Page 402 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 402
воодушевлены, даровитость, геніальность/такимъ образомъ
необходимым* условіемъ рансодики и в « 4 ц е всякаго „зящ- идеальнаго государства—гдѣ Платонъ допускает* всѣ званія,
наго искусства считалъ Платонъ личный талант* художника профессіи, занятія и всякаго рода искусства—онъ прямо
соединенный съ знаніемъ, т , е . обработанный, образований изгоняет* поэтов*, даже самого Гомера, хотя и называет* его
наукою, а потому осуществленный въ изящном* произведены превосходнѣйптимъ и божественнѣйшимъ изъ вс хъ. Въ разго-
ѣ
сознательно, отчетливо, методически. Зд сь впервые проявляется ворѣ „Государство" Платонъ, какъ философ*, этикъ, забы-
ѣ
вает* все изящное въ поэзіи, преимущественно заботясь о
С Т Р е М Л е Н І е В С Ѳ Й е Г ° Ж И З Н И к ъ ^ д и н е н і ю таланта, нравственности, о добрѣ, для государства. Спрашивая
благѣ
даровитости, тотальности, воодушевленна™, вдохновленнаго себя: есть ли поэзія искусство, способное сдѣлать граж-
= о в а н ы , съ одной стороны-и науки, зканія, ѣ рнагоп - дан* нравственно лучшими? можетъ ли поэт* быть наставни-
в
ниманія, поняты, разум нія, трезво-испытующаго ума съ дру- ком* истины и доброд тели?—онъ отв чаетъ отрицательно.
ѣ
гой стороны. Выражаясь въ формѣ современных* намъ поня- ѣ ѣ
ѣ
ты, здѣсь впервые проявляется стремленіе Платона примирить В дь поэзія — разсуждаетъ онъ — не есть знаніе, наука, ибо
искусство и науку, практику и теорію умирить никто не можетъ ни пріобрѣсть ее, ни научить ей других?;,—
она есть божественное вдохновеніе. Поэзія не есть и искус-
r n J Z ° б щ е е с т Р™леніе Платона, какъ общая основная фило- ство, ибо всякое искусство имѣетъ свои правила, а можно ли
софская мысль, какъ одинъ изъ общих* принципов* его фило- подчинить правилам*, регулировать вдохновеніе; можно ли
софы, былъ примѣненъ имъ впослѣдствіи къ политикѣ Для управлять поэтом*, этимъ существом* „воздушным*, легко-
истинных* правителей государства онъ считает* необходимыми крылым*, священным*"? Если поэту и случается высказать
условный искусство и науку, практику и теорію. Таких* истину, то все же онъ высказывает* ее не вслѣ дствіе знанія,
людей соединяющих* въ себѣ и то, и другое, онъ называл* науки, а по вдохновенію свыше, въ самозабвеніи, ибо онъ
стремящимися къ мудрости, философами, а потому и сказалъ ничего не изобрѣтаетъ сам* собою, a вслѣдствіо. нисходящей
д оыыы Д С Т б!ь В Ь Р Т ° Р Ѣ ™ правители на него божественной силы; такъ что онъ Иоворитъ не самъ
В
В
должны быть философами, или же философы правителями. отъ себя, а его устами говоритъ само божество.
. ( П 0 Ч е м у . и д л я н а с ъ > спеціально занимающихся исто- Не изобрѣтая ничего, не зная самъ собою ничего, поэтъ
рию философы нрава въ связи съ исторіею философіи во- и ничему не может* научить »никого; слѣдовательно поэтъ
обще разговоръ „Іонъ" имѣетъ очень важное значеніе. безполезенъ. Мало того,ц>нъ можетъ т^ть. даже вредным*, а
^
Кромѣ того, уже въ этомъ разговорѣ мы находимъ зародыш* слѣдовательно и опасным*, когда, вмѣсто 'передачи внушае-
тон неблагосклонности, съ какою впослѣдствіи Платонъ отзы- маго ему самим* божествомъ, онъ приметь »вор собственныя
вался о поэтах*; дѣлалъ онъ это не потому, чтобы не видѣлъ мнѣ нія за божественное вдохновеніе и станет* прославлять
ничего прекраснаго въ поэзіи: еслибы это было такъ то въ пред* толпою ложь вмѣсто истины, суев ріе вмѣсто религіи,
ѣ
немъ самомъ не соединились бы въ такой высокой степени тиранновъ вмѣсто героев*. Д'огда поэзія въ устах* поэта ста-
в* чудную гармонію фаптазія и умъ, поэтическая и спекуля- нет* орудіемъ разврата, тѣмъ болѣе страшным*, 'что, благо-
тивная способность, чувство изящнаго и сила діалектики. Его даря прелести стихов* и сопровождающих* ихъ п нія и му-
ѣ
неблагосклонные отзывы о поэтах* объясняются тѣмъ что зыки, она будетъ распространять заблужденія, не переставая
онъ не видѣлъ еще, чтобы поэзія соотвѣтствовала его высо- быть прекр$сн<£ю^не теряя своей прелести. Т^к&я поэзія по-
ким* идеалам*, именно его верховной идеѣ добра. Только добна сиренам*, которыя прельщают* тблько для того, чтобы
наставительная, поучительная, воспитательная, нравственная потомъ нанести Смерть тому, кто^ірельстится, очаруется ими.
сторона нрэзы имѣла для Платона, какъ и для его учителя Противополйкность поэзіи составляете наук^рдочь разума,
Сократа, истинно философское значеніе. Поэтому изъ своего имѣющая свою нетцду, свои в рныя цугедства отліічить истину
ѣ