Page 420 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 420
будетъ ли оно выражено въ законѣ или н тъ — есть закон-
ѣ
ное,^ т.-е. справедливое, а справедливое и есть обще-полезное Если эти запятія прекрасны, какъ ихъ называете самъ
проявляться
т мъ, что
прекрасное
ѣ
(то Oixottov = то xoivïj obfiçepov) и въ этомъ смыслѣ законное Гиппій, то въ нихъ должно чистое наслажденіе. Таковыми бы-
они
юношамъ
доставляю™
(то біхаоѵ = то vdp.ifi.ov). Внрочемъ эти Платоновы мысли, равно
какъ и его привязанность къ спартанскимъ учрежденіямъ ваютъ только занятія нравственны«. Самъ Гиппій въ этомъ
в
ѣ
имѣютъ еще сократическій характеръ; но о нихъ замѣ чаетъ здѣсь поставляетъ сущность своей р чи, говоря, что ъ ней онъ,
Платонъ, устами Сократа, что такъ мыслятъ люди знающіе, устами Гомеровскаго Нестора, даетъ юношамъ много прекрас-
т.-е. мудрые, слѣдовательно философы, а потому эти ихъ ныхъ, нравственныхъ правилъ.
мысли суть продукте знанія, истины, несмотря на то что Но действительно ли нравственны эти правила, препода-
большинство думаете иначе. Такъ Платонъ и съ этой стороны ваемый Гинпіемъ? Вопросъ этотъ решается въ разговоре „Гигі-
сближается съ своею основною политическою мыслью, что фи- пій Малый".
лософы и должны быть правителями государства или прави- Такъ Платоиъ переходите отъ изслѣдованія о прекрасномъ
тели-философами, ибо они-то и издаютъ законы, служащіе само по себе, которое было предметомъ разговора „Гишіій
к
къ пользѣ, ко благу государства и потому выражающіе правду Большой", къ изследованіямъ, относящимся уже ъ содержа-
и справедливость; издаютъ законы справедливые или законы нію прекраснаго, т.-е. къ нравственному, которыя начинаются
въ истинно» смыслѣ, a слѣдовательно они-то и суть един- съ разговора „Гиппій Малый".
ственно истинные законодатели; законодатели же и суть вмѣ стѣ На опредёленіе Гиппія, что прекрасное есть удоволь-
правители государства. Могущество, сила, власть ихъ въ госу- ствіе, доставляемое намъ чувствами зренія и слуха, Сократъ
дарствѣ есть, конечно, прекрасное, ибо только та власть пре- замечаете, что онъ такимъ образомъ исключаете изъ сво-
красна, которая употребляется во благо государства. А потому его определенія красоіу не менее реальную, а именно
и съ этой стороны разговоръ „Гиппій Большой" находится въ моральную, напримеръ законовъ и учрежденій. Затѣ мъ зре-
непосредственной связи съ разговоромъ „Іонъ". ніе и слухъ не суть единственныя чувства, доставляющія
намъ
удовольствіе.
Результата и переходъ къ следующему разговору. В ъ ре- прекрасное состоитъ Поэтому следовало бы уже сказать, что
оіцущеиіи
въ
удовольствія
словомъ,
—
зультат этого разговора оказалось, что прекрасное есть нѣчто въ пріятномъ. Однако же нечто не допускаете этого: въ
такое, бытіе чего проявляется для человѣ ка въ безвредныхъ ощу- числе пріятныхъ чувствованій, исходя щихъ изъ другихъ
щеніяхъ, т.-е. такихъ ііріятныхъ ощущеніяхъ, которыя не суть чувствъ, нежели зрѣ ніе и слухъ, есть чувствованія грубыя, и
слѣдствія удовлетворен!« его потребностей и не оставляютъ есть ташке постыдиыя, такъ что одни неспособны, а дру-
его неудовлетворенны» и потому страдающимъ отъ неудовле- гія недостойны назваться прекрасными. Но далее пріятное
творешя его потребностей, следовательно которыя вовсе неза-
висимы отъ потребностей человѣ ка, и потому суть чистыя на- есть не что иное, какъ удовольствіе; если только зрѣніе и
слажденія. Следовательно, чтобы р чь Гиппія могла быть названа слухъ устаповляютъ прекрасное, то, можете быть, что-либо
ѣ
прекрасною, необходимо, чтобы она доставила такое чистое другое, а не удовольствіе, есть общее зрѣ нію и слуху, ибо
наслаждеше своимъ слушателямъ и своею формою, и своимъ удовольствіе есть общее всѣмъ чувствамъ. Следовательно чувство-
содержашемъ; поэтому Гиппій и говоритъ о своей рѣ чи, что ванія зрѣнія и слуха не потому прекрасны, что они достав-
она прекрасна по формѣ и что прекрасно и ея содержаніе, ляю™ удовольствіе, а почему-то другому. Если скажутъ
а именно: содержаиіе—это прекрасный занятія, которыми сле- намъ: чувствованія зренія и слуха потому прекрасны, что
дуете заниматься юношамъ, чтобы заслужить о себѣ хорошую доставляемое ими удовольствіе есть самое полезное, самое
славу. r J лучшее, чистое, т.-е. безъ см шенія со страданіемъ, то въ
ѣ
такомъ случае мы придемъ къ отвергнутому уже нами выше