Page 418 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 418

Этотъ  силлогизм®  особенно  важен®  для  нашего  спеціаль-
          полезно      вс мъ     людямъ,       считаютъ      это    по   справедливости        и
                         ѣ
 жен®  Т с Г о г о  П  П ° °  М У а М Ы  ^  И З Л  ° ™ '  изъ  него  выводы  болѣе  законнымъ,  нежели  менѣ е  полезное?  Или ты  съ  этимъ
 » »
 С л о -
 он®
 Т
 у
 жен®
 потом®
 сд лаемъ
 самого
 Платона,
 для  нашей  спеціальной  цѣли.  ѣ  Д  не  согласенъ?
                                                                      ѣ
 Спеціалъное  содержите.  Сократъ,  обличая  Гиппія  что  Гиппгй.  Согласенъ,  что  по  крайней  м рѣ  они  считаютъ
 видно,  его  р чи  не  прекрасны,  такъ  какъ  онъ,  но  собствен-'  это  по  справедливости.
 ѣ
               Сократъ.      Следовательно        такъ    и  есть,   такъ    и  справедливо,
 Лакедемон* Р И З Н а Н  ь  ^  0  ™  Н Ѳ  С °  б р а л Ъ  Д-'егъ  только  в ъ  какъ  думаютъ  знающіе?
 Лакедемон ,  между  т мъ  какъ  въ  остальной  Грецін  онъ  вездѣ  Гиппгй.  Совершенно  такъ.
 ѣ
 ѣ
 собирал®  за  свое  ученіе  о добродѣтели  молодых®  людей  весьма  Сокрагпъ.  Но  для  лакедемонянъ,  какъ  ты  утверждаешь,
 много,  зам чаетъ:  „В*дь  Лакедемонъ  есть  благоустроенное  полезн е  было  бы  воспитывать  по  твоему,  иноземному  способу,
                  ѣ
 ѣ
 государство,  знаменитое  своими  хорошими  законами  а  в ъ  нежели  по  туземному?
               Гиппгй.     Я   это  утверждаю       и утверждаю       по    справедливости.
 Г Ж и ш Г ѵ  Г е °  с у д а р с т  ?  в ы ш е  в с е г о  ц ѣ  н и т с я
 ТЫ  же  (Іиппш)  умеешь  вс хъ  лучше  наставлять  других®  вт  Сократъ.  Но  ты  утверждаешь  также,  что  болѣе  полезное
 ѣ
 добродетели.  Неужели  у  лакедемонян®  не  въ  обыча*  пост -  есть  вмѣ стѣ  и  болѣе  законное?
 ѵ
 пать  хорошо,  а  въ  обыча*  поступать  дурно'  У  Гиппій.  Да,  я  такъ  сказалъ.
 Гиппгй.  Я  этого  не  говорю  Сократъ.  Итакъ,  по  твоему  мн нію,  для  сыновей    лакеде-
                                                           ѣ
 д а в а ^ Т Г '  Н  ° '  К 0 Н е Ч Н ° '  °  Н И  Х 0 Р 0 Ш  °  С д ѣ  л а л и  б ы >  ^ л и  бы  монянъ  сообразно  законамъ  —  быть  воспитану  Гиппіемъ,  а
 давали  детям®  своимъ  лучшее  воспитаніе,  нежели  хедшее'  быть  воспитану  своими  отцами—противно  законамъ,  если  ты
 J u n n i u .  Конечно,  но  у  нихъ  законъ  не  дозволяет®  воспи-  въ  самомъ  можешь  доставить  имъ  ббльшую  пользу?
                          ѣ
 тывать  но  иноземному  способу.  У  них®  не  въ  обыча*  пере-  д лѣ
 менять  законы  и  при  воспитаніи  д*тей  поступать  против®  Гиппгй.  Пользу,  конечно,  я  имъ  доставлю.
 обычая  своей  страны.  У  против®  Сократъ.  Слѣдовательно  лакедемоняне  поступаютъ   про-

 Сократъ.  Законъ  полезен®  ли  государству,  или  вредень'  тивно  законамъ,  не  платя  тебѣ  денегъ  и  не  ввѣ ряя  тебѣ  своихъ
         сыновей?
 Гиппги.  Хотя  законъ  издается  въ  виду ' пользы,  но  онъ
 причиняет®  вред®,  когда  онъ  дурен®.  Гиппгй.  Я  съ  этимъ  соглашаюсь.
                                       мы
                             Итакъ
                                            пришли
                                                        къ
               Сократъ.
 в
 Сократъ.  Раз *  законодатели  не издают®  законовъ  въ  виду  которые  считаются  иаиболѣе  строгими тому,  что  лакедемоняне,
                                                                                    законовъ,
                                                               исполнителями
 наиболыпаго  блага  для  государства,  а  иначе  разв*  возможно  поступаютъ  беззаконно  и  притомъ  въ  самомъ  важномъ
                                                                                            ѣ
 хорошее  устройство  государства?  Следовательно  если  вдщРе  (воспитаніи).             д лѣ
 законы  не  достигают®  этой  ц*ли  (блага  государства),  то не   Такъ  Сократъ,  приводя  Гиппія  къ  нелѣ пости,  что  лакеде-
 удаляются  ли  они  этимъ  отъ  законнаго,  отъ'  самого  закона'  моняне—враги  законовъ,  обличаете  тщеславіе  Гиппія,  который
 т я Х і  Р Я  С Т Р 0 Г ° '  Э Т °  т а в ъ  ;  н о  ™  обыкновенно  не  воображалъ  себ ,  что  его  мн ніе  лучше  спартанскаго  устройства.
                             ѣ
                                              ѣ
 такъ
 понимаютъ.
         Но   здѣ сь   спеціально       для    нашего      предмета       особенно      важны
 не  знГющГе ?'  ^  3  *  З Ш Ш Щ І е  д Ѣ  л ° '  и л и  ж е  «^ѣ жды,  для  насъ  сл дующія  мысли:  законное  есть  только  тЪ,  чтЬ  есть
                         ѣ
 2
                                                                             своей
                                                                                      цѣ ли—
 Гиппій.  Большинство.  благо  для  государства;  законъ,  не  достигающій есть    выраженіе
                                                  законъ,
                                                               т.-е. ие
                                          есть
                                    не
         блага
                  государства,
 Сократъ.  Но  разв*  большинство  знаетъ,  въ  чемъ  истина'  правды  и  справедливости,  хотя  онъ и  остается  закономъ  въ
 /  иппіи.  Конечно,  н*тъ.
 Сократъ.  Но  по  крайней  м*р*  звающіе  то,  что  бол*е  другомъ  смыслѣ,  т.-е.  постановленіемъ  верховной  власти  въ
                                                                                        равно,
                          Даже
                                   вообще
                                                        для
                                              благое
                                                               государства—все
         государствѣ .
   413   414   415   416   417   418   419   420   421   422   423