Page 405 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 405
T r
Z V l C же ты, ] Сократъ, знаешь, чтб прекрасно и что ВДенно: извѣстный намъ философъ Гераклитъ Эфесскій сказалъ: „на-
М е Н Я
И
1
С П Р 0 С И Л Ъ
П р и Т О М Ъ
в е с ь м а
дурно?
откуда
ѣ
Ну, можешь ли ты мнѣ сказать, въ чемъ состоитъ прекрасное копленіе свѣ д ній еще не образуете ума". Эта мысль, въ
справедливости которой твердо былъ убѣжденъ Сократъ, и ко-
Г ш Г ъ Г Я ( Г 0 Е 0 Р И Т Ъ С 0 К р а Т Ъ ) П ° С В О е Й торую онъ безпрестанно примѣнялъ въ своихъ бес дахъ съ
ѣ
пришелъ въ смущеніе отъ этого вопроса и не умѣлъ ему дать людьми, мечтавшими о своей мудрости, особенно съ софистами,
" »
общества Т / Г ^ ™ ^ этотъ ° ° ' У « и с я в сердился ™ была отправною точкою, темою настоящаго Платонова разго-
П Т М у
А
происходилъ
общества
на
разговоръ),
(гдѣ
в
себя, дѣлалъ себѣ упреки и далъ себѣ слово, что ъ первый вора. В ъ лицѣ Гиппія, этого наиболынаго многознайки изъ
ѣ
же разъ, какъ я встр чу кого-нибудь изъ васъ, мудрецовъ (т -е вс хъ софистовъ, который потому и прозванъ софистомъ-
ѣ
отъ
софистовъ), обращусь къ нему съ этимъ в о ^ р о Х ъ ? понявъ полигисторомъ, въ отличіе вс хъ прочихъ софистовъ, Платонъ,
софистовъ
вообще,
устами
обличаете
Сократа,
они,
что
чтЬ я объ то т ъ отъ васъ услышу и хорошенько з^вердивъ ѣ
э
тщеславящіеся
или
болѣе
ѣ
въ памяти, отыщу того, кто мнѣ сдѣлалъ вопросъ и воз- ростью, ничего собственно мен е своимъ знаніемъ, своею муд-
даже
не
что
они
знаютъ;
знаютъ
не
обновлю съ нимъ споръ. Итакъ ты, Гиппій, миѣ теперь по-
сущности того, о чемъ безпрестанно судятъ и говорятъ, именно
Г ъ Я с Х о С Т Р Ѣ Ч У ° т е Н Ь К С Т а Т И " Н а у Ч И м е н я х о Р° енько, въ —не знаютъ сущности прекрасеаго.
ш
с о с т о и т ъ прекрасное само по себѣ; постарайся дать на По, изобличая здѣсь софистовъ въ незнаніи, чтб такое пре-
МОИ вопросы возможно точныя объяснен^, чтобы не пришлось
красное само по себѣ, Платонъ, устами Сократа, показываете
В * ь э т о Т Ч Н ° б 3 а М а И а Т Ь / С Н 0 В а - д н я ™ на " въ то же время необходимость взойти къ понятію прекраснаго,
И
В
В дь это для тебя должно быть, разумѣ ется, совершенно яснымъ ибо только вѣрнымъ пониманіемъ прекрасна™ вообще обуслов-
ѣ
И при твоемъ множеств* познаній-это для тебя бездѣлица" ливается истинное зпаніе того, чтб прекрасно въ частности,—
это не'Ттои " даже и 3 е в с о м ъ ! — бездѣлица; можно сказать, ' слѣдовательно, напримѣръ, прекрасна ли данная р чь, а также
Я Н У С Ь
ѣ
стоитъ
эго
вниманія".
не
обусловли-
Сократъ. „Такъ значитъ мнѣ легко будетъ этому отъ -ебя только вѣрнымъ пониманіемъ прекрасна™ вообще напримѣръ,
—
слѣдовательно,
дѣятельность,
вается
правильная
a Z o W ' . Т а К Ъ Ч Т ° М Ѳ Р е Д Ъ И Н И К Т ° у Ж е М е н я - - с т а в и т / обусловливается ум ніе произносить прекрасный рѣчи. Мало
ѣ
того: ГІлатонъ, устами Сократа, даже восходите здѣсь посте-
1
«тт Т П І й ' " К о н е ч і ю никто,-иначе все мое знаніе и ѵмѣніе пенно, діалектически къ понятію прекрасна™ вообще.
было бы неважно, и это свидѣтельствовало бы о моемъ незна-
нш, нев жествѣ ... Вопросъ этотъ незначителенъ; я могъ бы Вотъ почему этотъ разговоръ есть тоже сократическій,
ѣ
томъ
и
тебя научить, какъ слѣдуетъ тебѣ отв чать на гораздо труд- обличительный здѣсь уже діалектическій, но только въ отли-
ѣ
діалектика
не
смыслѣ ,
что
Платонова
существенно
В 0 " Р 0 С Ы ' т а к ъ НТО ни одинъ человѣкъ въ св іѣ не
ѣ
заставилъ бы тебя замолчать". чается отъ Сократовой; следовательно и въ этомъ отношеніи
этотъ разговоръ есть въ сущности также сократическій, т.-е.
с е б я Т е В а С Т а Л С Я Ш , 0 Г 0 3 н а й к а Биппій, до того, что самъ ІІлатонъ постепенно восходите здѣсь къ прекрасному, какъ
Т
X — 0 С У Д И Л Ъ : е С Л И 0 И Ъ н е д а с т ъ надлежащаго всеобщему понятію. Однакоже Платонъ разсматриваетъ зд сь
ѣ
з
отв та то начитъ-онъ ничего не знаетъ и не ум етъ, онъ уже прекрасное какъ объективно-сущее, независимо отъ субъ-
ѣ
ѣ
невѣ жда. Это-то именно и доказалъ ему Сократъ, показавъ
ѣ
ЧТО многознайка можетъ быть ничего собственно* н Х а ю щ и м / ективна™ пониманія прекрасна™ со стороны челов ка; пре-
невѣ ждою, необразованнымъ, и слѣдовательно далекимъ отъ красное же какъ объективно-сущее есть уже идея, хотя Пла-
ѣ
мудрости. тонъ и не называете еще зд сь прекрасное идеею, — следова-
Отправная точка или тема и главное содержите. Уже тельно здѣсь Платонъ восходите къ идеѣ. Вотъ чтб и при-