Page 392 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 392

здѣсь  люди  возлагать  все  свое  упованіе.  Все  разсматривается
 въ  подзаконном*  государств*  как*  дар*  боговъ;  в 7 Г л  о-  вся  жизнь  государства  и  его  гражданъ  была  порядочною,  с *
 ванш  имъ  состоитъ  всякая  верховная  цѣль  всякой  математическою  точностью  опредѣленною  числом*  и  мѣрою.
 нести  Почитаніе  боговъ  считается  здѣсь  главным*  средством*  Такимъ  образомъ  Платонъ  отказывается  здѣсь  от*  философ-
 к*  достижение  счастія.  Каждая  из*  частей,  на  которыя  дѣ  скаго  обоснованія  этики,  обоснованія  ея  на  знаніи  верхов-
 лится  государство  (об*  этом*  дѣленіи  государства  мы  "увидим*  ной  идеи  добра.  (Отказавшись  отъ  этого  верховнаго  прин-
              ципа,    Платонъ     долженъ      былъ     признать     и  другое      содержаніе
 б о Т е с т в ъ Т л Г  И М Ѣ Т Ь  С С О е Г °  °  С О б е Н Н а Г О  п а т р о н а  в*  одн  Г и і  этики,  другое  ученіе  свое  о  добродѣтели.  Хотя  и  въ  подзакон-
 оожеств*.  I  лавным*  занятгем*  гражданина  во  всю  жизнь  должны
 быть  жертвоприношенія,  священным  празднества,  устроен  я  и  ном*  государств*  признаются  Платоном*  четыре  кардинальныя

 украшешя  храмов*.  Тот*,  кто  преступит*!*  под законном*  го-  добродѣтели:  мудрость,  мужество,  умѣренность  и  праведность;  но
 сударств*  закон*,  почитается  согр шівшим*  против*  божества  здѣ сь  онъ  иначе  смотрит*  и  на  ихъ  значеніе,  и  на  ихъ  взаим-
 ѣ
 Самое  ужасное  преступление-оскверненіе  святыни.  Т а к Т ъ  ное  отношеніе.  Такъ  как*)  въ  подзаконном*  государств*  не
             нужно     философскаго        образованія,      то  слѣдовательно        не   нужно
 это"м*°  П ?  Д  СЬ  S  °  С Н 0 В а Н 0  Н а  н а р о д н о й  религіи  Но  Прн  и  мудрости.  А  что  же  нужно?  Нужна  разсудительность,  прак-

 « н а  о 7  Н Ъ  /  Р е б у е Т Ъ  '  Ч Т б Ы  Э Т а  Н а р о д н а я  была  тическое  благоразуміе,  (которым*  зам пяется  мудрость.  Эта
 °
                                                                   ѣ
 очищена  от*  всѣ х*  недостойных*  ея  примѣсей.  Далѣ е  Пла-  разсудительность  есть  обычная  добродѣтель,  состоящая  только
 тонъ  требуетъ,  чтобы  съ  в рою,  основанною  на  пол  жи-
 ѣ
 тельныхъ  государственныхъ  законахъ  и  нреданіяхъ  всезда  въ  томъ,  чтобы  всѣ  наши  симпатіи  и  антипатіи  не  были
                                                      а
                                                        согласны
 оыло  соединено  и  убѣжденіе  въ  разумности  этой  вѣры  зако-  безразсудны,  неблагоразумны, добродѣтели,  съ  разсудительностью,
                                                                      разсудительности
                                          этой
                                    Въ
                                                                                               за-
             благоразуміемъ.
 нов*  и  нреданій.  С*  этою  цѣлью  Платон*  н о д р о " !  дока-
                                ѣ
 зывает*  бытіе  богов*,  почему  боги  праведны  и  справедливы  ключается  зд сь,  по  ученію  Платона,  другая  доброд*тель—
 неподкупны;  словом*,  политика  его  зд*с"ь  основываетсян  I  умѣ ренность.  Отсюда  мы  видим*,  что,  входя  въ  состав*  раз-
 лоии  С ъ  т а к о и  т е о л о п е й  п р и в о д и т с я  в ъ  я  «  судительности}  умѣренность  ^находится  съ  нею  въ  самой  близ-
                                                              въ
 лософія,  а  тЬ,  чтб  зам няет*  ее  зд сь,  именно  математика  кой  связи,  a  слѣдовательно  здѣсь, вторую подзаконном*  государ-
 ѣ
 ѣ
             ств*,
                                                                                  между
                     умѣренность
                                                                      ступень,
                                                      на
                                                                                            тѣ мъ
                                       возводится
 т . е .  в*  математик*,  как*  предмет*  с а м і о  н и з ш а г о Г ^ ч ^ о
 образована,  Платон*  ищет*  дополненія  народной  рели  ги  и  какъ  въ  идеальном*  государств*  она  была  на  третьей  ступени.
 основанной  на  ней  обычной  добродѣтели,  не  восходя  до  L *  Ближайшим*  образомъ  Платонъ  говоритъ,  что  она  состоитъ  въ
             борьй     противъ     оболыценія       со  стороны     чувственныхъ        наклон-
 Z t n Z :  " Г  а И І Я  И  ! И Л О С О ф С К О Й  ДО W  h  О  матема-  ностей}  Мужество  (понижается  здѣсь  на  третью  ступень,  ибо
 ггл  Р И Т Ъ  а д ѣ  с ь '  ч т о  о н а  н е  только  практически  оно  получает*  значеніе  инстинктивнаго  безстрашія,  для  ко-
 полезна,  но  что  ею  возбуждается  ум*  челов ка,  та/*  что  он*  тораго,  слѣдовательно,  н тъ  необходимости,  чтобы  оно  было
 ѣ
                                               ѣ
 д лается  из*  неснособнаго  к *  нріобрѣтенію  истиннаго  знанія  соединено  съ  разсудительностью,  благоразуміемъ;  оно  чисто-
 ѣ
 способным*,  из*  тупаго  изобрѣтательнымъ.  Но  мало  того  осв-  безсознательно.  А  потому  Платонъ  и  говоритъ,  что  мужество
 оенное  «начете  математика  им ет*  для  религін,  в ры,  нрав-  можетъ  быть  достояніемъ  не  только  взрослых*  людей,  но  и
 ѣ
 ѣ
 ственности.  Она  научает*  человѣ ка  познавать  божественную  дѣтей,  и  животных*.  Въ  этомъ  смысл*  онъ  и  требуетъ,  чтобы
 нремррость  в*  том*  стройном*  норядкѣ,  который  п р о я в л я в  граждане  въ  подзаконном*  государств*  развивали  въ  себѣ  не
 въ  м,р*  в*  правильном*,  стройном*  теченін  небесных*  св -  столько  мужество,  сколько  умѣренность.  Наконецъ  праведность,
 ѣ
 тил*,  следовательно  она  приближает*  челов ка  къ  теологіи  какъ  добродѣтель,  которую  прежде  считалъ  Платонъ  единством*
 ѣ
 Дѣлает*  в*ру  из*  слѣной  разумною.  Из*  математики  выводит*  всѣ хъ  добродѣтелей,  всѣ хъ  частей  души,  сводится  зд сь,  въ
                                                                                        ѣ
 Платон*  тѣ  ея  признаки,  которые  состоят*  в*  том*  чтобы  разговор*  „Законы",  на  степень  смѣшенія  этихъ  добродѣтелей,
                   Iii                                                                  25
   387   388   389   390   391   392   393   394   395   396   397