Page 398 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 398

BCL  граждане;  лучшіе  изъ  нихъ  берутся  для  государственных*  ключаемъ  систематическое  изложеніе  сущности  всей  Платоновой

 должностей;  прочіе  занимаются  защитою  государства  отъ  вра-  философіи.
 говъ;  женщины  также  участвуютъ  въ  защитѣ  государства  но
 лишь  какъ  помощницы  супруговъ  и  притомъ  въ  случаяхъ 'осо-
 бенной  необходимости;  для  того  же,  чтобы  быть  всегда  на-го-  III.  Изложеніе  содержанія  нѣкоторыхъ  разговоровъ.
 тов ,  и  женщины,  какъ  и  мужчины,  ведутъ  лагерный  образъ-
 ѣ
 жизни  участвуютъ  въ  общихъ  занятіяхъ  и  общественныхъ  сто-  Для  намѣченной  мною  цѣли  я  считаю  достаточным*  огра-
                                                                                               ѣ
                                                                    ѣ
 лахъ.  Словомъ,  Платоново  подзаконное  государство  есть  по-  ничиться  изложеніемъ  содержанія  лишь  н которыхъ,  а  не  вс хъ
 пытка  представить  образецъ  такого  государства,  въ  котором*  сорока-двухъ  Платоновых*  разговоровъ,  именно:
 должно  быть  сохранено  изъ  идеальнаго,  совершеннаго  госу-  Изъ  первой  группы  я  изложу  содержаніе  шести  разговоровъ:
 дарства  тб,  чтб  могло  быть  въ  нем*  практически  осуществлено  „Іонъ",  Гиппій  Большой",  „Гиппій  Малый",  „Алкивіадъ  1-й",
 " Р /  о м ъ  сосгояніи  рода  челов ческаго,  каково  оно  на  самом*  „Лахесъ"  и  „Протагоръ".
 ѣ
                   Изъ    второй     группы     я  изложу      содержаніе       четырехъ     раз-

 Платонъ  не  только  потерял*  в ру  в *  людей,  в *  ихъ  муд-  говоровъ:  „Менонъ",  „Апологія  Сократа",  „Критонъ"  и
 ѣ
 рость  и  философскую  добродѣтель,  но  и  призналъ,  что  во  „Горгій".
 всемъ  мірѣ  есть  такъ  много  несовершеннаго,  ч т о - в ъ  противо-  Изъ  третьей  группы—содержаніе  одного  разговора  „По-
 положность  прежнему  признанно  единой  міровой  души  пре-  литикъ".  Наконецъ—
 в
 мудрой  всеблагой,  божественной-онъ  объяснялъ  все  зло ъ   Изъ  четвертой  группы  —  содержаніе  двух*  разговоровъ:
 мірѣ  тѣмъ,  что  рядомъ  съ  премудрою,  всеблагою  душою  д й-  „Государство"  и  „Законы".
 ѣ
 ствуетъ  и  другая  міровая  душа,  ей  противоположная,  безум-
 ная,  злая,  небожественная—матерія,  чувственность

 Но,  несмотря  на  это,  и  въ  разговорѣ  „Законы"  Пла-  Г Р У П П А  П Е Р В А Я .
 тонъ  не  измѣняетъ  того  убѣжденія,  что  не  злу,  не  матеры
 принадлежите  владычество  въ  мірѣ,  а  добру,  которымъ  пре-  1.  Іонъ.
 одолѣвается  зло,  и  это  согласно  съ  тѣмъ  убѣжденіемъ  Платона
 что  верховный  принципъ  всего  бытія,  всей  дѣятельности  и  Разговаривающія  лицп:  Сократъ  и  Іонъ  Эфесскій,  но  имени
 всего  мышленія  есть  верховная  идея  добра,  верховное  боже-  котораго  и  называется  весь  разговоръ.
 ство,  божественный  умъ.  Въ  самомъ  дѣ л ,  Протагорову  вер-  / о н ъ  Эфесскій  былъ  однимъ  изъ  знаменитѣйшихъ  рапсо-
 ѣ
 ховному  принципу:  „человѣкъ  есть  м ра  вс хъ  вещей"  Пта-  дов*  того  времени.  Рапсодами  назывались  декламаторы  произ-
 ѣ
 ѣ
 тонъ  прямо  противопоставляете  свой  верховный  принцип*-  ведены  греческой  эпической  поэзіи,  въ  особенности  стихов*,
 „ богъ  есть  мѣра  вс хъ  вещей к а л о  того,  въ  самомъ  заклю-  приписываемых*  Гомеру.  (Они  декламировали  эти  стихи  пуб-
 у
 ѣ
 чены  разговора  „Законы"  Платонъ  указываете  на  владычество  лично,  перед*  народом*,  странствуя  для  этой  цѣли  по  грече-
 философш,  оожественнаго  ума,  верховной  идеи  добра,  правды  ским*  городамъ,  и  такимъ  образомъ  повсюду  въ  Греціи  рас-

 и  справедливости;  ибо разговоръ  этотъ  оканчивается  ночным*  пространяли  великія  произведенія  эпической  поэзіи,  пока,  на-
 сходбищем*  философов*,  которые  въ  тишинѣ  ночи  зорко  блю  •  конец*,  стараніями  пизистратидовъ  Гомеровы  стихотворенія
 дутъ  надъ  т мъ,  чтобы  въ  государствѣ  всегда  владычествовала  не  были  приведены  въ  связь,  составив*  извѣстныя  поэмы:
 ѣ
                                                                      двѣ
 правда  и  справедливость.  Иліаду  и  Одиссею.  Декламація  рапсодов*  сопровождалась        со-
 Такова  сущность  Платоновой  политики,  которою  мы  и а-
 з
              огв тственною        содержанію        мимикою      и,   в роятно,      акомпани-
                                                                        ѣ
                  ѣ
   393   394   395   396   397   398   399   400   401   402   403