Page 410 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 410

даетъ  красоту:  напримѣръ  драгоц нный  камень  въ  золотой
 ѣ
                                                называя
                                 за
                                                            прекрасного
                                                                              природную
                                      сущее,
                                                                                              жизнь
 оправѣ  становится  прекраснымъ;  золото  придаете  красоту  даже  преходящее челов ка,  вмѣсто  того,  чтобы  считать  прекрасною
               смертнаго
 ™ ю  В е Щ И  '  К О Т О р а я >  * *  присоединенія  къ  ней  золота!  была  ѣ
               высшую,      духовную,      божественную        жизнь    или,   какъ   выражается
                                                                     ѣ
 Какъ  ни  страннымъ  покажется  намъ  съ  перваго  взгтяла  Платонъ,  жизнь  боговъ  и  героевъ.  Вн шнія  блага,  въ  кото-
 такое  онредѣ леніе  красоты,  что  она  есть  золото!  Г  fa  рыхъ  поставляется  прекрасная  жизнь  и  вообще  прекрасное,
 мы  видимъ,  что  Гиппій  привелъ  золото,  какъ  примѣръ  на  все  прекрасны  смотря  только  по  дѣлаемому  изъ  нихъ  упогреб-
 овщее  п о М е  .  красотѣ  „  с „ и ы 4  n p ' ^ a c j  ф о р і  і щ  -  ленію;  слѣдовательно  и  эти  блага  не  представляютъ  абсолютпо-
                                                                                   взять
 ' -~ -  х о т ѣ  л ъ  с к а з а т ь ,  что  форма  и  есть  то,  чт0  дѣлаетъ  прекраснаго,  а  только  относительное,  даже  если  этомъ  всѣ  эти
 е
 т
                                                                Притомъ
                                      въ
                            блага
               внѣ іинія
                                                                              въ
                                           совокупности.
 ТО  или  другое  вещество  прекраснымъ,  что  прекрасное  есть                             случаѣ
 формально-прекрасное,  а  не  матеріально.  прекрасное  есть  относительное  и  въ  томъ  смыслѣ,  что  оно
               относится     только    къ   людямъ,    а   не  къ   искусствамъ,      не   къ  при-
 не  к о ° в 1 Т  Т И В Ъ  Э Т 0 Г °  3 а М Ѣ  ч а Ѳ  Т Ъ  С °  К р а т ъ '  ч т о  к а к ъ  колото  родѣ  и  не  къ  богамъ,  a  вѣ дь  вопросъ  идете  о  такой  красотѣ,
 « в ъ  и Т л и я  И Д е Т Ъ /  Е 1  В С е  М 0 Ж Ѳ  Т Ъ  С Д Ѣ  л а Т Ь  п Р Р а с н ы м ъ >  которая  дѣ лаетъ  прекраснымъ  все,  къ  чему  бы  она  ни  при-
 е к
 У
 т
 и  9 ° Р >  ч т о б ы  сдѣлать  какое-либо  вещество  прекпас-  стала—къ  камню  и  дереву,  къ  людямъ  и  богамъ,  ко  всякому
 Г п м я  п Т  т  С 0 0 т в ѣ  т с т в 0 в а т ь  ему;  неприличная  же  веществу  поступку  и  ко  всему,  изучаемому  нами,  ко  всякой  наук .
                                                                                                  ѣ
 не^  Л'іае^ъ ^ е Т Ъ  Д У Р Н ™  Ъ ;  с л  Ц е л ь н о  форм!  Видя,  что  Гиппій  три  раза  пробовалъ  отвѣ чать,  и  все  не-
 Л
 не  дѣ лаетъ  единичную  вещь  прекрасною;  или  форма  не  есть
 красота  сама  но  себ ,  абсолютно-прекрасное,  !  удачно,  и  теперь  уже  совершенно  истощился,  не  зная,  чтб
 ѣ
               отвѣ тить,    Сократъ     беретъ    на   себя   привести     его    къ   отвѣтамъ.
