Page 420 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 420

будетъ  ли  оно  выражено  въ  законѣ  или  н тъ  —  есть  закон-
 ѣ
 ное,^  т.-е.  справедливое,  а  справедливое  и  есть  обще-полезное  Если  эти  запятія  прекрасны,  какъ  ихъ  называете  самъ
                                                 проявляться
                                                                                  т мъ, что
                                                                  прекрасное
                                                                                   ѣ
 (то  Oixottov  =  то  xoivïj  obfiçepov)  и  въ  этомъ  смыслѣ  законное  Гиппій,  то  въ  нихъ  должно чистое  наслажденіе.  Таковыми  бы-
         они
                                 юношамъ
                доставляю™
 (то  біхаоѵ  =  то  vdp.ifi.ov).  Внрочемъ  эти Платоновы  мысли,  равно
 какъ  и  его  привязанность  къ  спартанскимъ  учрежденіямъ  ваютъ  только  занятія  нравственны«.  Самъ  Гиппій  въ  этомъ
                                                                              в
                                                     ѣ
 имѣютъ  еще  сократическій  характеръ;  но  о  нихъ  замѣ чаетъ  здѣсь  поставляетъ  сущность  своей  р чи,  говоря,  что ъ  ней  онъ,
 Платонъ,  устами  Сократа,  что  такъ  мыслятъ  люди  знающіе,  устами  Гомеровскаго  Нестора,  даетъ  юношамъ  много  прекрас-
 т.-е.  мудрые,  слѣдовательно  философы,  а  потому  эти  ихъ  ныхъ,  нравственныхъ  правилъ.
 мысли  суть  продукте  знанія,  истины,  несмотря  на  то  что  Но  действительно  ли  нравственны  эти  правила,  препода-
 большинство  думаете  иначе.  Такъ  Платонъ  и  съ этой  стороны  ваемый  Гинпіемъ?  Вопросъ  этотъ  решается  въ  разговоре  „Гигі-
 сближается  съ  своею  основною  политическою  мыслью,  что фи-  пій  Малый".
 лософы  и  должны  быть  правителями  государства  или  прави-  Такъ  Платоиъ  переходите  отъ  изслѣдованія  о  прекрасномъ
 тели-философами,  ибо  они-то  и  издаютъ  законы,  служащіе  само  по  себе,  которое  было  предметомъ  разговора  „Гишіій
                                                                              к
 къ  пользѣ,  ко благу  государства  и  потому  выражающіе  правду  Большой",  къ  изследованіямъ,  относящимся  уже ъ  содержа-
 и  справедливость;  издаютъ  законы  справедливые  или  законы  нію  прекраснаго,  т.-е.  къ  нравственному,  которыя  начинаются
 въ  истинно»  смыслѣ,  a  слѣдовательно  они-то  и  суть  един-  съ  разговора  „Гиппій  Малый".
 ственно  истинные  законодатели;  законодатели  же и  суть  вмѣ стѣ  На  опредёленіе  Гиппія,  что  прекрасное  есть  удоволь-
 правители  государства.  Могущество,  сила,  власть  ихъ въ  госу-  ствіе,  доставляемое  намъ  чувствами  зренія  и  слуха,  Сократъ

 дарствѣ  есть,  конечно,  прекрасное,  ибо  только  та  власть  пре-  замечаете,  что  онъ  такимъ  образомъ  исключаете  изъ  сво-
 красна,  которая  употребляется  во  благо  государства.  А  потому  его  определенія  красоіу  не  менее  реальную,  а  именно

 и  съ  этой  стороны  разговоръ  „Гиппій  Большой"  находится  въ  моральную,  напримеръ  законовъ  и  учрежденій.  Затѣ мъ  зре-
 непосредственной  связи  съ  разговоромъ  „Іонъ".  ніе  и  слухъ  не  суть  единственныя  чувства,  доставляющія
         намъ
                 удовольствіе.
 Результата  и  переходъ  къ  следующему  разговору.  В ъ  ре-  прекрасное  состоитъ Поэтому  следовало  бы  уже  сказать,  что
                                             оіцущеиіи
                                        въ
                                                             удовольствія
                                                                                   словомъ,
                                                                               —
 зультат  этого  разговора  оказалось,  что  прекрасное  есть  нѣчто  въ  пріятномъ.  Однако  же  нечто  не  допускаете  этого:  въ
 такое,  бытіе  чего  проявляется  для  человѣ ка  въ  безвредныхъ  ощу-  числе  пріятныхъ  чувствованій,  исходя щихъ  изъ  другихъ
 щеніяхъ,  т.-е.  такихъ  ііріятныхъ  ощущеніяхъ,  которыя  не  суть  чувствъ,  нежели  зрѣ ніе  и  слухъ,  есть  чувствованія  грубыя,  и
 слѣдствія  удовлетворен!«  его  потребностей  и  не  оставляютъ  есть  ташке  постыдиыя,  такъ  что  одни  неспособны,  а  дру-
 его  неудовлетворенны»  и  потому  страдающимъ  отъ  неудовле-  гія  недостойны  назваться  прекрасными.  Но  далее  пріятное
 творешя  его  потребностей,  следовательно  которыя  вовсе  неза-
 висимы  отъ  потребностей  человѣ ка,  и  потому  суть  чистыя  на-  есть  не  что  иное,  какъ  удовольствіе;  если  только  зрѣніе  и
 слажденія.  Следовательно,  чтобы  р чь  Гиппія  могла  быть  названа  слухъ  устаповляютъ  прекрасное,  то,  можете  быть,  что-либо
 ѣ
 прекрасною,  необходимо,  чтобы  она  доставила  такое  чистое  другое,  а  не  удовольствіе,  есть  общее  зрѣ нію  и  слуху,  ибо
 наслаждеше  своимъ  слушателямъ  и  своею  формою,  и  своимъ  удовольствіе  есть  общее  всѣмъ  чувствамъ.  Следовательно  чувство-
 содержашемъ;  поэтому  Гиппій  и  говоритъ  о  своей  рѣ чи,  что  ванія  зрѣнія  и  слуха  не  потому  прекрасны,  что они  достав-

 она  прекрасна  по  формѣ  и  что  прекрасно  и  ея  содержаніе,  ляю™  удовольствіе,  а  почему-то  другому.  Если  скажутъ
 а  именно:  содержаиіе—это  прекрасный  занятія,  которыми  сле-  намъ:  чувствованія  зренія  и  слуха  потому  прекрасны,  что
 дуете  заниматься  юношамъ,  чтобы  заслужить  о  себѣ  хорошую  доставляемое  ими  удовольствіе  есть  самое  полезное,  самое
 славу.  r  J  лучшее,  чистое,  т.-е.  безъ    см шенія      со   страданіемъ,       то  въ
                                                   ѣ
        такомъ     случае    мы    придемъ     къ   отвергнутому        уже    нами    выше
   415   416   417   418   419   420   421   422   423   424   425