Page 419 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 419

будетъ    ли   оно   выражено       въ  законѣ     или    н тъ   —    есть   закон-
                                                                                   ѣ
                                                                                                                                                              прекрасны,
                                                                                                                                                  запятія
                                                                                                                                  Если
                                                                                                                                                                               какъ
                                                                                                                                                                                              называете
                                                                                                                                                                                                             самъ
                                                                                                                                                                                       ихъ
                       ное,^  т.-е.   справедливое,      а  справедливое       и   есть   обще-полезное                      Гиппій,     то эти   нихъ    должно     проявляться      прекрасное      т мъ, что
                                                                                                                                             въ
                                                                                                                                                                                                       ѣ
                       (то  Oixottov  =  то  xoivïj  obfiçepov)  и   въ    этомъ     смыслѣ      законное                    они   доставляю™        юношамъ       чистое    наслажденіе.      Таковыми      бы-
                       (то  біхаоѵ  =  то   vdp.ifi.ov).  Внрочемъ    эти Платоновы        мысли,    равно
                      какъ     и   его    привязанность        къ    спартанскимъ         учрежденіямъ                       ваютъ    только     занятія     нравственны«.         Самъ    Гиппій     въ   этомъ
                                                                                                                                                                                                 в
                                                                                                                                                                        ѣ
                       имѣютъ     еще   сократическій      характеръ;     но  о  нихъ  зам чаетъ     здѣсь                   поставляетъ       сущность      своей     р чи,     говоря,    что ъ     ней     онъ,
                                                                                            ѣ
                      Платонъ,       устами    Сократа,      что   такъ    мыслятъ      люди    знающіе,                     устами    Гомеровскаго        Нестора,     даетъ    юношамъ      много    прекрас-
                      т.-е.   мудрые,      слѣдовательно        философы,       а   потому      эти   ихъ                    ныхъ,    нравственныхъ         правилъ.
                      мысли      суть    продукте     знанія,     истины,      несмотря     на   то    что                        Но    действительно      ли   нравственны        эти    правила,     препода-
                      большинство       думаете     иначе.    Такъ    Платонъ      и  съ этой    стороны                     ваемый     Гинпіемъ?     Вопросъ     этотъ   решается      въ  разговоре      „Гигі-
                      сближается      съ   своею    основною      политическою        мыслью,    что фи-                     пій   Малый".
                      лософы     и  должны      быть    правителями        государства      или    прави-                         Такъ    Платоиъ      переходите       отъ  изслѣдованія      о  прекрасномъ
                      тели-философами,            ибо   они-то    и  издаютъ      законы,      служащіе                      само   по   себе,    которое     было     предметомъ       разговора       „Гишіій
                                                                                                                                                                                                 к
                     къ   пользѣ,    ко благу     государства      и  потому    выражающіе        правду                     Большой",      къ    изследованіямъ,       относящимся        уже ъ       содержа-
                     и   справедливость;        издаютъ      законы     справедливые        или   законы                     нію   прекраснаго,       т.-е.  къ   нравственному,       которыя     начинаются
                     въ   истинно»       смыслѣ,     a   слѣдовательно        они-то    и   суть    един-                    съ  разговора      „Гиппій      Малый".
                     ственно     истинные     законодатели;       законодатели      же и    суть  вмѣ стѣ                         На     опредёленіе       Гиппія,     что    прекрасное       есть    удоволь-
                     правители      государства.     Могущество,        сила,   власть    ихъ въ    госу-                    ствіе,   доставляемое      намъ    чувствами      зренія    и  слуха,      Сократъ

                     дарствѣ    есть,   конечно,     прекрасное,      ибо   только    та   власть   пре-                    замечаете,       что    онъ    такимъ      образомъ      исключаете        изъ    сво-
                     красна,    которая     употребляется       во   благо   государства.    А    потому                     его    определенія        красоіу      не    менее     реальную,        а   именно

                     и  съ   этой   стороны     разговоръ      „Гиппій     Большой"      находится     въ                    моральную,      напримеръ        законовъ      и  учрежденій.       Затѣ мъ   зре-
                     непосредственной        связи    съ  разговоромъ        „Іонъ".                                         ніе   и   слухъ     не    суть    единственныя        чувства,     доставляющія
                                                                                                                                     удовольствіе.
                                                                                                                             намъ
                          Результата        и  переходъ     къ  следующему        разговору.     В ъ  ре-                   прекрасное        состоитъ  Поэтому       следовало      бы    уже    сказать,   что
                                                                                                                                                                                                  —
                                                                                                                                                            въ
                                                                                                                                                                 оіцущеиіи
                                                                                                                                                                                                       словомъ,
                                                                                                                                                                                 удовольствія
                    зультат      этого   разговора     оказалось,     что   прекрасное      есть   нѣчто                    въ   пріятномъ.       Однако      же    нечто     не    допускаете       этого:   въ
                    такое,   бытіе   чего  проявляется     для   челов ка    въ  безвредныхъ      ощу-                      числе      пріятныхъ        чувствованій,        исходя   щихъ      изъ     другихъ
                                                                        ѣ
                    щеніяхъ,     т.-е.  такихъ   ііріятныхъ     ощущеніяхъ,        которыя     не   суть                    чувствъ,     нежели     зр ніе    и   слухъ,    есть   чувствованія      грубыя,    и
                                                                                                                                                      ѣ
                    слѣдствія     удовлетворен!«        его   потребностей        и   не   оставляютъ                       есть   ташке     постыдиыя,        такъ    что   одни     неспособны,       а  дру-
                    его   неудовлетворенны»           и   потому    страдающимъ        отъ   неудовле-                      гія   недостойны      назваться      прекрасными.         Но     далее     пріятное
                    творешя     его   потребностей,       следовательно       которыя     вовсе    неза-
                    висимы     отъ   потребностей      человѣ ка,     и  потому     суть   чистыя   на-                     есть   не   что    иное,    какъ     удовольствіе;      если    только    зрѣніе    и
                   слажденія.     Следовательно,       чтобы   р чь   Гиппія    могла   быть   названа                      слухъ     устаповляютъ        прекрасное,        то,  можете      быть,    что-либо
                                                                 ѣ
                                                                                                                                                                                       ѣ
                   прекрасною,        необходимо,        чтобы     она   доставила     такое    чистое                      другое,     а   не   удовольствіе,      есть   общее     зр нію    и    слуху,  ибо
                   наслаждеше        своимъ    слушателямъ         и   своею    формою,      и  своимъ                      удовольствіе     есть  общее    всѣмъ    чувствамъ.     Следовательно       чувство-
                   содержашемъ;         поэтому     Гиппій     и   говоритъ     о  своей    р чи,   что                     ванія   зрѣнія     и  слуха    не   потому     прекрасны,       что они     достав-
                                                                                             ѣ
                   она    прекрасна       по   формѣ     и  что   прекрасно      и   ея   содержаніе,                       ляю™       удовольствіе,       а   почему-то       другому.      Если      скажутъ
                   а  именно:    содержаиіе—это         прекрасный        занятія,    которыми     сле-                     намъ:     чувствованія       зренія     и   слуха    потому      прекрасны,     что
                   дуете    заниматься      юношамъ,       чтобы    заслужить     о   себѣ   хорошую                        доставляемое       ими     удовольствіе      есть    самое     полезное,      самое
                   славу.                                                                      r    J                       лучшее,     чистое,    т.-е.    безъ    см шенія      со   страданіемъ,       то  въ
                                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                            такомъ    случае     мы   придемъ      къ   отвергнутому       уже    нами     выше
   414   415   416   417   418   419   420   421   422   423   424