Page 397 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 397
BCL граждане; лучшіе изъ нихъ берутся для государственных* ключаемъ систематическое изложеніе сущности всей Платоновой
должностей; прочіе занимаются защитою государства отъ вра- философіи.
говъ; женщины также участвуютъ въ защитѣ государства но
лишь какъ помощницы супруговъ и притомъ въ случаяхъ 'осо-
бенной необходимости; для того же, чтобы быть всегда на-го- III. Изложеніе содержанія нѣкоторыхъ разговоровъ.
тов , и женщины, какъ и мужчины, ведутъ лагерный образъ-
ѣ
жизни участвуютъ въ общихъ занятіяхъ и общественныхъ сто- Для намѣченной мною цѣли я считаю достаточным* огра-
ѣ
ѣ
лахъ. Словомъ, Платоново подзаконное государство есть по- ничиться изложеніемъ содержанія лишь н которыхъ, а не вс хъ
пытка представить образецъ такого государства, въ котором* сорока-двухъ Платоновых* разговоровъ, именно:
должно быть сохранено изъ идеальнаго, совершеннаго госу- Изъ первой группы я изложу содержаніе шести разговоровъ:
дарства тб, чтб могло быть въ нем* практически осуществлено „Іонъ", Гиппій Большой", „Гиппій Малый", „Алкивіадъ 1-й",
" Р / о м ъ сосгояніи рода челов ческаго, каково оно на самом* „Лахесъ" и „Протагоръ".
ѣ
Изъ второй группы я изложу содержаніе четырехъ раз-
Платонъ не только потерял* вѣ ру в * людей, в * ихъ муд- говоровъ: „Менонъ", „Апологія Сократа", „Критонъ" и
рость и философскую добродѣтель, но и призналъ, что во „Горгій".
всемъ мірѣ есть такъ много несовершеннаго, ч т о - в ъ противо- Изъ третьей группы—содержаніе одного разговора „По-
положность прежнему признанно единой міровой души пре- литикъ". Наконецъ—
в
мудрой всеблагой, божественной-онъ объяснялъ все зло ъ Изъ четвертой группы — содержаніе двух* разговоровъ:
мірѣ тѣмъ, что рядомъ съ премудрою, всеблагою душою д й- „Государство" и „Законы".
ѣ
ствуетъ и другая міровая душа, ей противоположная, безум-
ная, злая, небожественная—матерія, чувственность
Но, несмотря на это, и въ разговорѣ „Законы" Пла- Г Р У П П А П Е Р В А Я .
тонъ не измѣняетъ того убѣжденія, что не злу, не матеры
принадлежите владычество въ мірѣ, а добру, которымъ пре- 1. Іонъ.
одолѣвается зло, и это согласно съ тѣмъ убѣжденіемъ Платона
что верховный принципъ всего бытія, всей дѣятельности и Разговаривающія лицп: Сократъ и Іонъ Эфесскій, но имени
всего мышленія есть верховная идея добра, верховное боже- котораго и называется весь разговоръ.
ство, божественный умъ. Въ самомъ д л , Протагорову вер- / о н ъ Эфесскій былъ однимъ изъ знаменитѣйшихъ рапсо-
ѣ
ѣ
ховному принципу: „человѣкъ есть м ра вс хъ вещей" Пта- дов* того времени. Рапсодами назывались декламаторы произ-
ѣ
ѣ
тонъ прямо противопоставляете свой верховный принцип*- ведены греческой эпической поэзіи, въ особенности стихов*,
„ богъ есть мѣра вс хъ вещей к а л о того, въ самомъ заклю- приписываемых* Гомеру. (Они декламировали эти стихи пуб-
у
ѣ
чены разговора „Законы" Платонъ указываете на владычество лично, перед* народом*, странствуя для этой цѣли по грече-
философш, оожественнаго ума, верховной идеи добра, правды ским* городамъ, и такимъ образомъ повсюду въ Греціи рас-
и справедливости; ибо разговоръ этотъ оканчивается ночным* пространяли великія произведенія эпической поэзіи, пока, на-
сходбищем* философов*, которые въ тишинѣ ночи зорко блю • конец*, стараніями пизистратидовъ Гомеровы стихотворенія
дутъ надъ тѣ мъ, чтобы въ государствѣ всегда владычествовала не были приведены въ связь, составив* извѣстныя поэмы:
двѣ
правда и справедливость. Иліаду и Одиссею. Декламація рапсодов* сопровождалась со-
з
Такова сущность Платоновой политики, которою мы и а-
огвѣ тственною содержанію мимикою и, в роятно, акомпани-
ѣ