Page 424 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 424
но существует! въ томъ или другомъ прекрасном! явленіи или Гиппій, счигавшій себя мудрецомъ, хвалится, что его оте-
существѣ . чество, Элида, обращается къ нему первому, если нужно вести
ѣ
Вм стѣ съ тѣмъ здѣсь оказывается и другое различіе между переговоры съ другими государствами, и отправляет! его по-
1 ипшемъ и Платономъ. По Гиппію, прекрасное тб, чтб является, сланником!, считая его искуснымъ въ томъ, чтб называется
кажется такимъ тому или другому индивиду въ извѣстное время теперь дипломатіею.
или же и всѣ мъ во всѣ времена, сл довательно, по отношенію
ѣ
къ воспринимающему субъекту, а потому прекрасное есть Но Сократъ спрашивает! его: „Отчего тЕ древніе, кото-
всегда относительное. ІІо ГІлатону же, прекрасное есть то, чтб рыхъ имена произносятся съ особенным! уваженіемъ, какъ
есть въ самомъ дЕлЕ, въ реальности прекрасное, все равно мудрецовъ, какъ-то: Питтакъ, Бій, Ѳ алесъ и позднѣйшіе до
является ли, кажется ли оно такимъ субъекту, или н тъ, СлЕ- Анаксагора (включительно), всЕ или же большая часть удаля-
ѣ
ѣ
довательно безотносительное, абсолютно-прекрасное или пре- лись отъ общественных! д лъ", между тЕмъ какъ софисты—
красное само по себЕ и для себя, и .'въ этомъ смыслѣ абсо- Гиппій, Горгій, Иродикъ, напротивъ, занимались и частными,
лютно-сущее, само по себЕ, субстанціальное, идея. и общественными дЕлами?
Наконецъ, укажемъ на одно м сто, развивающее также Гиппій отвЕчаетъ, что тЕ древніе мудрецы не умЬли со-
ѣ
Сократову политическую мысль. единять въ своемъ умЕ общественных! дЕлъ съ своими част-
Сократъ лривелъ Гиппія къ положенію, что мощь, власть ными. Въ доказательство превосходства ума современников!
есть нЕчто прекрасное, а немощь—нЕчто дурное. надъ прежними философами онъ приводить то обстоятельство,
Гиппій на это говоритъ: „и при томъ въ высшей сте- что теперь держатся такого правила: „мудрецъ долженъ быть
пени. А что это такъ, это доказывает! намъ управленіе госу- мудрецомъ прежде всего для своей пользы; СлЕдовательно цЕль
дарствомъ, ибо много имЕть власти въ управленіи государствомъ его та, чтобы собрать только возможно больше денегъ".
и въ своемъ собственном! государствЕ—это самое прекрасное,
а ничего не мочь—самое постыдное". 3. Гиппій Малый.
Сократъ: „Правильно замЕчено". Но—прибавляет! Со-
Газговаривающія
лица
и
обстановка.
кратъ— дЕло въ томъ власть прекрасна, когда она служить къ лица Разговаривающія и въ разговорЕ „Гиппій Большой", т.-е.
чтб
тЕ
же,
тому, чтобы дЕлать добро, но она не прекрасна, когда она Сократъ и Гинпій, но въ другой обстановкѣ . ЗдЕсь Гиппій
причиняетъ зло. СлЕдовательно красота власти не заключается
въ фактЕ достиженія ею своихъ цЕлей, т.-е. въ ея пользѣ представлен! только-что окончившим! свою рЕчь, по выслу-
которой
шаны
большинство
(въ успЕхЕ), но въ добротѣ ея цЕлей, — СлЕдовательно пре- лись только Сократъ, Эвдикъ слушателей уже разошлось; оста-
еще нЕсколько
и
человЕкъ.
красное не есть полезное. (Какъ это противно нынЕ преобла-
дающему взгляду, что будто достоинство политической д ятель- ЗамЕтивъ, что изъ всЕхъ слышавших! рЕчь Гиппія одинъ
ѣ
ности заключается въ успЕхЕ, а нравственной—въ добротЕ!) только Сократъ не выразилъ ни одобренія, ни порицанія,
Такъ Сократъ обличает! нев жество Гиппія, не могущаго Эвдикъ обратился къ нему съ слѣдующими словами, которыми
ѣ
справиться съ такимъ софизмомъ, хотя оиъ самъ софистъ; хотя и начинается этотъ разговоръ:
онъ такъ много знаетъ; хотя онъ такъ прекрасно говоритъ „Что же ты молчишь, любезный Сократъ? ВысЛушавъ
объ истинЕ и добродЕтели; хотя онъ берется поучать юноше- блестящую Гиппіеву рЕчь, ты и не хвалишь ничего въ ней,
ство нравственности. и не возражаешь ничего противъ того, чтб тебѣ показалось
ѣ
ѣ
Для философіи права особенно замЕчательно слЕдующее въ ней невЕрнымъ. В дь всЕ мы, оставшіеся зд сь, можемъ
изъ этого разговора. похвалиться, что занимаемся философіей (сл доватедьно въ со-
ѣ
стояніи судить о содержаніи этой р чи)".
ѣ
m