Page 402 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 402

воодушевлены,  даровитость,  геніальность/такимъ  образомъ

 необходимым*  условіемъ  рансодики  и  в « 4 ц е  всякаго  „зящ-  идеальнаго  государства—гдѣ  Платонъ  допускает*  всѣ  званія,
 наго  искусства  считалъ  Платонъ  личный  талант*  художника  профессіи,  занятія  и  всякаго  рода  искусства—онъ  прямо
 соединенный  съ  знаніемъ,  т , е .  обработанный,  образований  изгоняет*  поэтов*,  даже  самого  Гомера,  хотя  и  называет*  его
 наукою,  а  потому  осуществленный  въ  изящном*  произведены  превосходнѣйптимъ  и  божественнѣйшимъ  изъ  вс хъ.  Въ  разго-
                                                                               ѣ
 сознательно,  отчетливо,  методически.  Зд сь  впервые  проявляется  ворѣ  „Государство"  Платонъ,  какъ  философ*,  этикъ,  забы-
 ѣ
              вает*     все   изящное       въ   поэзіи,   преимущественно           заботясь    о
 С Т Р е М Л е Н І е  В С Ѳ Й  е Г °  Ж И З Н И  к ъ  ^ д и н е н і ю  таланта,  нравственности,  о  добрѣ,  для  государства.  Спрашивая
                                                  благѣ
 даровитости,  тотальности,  воодушевленна™,  вдохновленнаго  себя:  есть  ли  поэзія  искусство,  способное  сдѣлать  граж-
 = о в а н ы ,  съ  одной  стороны-и  науки,  зканія, ѣ рнагоп  -  дан*  нравственно  лучшими?  можетъ  ли  поэт*  быть  наставни-
 в
 ниманія,  поняты,  разум нія,  трезво-испытующаго  ума  съ  дру-  ком*  истины  и  доброд тели?—онъ  отв чаетъ  отрицательно.
 ѣ
 гой  стороны.  Выражаясь  въ  формѣ  современных*  намъ  поня-  ѣ   ѣ
               ѣ
 ты,  здѣсь  впервые  проявляется  стремленіе  Платона  примирить  В дь  поэзія  —  разсуждаетъ  онъ  —  не  есть  знаніе,  наука,  ибо
 искусство  и  науку,  практику  и  теорію  умирить  никто  не  можетъ  ни  пріобрѣсть  ее,  ни  научить  ей  других?;,—
              она   есть   божественное       вдохновеніе.      Поэзія     не   есть   и   искус-
 r n J Z  °  б щ е е  с т Р™леніе  Платона,  какъ  общая  основная  фило-  ство,  ибо  всякое  искусство  имѣетъ  свои  правила,  а  можно  ли
 софская  мысль,  какъ  одинъ  изъ  общих*  принципов*  его  фило-  подчинить  правилам*,  регулировать  вдохновеніе;  можно  ли
 софы,  былъ  примѣненъ  имъ  впослѣдствіи  къ  политикѣ  Для  управлять  поэтом*,  этимъ  существом*  „воздушным*,  легко-
 истинных*  правителей  государства  онъ  считает*  необходимыми  крылым*,  священным*"?  Если  поэту  и  случается  высказать

 условный  искусство  и  науку,  практику  и  теорію.  Таких*  истину,  то  все  же  онъ  высказывает*  ее  не  вслѣ дствіе  знанія,
 людей  соединяющих*  въ  себѣ  и  то,  и  другое,  онъ  называл*  науки,  а  по  вдохновенію  свыше,  въ  самозабвеніи,  ибо  онъ
 стремящимися  къ  мудрости,  философами,  а  потому  и  сказалъ  ничего  не  изобрѣтаетъ  сам*  собою,  a  вслѣдствіо.  нисходящей

 д оыыы  Д С Т б!ь  В Ь  Р  Т °  Р Ѣ  ™  правители  на  него  божественной  силы;  такъ  что  онъ  Иоворитъ  не  самъ
 В
 В
 должны  быть  философами,  или  же  философы  правителями.  отъ  себя,  а  его  устами  говоритъ  само  божество.
 .  (  П 0 Ч е м у .  и  д л я  н а с ъ >  спеціально  занимающихся  исто-  Не  изобрѣтая  ничего,  не  зная  самъ  собою  ничего,  поэтъ
 рию  философы  нрава  въ  связи  съ  исторіею  философіи  во-  и  ничему  не  может*  научить  »никого;  слѣдовательно  поэтъ
 обще  разговоръ  „Іонъ"  имѣетъ  очень  важное  значеніе.  безполезенъ.  Мало  того,ц>нъ  можетъ т^ть.  даже  вредным*,  а
                                                                ^
 Кромѣ  того,  уже  въ  этомъ  разговорѣ  мы  находимъ  зародыш*  слѣдовательно  и  опасным*,  когда,  вмѣсто  'передачи  внушае-
 тон  неблагосклонности,  съ  какою  впослѣдствіи  Платонъ  отзы-  маго  ему  самим*  божествомъ,  онъ  приметь  »вор  собственныя

 вался  о  поэтах*;  дѣлалъ  онъ  это  не  потому,  чтобы  не  видѣлъ  мнѣ нія  за  божественное  вдохновеніе  и  станет*  прославлять
 ничего  прекраснаго  въ  поэзіи:  еслибы  это  было  такъ  то  въ  пред*  толпою  ложь  вмѣсто  истины,  суев ріе  вмѣсто  религіи,
                                                                      ѣ
 немъ  самомъ  не  соединились  бы  въ  такой  высокой  степени  тиранновъ  вмѣсто  героев*.  Д'огда  поэзія  въ  устах*  поэта  ста-
 в*  чудную  гармонію  фаптазія  и  умъ,  поэтическая  и  спекуля-  нет*  орудіемъ  разврата,  тѣмъ  болѣе  страшным*,  'что,  благо-
 тивная  способность,  чувство  изящнаго  и  сила  діалектики.  Его  даря  прелести  стихов*  и  сопровождающих*  ихъ  п нія  и  му-
                                                                                   ѣ
 неблагосклонные  отзывы  о  поэтах*  объясняются  тѣмъ  что  зыки,  она  будетъ  распространять  заблужденія,  не  переставая
 онъ  не  видѣлъ  еще,  чтобы  поэзія  соотвѣтствовала  его  высо-  быть  прекр$сн<£ю^не  теряя  своей  прелести.  Т^к&я  поэзія  по-

 ким*  идеалам*,  именно  его  верховной  идеѣ  добра.  Только  добна  сиренам*,  которыя  прельщают*  тблько  для  того,  чтобы
 наставительная,  поучительная,  воспитательная,  нравственная  потомъ  нанести  Смерть  тому,  кто^ірельстится,  очаруется  ими.
 сторона  нрэзы  имѣла  для  Платона,  какъ  и  для  его  учителя  Противополйкность  поэзіи  составляете  наук^рдочь  разума,
 Сократа,  истинно  философское  значеніе.  Поэтому  изъ  своего  имѣющая  свою  нетцду,  свои  в рныя  цугедства  отліічить  истину
                                                       ѣ
   397   398   399   400   401   402   403   404   405   406   407