъ  проявляется  абсолютно-  подходятъ  и  наслажденія  чисто  духовныя,  нравственны«.
 прекрасное,  возоуждая  чистое  нріятное  ощущеніе,  наслажденіе?  Во  всякомъ  случаѣ,  Платонъ  остановился  здѣсь  на  та-
 Только  въ  чувсавахъ  зрѣнія  и  слуха,  а  не  въ нрочихъ  внѣ ш-  комъ  понятіи  о  прекрасномъ,  между  тѣмъ  какъ  въ
                                                                                     разговорѣ
 нихъ  чувствахъ;  другими  словами,  прекрасное  ощущается  въ  „Фклебъ"  уже ясно  и  рѣзко  отличены  Платономъ  относительно-
 области  чувственно-пріятнаго  нашем/  з/ьнію  и  с л ^ Г е с л и
 видимое  или слышимое  нами  возбуждаете  въ  насъ  нріятное  прекрасное  (xaXov  Trpoç  Ti)  ОТЪ абсОЛЮТНО-прекраснаго  (хяХоѵ  хос{У
                                                                              представляется
                    тамъ
           аито);
                            наслажденіе
                                             абсолютно-прекраснымъ
 ощущеше,  доставляете  намъ  наслажденіе,  то  это  наслажденіе
 безкорыстпо  и  безвредно  въ  смыслѣ  Платона,  т.-е.  чи/то  а  вполнѣ  чистымъ,  т.-е.  неопредѣляемымъ  никакими  чуждыми
           ему   цѣлями,     не   служащимъ        удовлетворенію        никакихъ       потреб-
   409   410   411   412   413   414   415   416   417   418   419