Page 410 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 410
даетъ красоту: напримѣръ драгоц нный камень въ золотой
ѣ
называя
за
прекрасного
природную
сущее,
жизнь
оправѣ становится прекраснымъ; золото придаете красоту даже преходящее челов ка, вмѣсто того, чтобы считать прекрасною
смертнаго
™ ю В е Щ И ' К О Т О р а я > * * присоединенія къ ней золота! была ѣ
высшую, духовную, божественную жизнь или, какъ выражается
ѣ
Какъ ни страннымъ покажется намъ съ перваго взгтяла Платонъ, жизнь боговъ и героевъ. Вн шнія блага, въ кото-
такое онредѣ леніе красоты, что она есть золото! Г fa рыхъ поставляется прекрасная жизнь и вообще прекрасное,
мы видимъ, что Гиппій привелъ золото, какъ примѣръ на все прекрасны смотря только по дѣлаемому изъ нихъ упогреб-
овщее п о М е . красотѣ „ с „ и ы 4 n p ' ^ a c j ф о р і і щ - ленію; слѣдовательно и эти блага не представляютъ абсолютпо-
взять
' -~ - х о т ѣ л ъ с к а з а т ь , что форма и есть то, чт0 дѣлаетъ прекраснаго, а только относительное, даже если этомъ всѣ эти
е
т
Притомъ
въ
блага
внѣ іинія
въ
совокупности.
ТО или другое вещество прекраснымъ, что прекрасное есть случаѣ
формально-прекрасное, а не матеріально. прекрасное есть относительное и въ томъ смыслѣ, что оно
относится только къ людямъ, а не къ искусствамъ, не къ при-
не к о ° в 1 Т Т И В Ъ Э Т 0 Г ° 3 а М Ѣ ч а Ѳ Т Ъ С ° К р а т ъ ' ч т о к а к ъ колото родѣ и не къ богамъ, a вѣ дь вопросъ идете о такой красотѣ,
« в ъ и Т л и я И Д е Т Ъ / Е 1 В С е М 0 Ж Ѳ Т Ъ С Д Ѣ л а Т Ь п Р Р а с н ы м ъ > которая дѣ лаетъ прекраснымъ все, къ чему бы она ни при-
е к
У
т
и 9 ° Р > ч т о б ы сдѣлать какое-либо вещество прекпас- стала—къ камню и дереву, къ людямъ и богамъ, ко всякому
Г п м я п Т т С 0 0 т в ѣ т с т в 0 в а т ь ему; неприличная же веществу поступку и ко всему, изучаемому нами, ко всякой наук .
ѣ
не^ Л'іае^ъ ^ е Т Ъ Д У Р Н ™ Ъ ; с л Ц е л ь н о форм! Видя, что Гиппій три раза пробовалъ отвѣ чать, и все не-
Л
не дѣ лаетъ единичную вещь прекрасною; или форма не есть
красота сама но себ , абсолютно-прекрасное, ! удачно, и теперь уже совершенно истощился, не зная, чтб
ѣ
отвѣ тить, Сократъ беретъ на себя привести его къ отвѣтамъ.
е
Т - - П р и е я соотвѣтствіи данному I I
Прежде всего онъ напоминаете, что нельзя ли опре-
ѣ
Тогда Гиппій хочетъ назвать прекраснымъ н что такое дѣлить прекрасное однимъ изъ т хъ опредѣленііт, о которомъ
ѣ
чтб никому, нигдѣ и никогда не кажется дурнымъ и по уже было упомянуто, но только мимоходомъ, когда сказали,
оно
прекрасно,
гдѣ
примѣру мудраго Солона, поставляете прекрасное в'ъ с^аст- что золото, какъ и все прочее, такъ что приличное, идете, гдѣ
оно
прилично,
соотв тствующе,
соотв т-
ѣ
я В я г Г е Д Т 0 Й Г О В О р я ' ™ самое прекрасное для ствующее не есть ѣ ли прекрасное, a приличіе, соотвѣтствіе
всякаго человѣ ка - это богатство, здоровье, уваженіе со сто- не есть ли абсолютная красота?
роны эллиновъ, долгов чная жизнь и уд^стоеніе отъ сво-
ѣ
соотв тствіе
не
разумѣетъ
Сократъ
ѣ
ихъ потомковъ пышнаго ногребенія,-словомъ, такъ-называе- формъ съ веществомъ, подъ соотвѣтствіемъ уѵке возникающее изъ
согласіе,
a
какъ
прежде,
Z n L а Г а И С 0 С Т а В Л Я Ю Т Ъ й Р Р а с н о е — э т о третій отв тъ соотвѣ тствія между собою всѣ хъ частей или элементовъ одного
е к
ѣ
ѣ
Этимъ опредѣленіемъ прекрасна™ съ одной стороны выра- и того же ц лаго, словомъ—разухмѣетъ подъ соотвѣтствіемъ гар-
жается именно то, что тогда казалось большинству грековъ монію, такъ что прекрасное есть гармонія. Но при гармоніи
верховною ц лью жизни, а съ другой стороны см шиваютс! можетъ быть только одно изъ двухъ: или части, элементы, изъ
ѣ
ѣ
понятія: счастливая жизнь съ внѣшними благами-съ нГкрас- которыхъ слагается такое согласное, гармонически-цѣлое, сами
ною жизнью. О д н а к о « тутъ уже Гинній возвышаетояизъ по себѣ уже прекрасны, т.-е. каждая изъ этихъ частей или
чувственной области, отъ единичныхъ, чувственныхъ вещей и каждый изъ этихъ элементовъ прекрасны сами по себѣ ,—въ
явленш въ этическую область, гдѣ и самъ Платонъ находил! такомъ случаѣ не гармонія дѣ лаетъ ихъ прекрасными, ибо они
корень человѣ чески-ирекраспаго, а именно, въ г а р м о н Г ч е Г уже и безъ гармоніи были прекрасны, следовательно не въ
в ческои жизни. Впрочемъ и здѣсь Гиппій принимаете еще гармоніи состоите прекрасное. Или же эти части, элементы
ѣ
не прекрасны сами по себѣ ; но въ такомъ случаѣ красота,
9 о*