 е
 Т - -  П р и  е я  соотвѣтствіи  данному  I I
                    Прежде       всего    онъ    напоминаете,        что    нельзя     ли    опре-
                                                            ѣ
 Тогда  Гиппій  хочетъ  назвать  прекраснымъ  н что  такое  дѣлить  прекрасное  однимъ  изъ  т хъ  опредѣленііт,  о  которомъ
 ѣ
 чтб  никому,  нигдѣ  и  никогда  не  кажется  дурнымъ  и  по  уже  было  упомянуто,  но  только  мимоходомъ,  когда  сказали,
                                                                                оно
                                                           прекрасно,
                                                                          гдѣ
 примѣру  мудраго  Солона,  поставляете  прекрасное  в'ъ  с^аст-  что  золото,  какъ  и  все  прочее,  такъ  что  приличное, идете,  гдѣ
              оно
                     прилично,
                                   соотв тствующе,
                                                                                         соотв т-
                                                                                                ѣ
 я В  я г Г  е Д  Т  0 Й  Г О В О р я '  ™  самое  прекрасное  для  ствующее  не  есть  ѣ  ли  прекрасное,  a  приличіе,  соотвѣтствіе
 всякаго  человѣ ка  -  это  богатство,  здоровье,  уваженіе  со  сто-  не  есть  ли  абсолютная  красота?
 роны  эллиновъ,  долгов чная  жизнь  и  уд^стоеніе  отъ  сво-
 ѣ
                                                                                     соотв тствіе
                                                                                не
                               разумѣетъ
                    Сократъ
                                                                                           ѣ
 ихъ  потомковъ  пышнаго  ногребенія,-словомъ,  такъ-называе-  формъ  съ  веществомъ,  подъ  соотвѣтствіемъ  уѵке возникающее  изъ
                                                                  согласіе,
                                                               a
                                              какъ
                                                    прежде,
 Z n L  а Г а  И  С 0 С Т а В Л Я Ю Т Ъ  й Р Р  а с н о е — э т о  третій  отв тъ  соотвѣ тствія  между  собою  всѣ хъ  частей  или  элементовъ  одного
 е к
 ѣ
                               ѣ
 Этимъ  опредѣленіемъ  прекрасна™  съ  одной  стороны  выра-  и  того  же  ц лаго,  словомъ—разухмѣетъ  подъ  соотвѣтствіемъ  гар-
 жается  именно  то,  что  тогда  казалось  большинству  грековъ  монію,  такъ  что  прекрасное  есть  гармонія.  Но  при  гармоніи
 верховною  ц лью  жизни,  а  съ  другой  стороны  см шиваютс!  можетъ  быть  только  одно  изъ  двухъ:  или  части,  элементы,  изъ
 ѣ
 ѣ
 понятія:  счастливая  жизнь  съ  внѣшними  благами-съ  нГкрас-  которыхъ  слагается  такое  согласное,  гармонически-цѣлое,  сами
 ною  жизнью.  О д н а к о «  тутъ  уже  Гинній  возвышаетояизъ  по  себѣ  уже  прекрасны,  т.-е.  каждая  изъ  этихъ  частей  или
 чувственной  области,  отъ  единичныхъ,  чувственныхъ  вещей  и  каждый  изъ  этихъ  элементовъ  прекрасны  сами  по  себѣ ,—въ
 явленш  въ  этическую  область,  гдѣ  и  самъ  Платонъ  находил!  такомъ  случаѣ  не  гармонія  дѣ лаетъ  ихъ  прекрасными,  ибо  они
 корень  человѣ чески-ирекраспаго,  а  именно,  въ  г а р м о н Г ч е Г  уже  и  безъ  гармоніи  были  прекрасны,  следовательно  не  въ
 в ческои  жизни.  Впрочемъ  и  здѣсь  Гиппій  принимаете  еще  гармоніи  состоите  прекрасное.  Или  же  эти  части,  элементы
 ѣ
              не   прекрасны       сами    по   себѣ ;  но    въ   такомъ     случаѣ     красота,
                                                                                         9 о*
   405   406   407   408   409   410   411   412   413   414   415