Page 424 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 424

но  существует!  въ  томъ  или другомъ  прекрасном!  явленіи  или  Гиппій,  счигавшій  себя  мудрецомъ,  хвалится,  что  его  оте-
 существѣ .   чество,  Элида,  обращается       къ   нему   первому,     если   нужно     вести
 ѣ
 Вм стѣ  съ  тѣмъ  здѣсь  оказывается  и другое  различіе  между  переговоры  съ  другими  государствами,  и  отправляет!  его  по-
 1 ипшемъ  и Платономъ.  По  Гиппію,  прекрасное  тб,  чтб  является,  сланником!,  считая  его  искуснымъ  въ  томъ,  чтб  называется
 кажется  такимъ  тому  или  другому  индивиду  въ извѣстное  время  теперь  дипломатіею.
 или  же  и  всѣ мъ  во  всѣ времена,  сл довательно,  по  отношенію
 ѣ
 къ  воспринимающему  субъекту,  а  потому  прекрасное  есть  Но  Сократъ  спрашивает!  его:  „Отчего  тЕ  древніе,  кото-
 всегда  относительное.  ІІо  ГІлатону  же,  прекрасное  есть  то,  чтб  рыхъ  имена  произносятся  съ  особенным!  уваженіемъ,  какъ
 есть  въ  самомъ  дЕлЕ,  въ  реальности  прекрасное,  все  равно  мудрецовъ,  какъ-то:  Питтакъ,  Бій, Ѳ алесъ  и  позднѣйшіе  до
 является  ли,  кажется  ли  оно  такимъ  субъекту,  или  н тъ,  СлЕ-  Анаксагора  (включительно),  всЕ  или же  большая  часть  удаля-
 ѣ
                                               ѣ
 довательно  безотносительное,  абсолютно-прекрасное  или  пре-  лись  отъ  общественных!  д лъ",  между  тЕмъ  какъ  софисты—
 красное  само  по  себЕ  и  для  себя,  и  .'въ  этомъ  смыслѣ  абсо-  Гиппій,  Горгій,  Иродикъ,  напротивъ,  занимались  и  частными,
 лютно-сущее,  само  по  себЕ,  субстанціальное,  идея.  и  общественными  дЕлами?
 Наконецъ,  укажемъ  на  одно  м сто,  развивающее  также  Гиппій  отвЕчаетъ,  что тЕ  древніе  мудрецы  не  умЬли  со-
 ѣ
 Сократову  политическую  мысль.  единять  въ  своемъ  умЕ  общественных!  дЕлъ  съ  своими  част-

 Сократъ  лривелъ  Гиппія  къ  положенію,  что  мощь,  власть  ными.  Въ  доказательство  превосходства  ума  современников!
 есть  нЕчто  прекрасное,  а  немощь—нЕчто  дурное.  надъ  прежними  философами  онъ  приводить  то  обстоятельство,
 Гиппій  на  это  говоритъ:  „и  при томъ  въ  высшей  сте-  что  теперь  держатся  такого  правила:  „мудрецъ  долженъ  быть
 пени.  А  что  это  такъ,  это  доказывает!  намъ  управленіе  госу-  мудрецомъ  прежде  всего  для  своей  пользы;  СлЕдовательно  цЕль
 дарствомъ,  ибо  много  имЕть  власти  въ  управленіи  государствомъ  его  та,  чтобы  собрать  только  возможно  больше  денегъ".
 и  въ  своемъ  собственном!  государствЕ—это  самое  прекрасное,
 а  ничего  не  мочь—самое  постыдное".  3.  Гиппій     Малый.

 Сократъ:  „Правильно  замЕчено".  Но—прибавляет!  Со-
                                                                          Газговаривающія
                                         лица
                                                   и
                                                       обстановка.
 кратъ— дЕло  въ томъ  власть  прекрасна,  когда  она  служить  къ  лица Разговаривающія и  въ  разговорЕ  „Гиппій  Большой",  т.-е.
                                чтб
                    тЕ
                         же,
 тому,  чтобы  дЕлать  добро,  но  она  не  прекрасна,  когда  она  Сократъ  и  Гинпій,  но  въ  другой  обстановкѣ .  ЗдЕсь  Гиппій
 причиняетъ  зло.  СлЕдовательно  красота  власти  не  заключается
 въ  фактЕ  достиженія  ею  своихъ  цЕлей,  т.-е.  въ  ея  пользѣ  представлен!  только-что  окончившим!  свою  рЕчь,  по  выслу-
                    которой
           шаны
                                большинство
 (въ  успЕхЕ),  но  въ  добротѣ  ея  цЕлей,  —  СлЕдовательно  пре-  лись  только  Сократъ,  Эвдикъ слушателей  уже  разошлось;  оста-
                                                        еще нЕсколько
                                                     и
                                                                              человЕкъ.
 красное  не  есть  полезное.  (Какъ  это  противно  нынЕ  преобла-
 дающему  взгляду,  что  будто  достоинство  политической  д ятель-  ЗамЕтивъ,  что  изъ  всЕхъ  слышавших!  рЕчь  Гиппія  одинъ
 ѣ
 ности  заключается  въ  успЕхЕ,  а  нравственной—въ  добротЕ!)  только  Сократъ  не  выразилъ  ни  одобренія,  ни  порицанія,
 Такъ  Сократъ  обличает!  нев жество  Гиппія,  не  могущаго  Эвдикъ  обратился  къ  нему  съ  слѣдующими  словами,  которыми
 ѣ
 справиться  съ  такимъ  софизмомъ,  хотя  оиъ  самъ  софистъ;  хотя  и  начинается  этотъ  разговоръ:
 онъ  такъ  много  знаетъ;  хотя  онъ  такъ  прекрасно  говоритъ  „Что  же  ты  молчишь,  любезный  Сократъ?  ВысЛушавъ
 объ  истинЕ  и  добродЕтели;  хотя  онъ  берется  поучать  юноше-  блестящую  Гиппіеву  рЕчь,  ты  и  не  хвалишь  ничего  въ  ней,
 ство  нравственности.  и  не  возражаешь  ничего  противъ  того,  чтб    тебѣ    показалось

                                                                              ѣ
                                         ѣ
 Для  философіи  права  особенно  замЕчательно  слЕдующее  въ  ней  невЕрнымъ.  В дь  всЕ  мы,  оставшіеся  зд сь,  можемъ
 изъ  этого  разговора.  похвалиться,  что  занимаемся  философіей  (сл доватедьно      въ  со-
                                                                      ѣ
           стояніи    судить    о  содержаніи      этой    р чи)".
                                                            ѣ
                    m
   419   420   421   422   423   424   425   426   427   428   429