Page 405 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 405

T r
                      Z V l     C же  ты, ]  Сократъ,    знаешь,     чтб   прекрасно      и  что ВДенно:                        извѣстный       намъ    философъ      Гераклитъ      Эфесскій      сказалъ:    „на-
                                                             М е Н Я
                                                                     И
                                            1
                                                С П Р 0 С И Л Ъ
                                                                        П р и Т О М Ъ
                                                                                    в е с ь м а
                                                                                                   дурно?
                      откуда
                                                                                                                                                   ѣ
                      Ну,   можешь      ли   ты   мнѣ    сказать,   въ  чемъ    состоитъ     прекрасное                         копленіе      свѣ д ній     еще    не    образуете      ума".     Эта   мысль,    въ
                                                                                                                                справедливости       которой    твердо    былъ    убѣжденъ      Сократъ,      и  ко-
                      Г ш Г ъ     Г        Я  ( Г 0 Е 0 Р И Т Ъ  С 0 К р а Т Ъ )  П °  С В О е Й                                торую     онъ    безпрестанно        примѣнялъ       въ   своихъ     бес дахъ     съ
                                                                                                                                                                                                         ѣ
                      пришелъ      въ  смущеніе      отъ   этого   вопроса     и  не   умѣлъ    ему   дать                      людьми,     мечтавшими       о  своей    мудрости,    особенно     съ  софистами,
                                                                                              " »
                     общества      Т / Г ^ ™         ^         этотъ ° °    '  У  «  и  с я  в сердился  ™                     была    отправною       точкою,     темою    настоящаго       Платонова       разго-
                                                                    П Т М у
                                                                А
                                            происходилъ
                     общества
                                                                                                       на
                                                                       разговоръ),
                                    (гдѣ
                                                                                             в
                     себя,    дѣлалъ     себѣ   упреки     и  далъ    себѣ   слово,    что ъ      первый                       вора.    В ъ  лицѣ     Гиппія,      этого    наиболынаго        многознайки      изъ
                                                                                                                                  ѣ
                     же    разъ,  какъ    я  встр чу    кого-нибудь     изъ   васъ,  мудрецовъ      (т  -е                     вс хъ      софистовъ,      который       потому      и   прозванъ       софистомъ-
                                                  ѣ
                                                                                                                                                                       отъ
                     софистовъ),      обращусь      къ   нему     съ  этимъ     в о ^ р о Х ъ ?   понявъ                       полигисторомъ,         въ   отличіе   вс хъ   прочихъ     софистовъ,      Платонъ,
                                                                                                                                                                               софистовъ
                                                                                                                                                                                              вообще,
                                                                                                                               устами
                                                                                                                                                       обличаете
                                                                                                                                          Сократа,
                                                                                                                                                                                                                они,
                                                                                                                                                                                                          что
                     чтЬ   я  объ то т ъ      отъ   васъ    услышу     и   хорошенько        з^вердивъ                                                                  ѣ
                                    э
                                                                                                                               тщеславящіеся
                                                                                                                                                             или
                                                                                                                                                    болѣе
                                                                                                                                                                        ѣ
                     въ  памяти,      отыщу      того,    кто    мнѣ    сдѣлалъ      вопросъ      и   воз-                     ростью,     ничего   собственно     мен е     своимъ     знаніемъ,     своею муд-
                                                                                                                                                                                                даже
                                                                                                                                                                    не
                                                                                                                                                                                    что
                                                                                                                                                                                          они
                                                                                                                                                                         знаютъ;
                                                                                                                                                                                                            знаютъ
                                                                                                                                                                                                       не
                     обновлю     съ   нимъ     споръ.     Итакъ    ты,   Гиппій,     миѣ теперь      по-
                                                                                                                               сущности      того,  о  чемъ    безпрестанно      судятъ    и говорятъ,      именно
                    Г ъ  Я  с Х о  С Т Р Ѣ  Ч У  °  т е Н Ь  К С Т а Т И "  Н а у Ч И  м е н я  х о Р° енько,  въ              —не     знаютъ     сущности      прекрасеаго.
