Page 415 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 415

ностей,     въ  себѣ    самомъ     заключенном*,         какъ   само    но   себѣ     н
                    пот   му  В Ы С Ш И М Ъ ;  б о ж е с т в е ш ы м Ъ і  е д и н ы ' м ъ  с ъ  ™  «о  с ^ я                    средствомъ      которой     можно      снискать     себѣ   самое    большое      удо-
                                                                                                                                вольствіе,   —    спасти     свою    жизнь,      свое   имущество       и  жизнь     и

                                  s  a   r  к  а  к  ъ    с       у        ™  —           '    »                                имущество      своихъ     друзей.     Такъ     Гиппій      сознается,      что    онъ
                                                                                                                                вовсе    неспособенъ        даже     и   возвыситься       къ    поыятію     о   пре-

                    п о л а т о е Т ш я ™  З Д Ѣ  С Ь      В Ъ  Р а З Г ° °  р Ѣ  »  Г и п п і й  большой",                    красномъ      вообще      само   по  себ ,    къ  абсолютно-прекрасному,              а
                                                                                                                                                                        ѣ
                                                                       В
                    чебъ"     и ! - Г           °  С Н 0 В У  Y '  р а з в и т о й  в ъ  Р говорѣ   ЯФ„-                        останавливается        на   единично-прекрасномъ,             относительно-пре-
                                                                                      аз
                   является      жж  П р е К р а С Н а г 0 -  Опрелѣлнвъ,    что    прекрасное      про-                       красномъ.       Но    Сократъ      и  тутъ    не  даетъ     ему   укрыться,—онъ
                                                                                                                               зам чаетъ       Гшшію      окончательно:       да   не   стыдно     ли   говорить    о
                                                                                                                                    ѣ
                                                                                                                               прекрасныхъ        занятіяхъ,      не  имѣя     никакого     понятія     о  прекрас-
                                                                                                                               номъ?      какъ     можно      судить,     прекрасна      ли   какая-либо       р чь,
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                                                /     г                                                эт                      прекрасенъ       ли   какой-либо      поступокъ,      не   зная,   чтб   такое    есть

                                                                                                                               прекрасное?

                                                                                                                                                                                                ѣ
                        110  Сократу,      прекрасное       хотя    и   есть   понятіе     обшее                                     Такимъ     образомъ,      все    изобличеніе      въ   нев жествѣ       Гяппія
                  вс хъ     единичных*        прекрасных*         явленій    и    Г    стоъ     но   оно                       со   стороны     Сократа      сводится    къ   такому     силлогизму:
                     ѣ
                  есть   понятіе     совершенно       относительное,       определяемое        человѣ                                Ты   утверждаешь,        что   твоя   рѣ чь   прекрасна.
                                                                                                                                     Для    того,    чтобы     можно      было     это   утверждать,        надобно
                  Г Г т о н Т Г н Г '              П  °  Т р е б  ~ '      с у ж д е н і я Г и ™ о " ;                         знать,    чтб   есть   прекрасное       вообще.
                                                                                 Р
                                                                                      Д
                           ,    У     '  П р е к Р  а с н о е  е с т ь  по  себѣ,  абсолютно-сущее                                  Ты    не   знаешь,     чтб   прекрасно       вообще.
                 к Г с н о е   по   г " ™  6  °  Т Ъ  °  П р е д Ѣ  л е н І Й  ч е л о в ѣ  я а ;  словом*,  Тре-'                  Слѣдовательно         ты    не    можешь       знать,    чтб   прекрасно       въ
                 красное,      по   Сократу,    есть  всеобщее     человѣ ческое,      субъективное                            частности,    а  потому     и  не   можешь      утверждать,      что   и  твоя   р чь
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                      у ~ Г ь         е    с у  Г  с т и  е д й н и ч н ы х ъ          —               =                       прекрасна.
                    существъ,      есть    субъективное        понятіе,     а  по    ІЬатонѵ      ППР                               Но     съ   этимъ      силлогизмомъ        находится      здѣсь    въ  связи    и
                 красное     есть   объективно,        само    по   себѣ   сущее,      хотя    ,  про-                         другой     силлогизмъ,      которымъ      и  начинается       разговоръ:
                                                            Р
                 с Г х Г Х о в !         е Д И Н И Ч Н Ы Х Ъ идея  е к Р  а с н ы х ъ  ! л е н і я х ь  и  су^це -                  Ты    утверждаешь,        что   твоя   рѣ чь    прекрасна      не   только    по
                                                          п
                 ствахъ,
                            слѣдовательно
                                                есть
                                                                                                                               своей   формѣ,     но   и  по  содержанію,      ибо    въ  ней   ты   предлагаешь
                                                                                                                                                          для
                                                                                             смѣши-
                                                                          °
                в а е т ъ \ в п е л ! Г    т.-е.  чистое      наслажденіе      прекрасным*           г*                        прекрасное      занятіе  чтобы    юношей     —    нравственное.       знать,     дей-
                                                                                      ™ °
                                                                           Н Ъ
                            3
                                                                    П л а Т
                                                                                 Н а р 0
                         безвредное,
                                                                                                                                          для
                                                                                                                                    Но
                                                                                                                                                                       утверждать,
                                                                                                                                                                 это
                                                                                                                                                того,
                                                                                                                                                                                        надобно
                                                                                                                               ствительно      ли  прекрасно,      нравственно       тб,  чтб  ты   предлагаешь.
                                                                                                                                    Лакедемоняне         не    находятъ       этого,    потому      что   они,    по
                                                                                                                               твоему    собственному       признанно,       не  платятъ     теб ,    какъ   другіе
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                красном*.      Одиакоже        это   онъ   дѣ лаетъ    уже    именно     съ   н лью                            греки,     за   твои    рѣчи     и   не    допускаютъ,        чтобы     ты    училъ
                                                                                                ѣ
                                                                                                                               ихъ  дѣтей    тому,   чтб  ты  называешь      прекраснымъ,        нравственными
                                                                                                                                    Лакедемоняне         же—какъ        и   ты    признаешь—знаютъ,              чтб
                                                                                                                               прекрасно,      нравственно       вообще,    и   следовательно      могутъ     также
               не                           Ч Т °  °  Н Ъ  Н е  з н а е т ъ  с УЩноети  прекрасна™,                            судить,     прекрасно       ли,    нравственно        ли    содержаніе       твоихъ
               красна     уже    и  г!**       І Г '    В 0 С К Л И І <  а № ь >  для   него    пре-                           рѣчей.
               предъ    сенатом!       пп    у б Ѣ  д И Т е л ь н а я  и  ^ з н а я ,  произносимая                                 А   потому     твоя   рѣ чь   въ   частности     не   заключаете       въ   себѣ
                        с е и а т о м ъ >  предъ  народомъ    или    предъ    судилищемъ,        но-                          прекраснаго,       нравственнаго        содержанія.
   410   411   412   413   414   415   416   417   418   419   420