Page 397 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 397

BCL   граждане;     лучшіе     изъ   нихъ   берутся     для   государственных*                              ключаемъ      систематическое       изложеніе     сущности     всей    Платоновой

                     должностей;       прочіе    занимаются       защитою      государства     отъ    вра-                        философіи.
                     говъ;    женщины       также    участвуютъ      въ   защитѣ      государства      но
                     лишь     какъ   помощницы        супруговъ      и  притомъ     въ  случаяхъ 'осо-
                     бенной     необходимости;       для   того   же,   чтобы    быть    всегда    на-го-                         III.   Изложеніе         содержанія          нѣкоторыхъ           разговоровъ.
                     тов ,   и   женщины,       какъ   и   мужчины,       ведутъ    лагерный      образъ-
                         ѣ
                     жизни     участвуютъ      въ   общихъ     занятіяхъ     и  общественныхъ         сто-                             Для    намѣченной       мною    цѣли    я  считаю     достаточным*       огра-
                                                                                                                                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                                                                        ѣ
                     лахъ.    Словомъ,      Платоново       подзаконное       государство      есть  по-                          ничиться    изложеніемъ      содержанія      лишь   н которыхъ,       а   не  вс хъ
                     пытка    представить       образецъ      такого    государства,     въ    котором*                          сорока-двухъ        Платоновых*       разговоровъ,       именно:
                    должно      быть   сохранено       изъ    идеальнаго,       совершеннаго        госу-                              Изъ   первой    группы    я  изложу    содержаніе      шести    разговоровъ:
                    дарства     тб,  чтб   могло    быть   въ  нем*    практически      осуществлено                              „Іонъ",    Гиппій     Большой",       „Гиппій    Малый",       „Алкивіадъ      1-й",
                    " Р /  о м ъ   сосгояніи    рода    челов ческаго,       каково    оно  на   самом*                           „Лахесъ"      и   „Протагоръ".
                                                               ѣ
                                                                                                                                       Изъ   второй     группы     я   изложу     содержаніе       четырехъ      раз-

                          Платонъ     не   только    потерял*      вѣ ру  в *  людей,    в *  ихъ  муд-                           говоровъ:      „Менонъ",         „Апологія       Сократа",        „Критонъ"        и
                    рость     и   философскую         добродѣтель,      но   и  призналъ,       что   во                          „Горгій".
                    всемъ    мірѣ   есть   такъ    много   несовершеннаго,        ч т о - в ъ  противо-                                Изъ   третьей      группы—содержаніе             одного    разговора    „По-
                    положность       прежнему        признанно      единой    міровой     души    пре-                           литикъ".      Наконецъ—
                                                                                                      в
                    мудрой      всеблагой,     божественной-онъ            объяснялъ       все  зло ъ                                  Изъ   четвертой       группы     —   содержаніе       двух*     разговоровъ:
                   мірѣ    тѣмъ,    что   рядомъ     съ  премудрою,       всеблагою      душою    д й-                            „Государство"       и    „Законы".
                                                                                                    ѣ
                   ствуетъ     и  другая    міровая     душа,     ей   противоположная,          безум-
                   ная,   злая,    небожественная—матерія,             чувственность

                         Но,   несмотря      на    это,   и   въ   разговорѣ       „Законы"      Пла-                                                       Г Р У П П А       П Е Р В А Я .
                   тонъ    не   измѣняетъ       того    убѣжденія,       что   не  злу,   не   матеры
                   принадлежите        владычество       въ   мірѣ,   а  добру,     которымъ      пре-                                                                1.  Іонъ.
                   одолѣвается      зло,   и  это  согласно     съ  тѣмъ   убѣжденіемъ       Платона
                   что  верховный        принципъ       всего    бытія,     всей    дѣятельности      и                                Разговаривающія         лицп:    Сократъ     и  Іонъ   Эфесскій,    но  имени
                  всего    мышленія       есть    верховная      идея   добра,    верховное      боже-                           котораго     и   называется      весь   разговоръ.
                  ство,    божественный         умъ.    Въ   самомъ     д л ,   Протагорову      вер-                                / о н ъ  Эфесскій      былъ    однимъ     изъ    знаменитѣйшихъ           рапсо-
                                                                            ѣ
                                                                         ѣ
                  ховному      принципу:      „человѣкъ      есть   м ра    вс хъ    вещей"     Пта-                             дов*    того   времени.     Рапсодами       назывались      декламаторы       произ-
                                                                      ѣ
                                                                               ѣ
                  тонъ     прямо     противопоставляете          свой    верховный        принцип*-                              ведены       греческой      эпической      поэзіи,   въ   особенности      стихов*,
                  „ богъ    есть   мѣра    вс хъ    вещей к а л о       того,   въ   самомъ    заклю-                            приписываемых*          Гомеру.    (Они    декламировали         эти   стихи   пуб-
                                                            у
                                              ѣ
                  чены     разговора     „Законы"       Платонъ     указываете     на   владычество                              лично,     перед*    народом*,      странствуя      для   этой   цѣли    по   грече-
                  философш,       оожественнаго       ума,   верховной      идеи    добра,    правды                              ским*    городамъ,     и  такимъ     образомъ      повсюду     въ   Греціи    рас-

                  и  справедливости;        ибо разговоръ       этотъ    оканчивается       ночным*                               пространяли      великія    произведенія       эпической     поэзіи,    пока,   на-
                  сходбищем*        философов*,      которые      въ  тишинѣ      ночи   зорко   блю   •                          конец*,     стараніями       пизистратидовъ        Гомеровы         стихотворенія
                  дутъ   надъ    тѣ мъ,   чтобы    въ   государствѣ      всегда   владычествовала                                 не  были    приведены       въ  связь,   составив*            извѣстныя     поэмы:
                                                                                                                                                                                          двѣ
                  правда    и   справедливость.                                                                                   Иліаду    и  Одиссею.       Декламація      рапсодов*      сопровождалась        со-
                                                                                                  з
                       Такова     сущность     Платоновой       политики,     которою     мы    и а-
                                                                                                                                  огвѣ тственною       содержанію        мимикою      и,  в роятно,       акомпани-
                                                                                                                                                                                           ѣ
   392   393   394   395   396   397   398   399   400   401   402