                                                                                         ш
                            с о с т о и т ъ  прекрасное    само    по  себѣ;    постарайся      дать  на                            По,    изобличая    здѣсь   софистовъ      въ   незнаніи,    чтб  такое    пре-
                    МОИ    вопросы     возможно      точныя     объяснен^,       чтобы   не   пришлось
                                                                                                                               красное     само   по   себѣ,   Платонъ,      устами     Сократа,     показываете
                    В *  ь э т о Т    Ч Н ° б  3 а М а И а Т Ь /  С Н 0 В а  - д н я ™      на          "                      въ  то  же   время    необходимость       взойти   къ   понятію      прекраснаго,
                           И
                                В
                    В дь    это  для   тебя   должно    быть,   разумѣ ется,    совершенно      яснымъ                         ибо   только    вѣрнымъ      пониманіемъ      прекрасна™        вообще     обуслов-
                      ѣ
                    И    при   твоемъ     множеств*      познаній-это        для   тебя   бездѣлица"                          ливается     истинное     зпаніе    того,   чтб   прекрасно      въ   частности,—
                    это  не'Ттои      "  даже   и  3 е в с о м ъ !  —  бездѣлица;   можно      сказать, '                     слѣдовательно,       напримѣръ,      прекрасна      ли  данная    р чь,    а   также
                                          Я Н У С Ь
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                              стоитъ
                    эго
                                                    вниманія".
                         не
                                                                                                                                                                                                      обусловли-
                         Сократъ.      „Такъ     значитъ    мнѣ легко       будетъ    этому   отъ   -ебя                      только     вѣрнымъ      пониманіемъ        прекрасна™       вообще     напримѣръ,
                                                                                                                                                                            —
                                                                                                                                                                                слѣдовательно,
                                                                                                                                                         дѣятельность,
                                                                                                                              вается
                                                                                                                                         правильная
                   a Z o W ' .     Т а К Ъ  Ч Т °  М Ѳ  Р е Д Ъ  И  Н И К Т °  у Ж е  М е н я  -  - с т а в и т /             обусловливается        ум ніе     произносить       прекрасный       рѣчи.     Мало
                                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                              того:    ГІлатонъ,    устами     Сократа,     даже     восходите     здѣсь    посте-
                       1
                   «тт Т   П І й  '  "  К о н е ч і ю  никто,-иначе     все   мое   знаніе   и  ѵмѣніе                        пенно,    діалектически       къ   понятію     прекрасна™        вообще.
                   было   бы   неважно,      и  это   свидѣтельствовало        бы   о  моемъ     незна-
                   нш,    нев жествѣ ...       Вопросъ      этотъ    незначителенъ;       я  могъ   бы                             Вотъ     почему      этотъ   разговоръ       есть    тоже     сократическій,
                               ѣ
                                                                                                                                                                                                             томъ
                                                                                                                                                   и
                   тебя    научить,    какъ    слѣдуетъ     тебѣ   отв чать     на   гораздо      труд-                       обличительный     здѣсь   уже    діалектическій,        но   только      въ    отли-
                                                                       ѣ
                                                                                                                                                                       діалектика
                                                                                                                                                                                                        не
                                                                                                                              смыслѣ ,
                                                                                                                                          что
                                                                                                                                                        Платонова
                                                                                                                                                                                      существенно
                              В 0 " Р 0 С Ы '  т а к ъ  НТО  ни  одинъ   человѣкъ     въ   св іѣ    не
                                                                                              ѣ
                   заставилъ     бы   тебя   замолчать".                                                                      чается    отъ     Сократовой;      следовательно       и  въ   этомъ    отношеніи
                                                                                                                              этотъ    разговоръ     есть   въ   сущности      также     сократическій,      т.-е.
                  с е б я Т    е  В а С Т а Л С Я  Ш , 0 Г 0 3 н а й к а  Биппій,  до  того,  что  самъ                       ІІлатонъ     постепенно        восходите     здѣсь     къ  прекрасному,        какъ
                          Т
                     X       —           0 С У Д И Л Ъ :  е С Л И  0 И Ъ  н е  д а с т ъ  надлежащаго                         всеобщему      понятію.     Однакоже       Платонъ      разсматриваетъ         зд сь
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                                 з
                  отв та     то начитъ-онъ           ничего     не  знаетъ    и   не   ум етъ,    онъ                         уже   прекрасное       какъ   объективно-сущее,          независимо      отъ  субъ-
                      ѣ
                                                                                          ѣ
                     невѣ жда.     Это-то    именно     и  доказалъ     ему   Сократъ,     показавъ
                                                                                                                                                                                                      ѣ
                  ЧТО   многознайка      можетъ     быть    ничего    собственно*      н Х а ю щ и м /                        ективна™       пониманія       прекрасна™        со  стороны     челов ка;    пре-
                  невѣ ждою,      необразованнымъ,          и  слѣдовательно        далекимъ      отъ                         красное    же    какъ   объективно-сущее          есть   уже   идея,    хотя   Пла-
                                                                                                                                                                     ѣ
                 мудрости.                                                                                                    тонъ   и   не  называете      еще    зд сь   прекрасное      идеею,    —  следова-
                       Отправная       точка     или     тема    и   главное    содержите.      Уже                           тельно     здѣсь    Платонъ      восходите      къ   идеѣ.    Вотъ    чтб   и   при-
   400   401   402   403   404   405   406   407   408   409   410