Page 388 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 388

щихся  въ  самой  дѣйствительности,  говоритъ  Платонъ,  въ  раз-  родъ;  охлократія—охлосъ—чернь.  Вотъ  эти-то  главные  роды  не-
 говорахъ  „Политикъ"  и  „Государство",  хотя  и  не  пускается  совершенныхъ  государствъ  съ  ихъ видами  и  развиваете  Платонъ
 въ  подробности,  ибо  противоположность  ихъ съ  его идеальнымъ   въ  слѣдующемъ  за разговоромъ  „Политикъ"  разговорѣ  „Госу-
 государствомъ  сама  по  себѣ  очевидна.  Въ  этомъ  отношеніи  дарство".  Въ этомъ  разговорѣ  Платонъ  насчитываете  не пять,  а
 встрѣчаемъ  мы  н которое,  хотя  и  не  существенное  различіе  въ  четыре  несовершенныхъ  образа  правленія,  и  именно  въ  такомъ
 ѣ
 опредѣленіи  этихъ  несовершенныхъ  государствъ,  между  его  порядкѣ:  1)  тимократія,  2)  олигархія,  3) демократія,  4)  тиран-
 разговоромъ  „Государство"  и разговоромъ  „ГІолитикъ".  Въ  раз-  ия;  но  онъ  развиваете  ихъ  такъ,  что  эти  несовершенный  госу-

 говорѣ  „Политикъ",  предшествующемъ  разговору  „Государ-  дарства  ставите  въ  параллель  съ  внутреннимъ  состояніемъ
 ство",  Платонъ  насчитываете  пять  несовершенныхъ  государствъ,  души  гражданъ,  велѣдствіе  того,  что  извѣстный  образъ  прав-
 несовершенныхъ  образовъ  правленія,  и  въ  слѣдующемъ  по-  ленія  соотв тствуетъ  ему.
                                ѣ
 рядкѣ  по  степени  ихъ  достоинства,  бЬлыпаго  или  мёнь-  Въ  ряду  этихъ  несовершенныхъ  образовъ  правленія  нѣ тъ
 шаго  удаленія  отъ  совершенна™  образа  правленія:  1) мо-  монархіи;  это  потому,  что здѣсь  Платонъ  монархію  собственно
 нархія;  2)  аристократія,  3)  демократія;  4)  олигархія;  и  5)  ти-  причисляете  къ  совершеннымъ  образамъ  правленія.  Теперь
 раннія.        спрашивается,        какъ    опредѣляетъ       Платонъ      въ                 „Го-

 1)  Монархгею  Платонъ  называлъ  царское  правленіе,  прав-  сударство"  всѣ  эти  четыре  несовершенные  разговорѣ правле-
                                                                                 образа
 леніе  царя,  господствующа™  на  основапіи  законовъ  и  пра-  нія?  1)  Тимократія  (тиме—честь)  есть  такой  несовершен-
 вящего  согласно  съ  волею  гражданъ.  2)  Ариетократгею  Пла-  ный  образъ  правлеыія,  когда  въ  государствѣ  преобладаете  често-
 тонъ  называлъ  правленіе  лучшихъ  людей,  въ  смыслѣ  бога-  любивый  воиискіп  духъ—мужество,  не подчиняющееся  мудрости,
 іѣ йшихъ,  правящихъ  однако  на  основаніи  законовъ  и  со-  a  слѣдовательно  и  философамъ.  2)  Олигархія—  когда  въ  госу-

 гласно  съ  волею  гражданъ.  2)  Олигархгею  Платонъ  назы-  дарствѣ  владычествуютъ  богатые,  т.-е.  богатые  матеріалъными,
 валъ  правленіе  немногихъ,  правящихъ  государствомъ  не  на   чувственными  благами,  къ  которымъ  стремится  худшая,  не-
 основаніи  законовъ  и  противъ  воли  гражданъ.  4)  Демокра-  разумная  часть  души.  3)  Демократія,  когда  изглаживаются  всѣ
 тіею  Платонъ  называете  общенародное,  всенародное  правле-  добродѣтели,  следовательно  и  праведность,  ибо  праведность
 ніе,  когда  править  весь  народъ  на  основаиіи  закона  (закон-  есть  единство  всѣ хъ  добродѣтелей,  —сл довательно  здѣсь  вовсе
                                                                    ѣ
 ная  демократія)  или  безъ  закона  (незаконная  демократія).  не  осуществляется  правда  и справедливость,  а,  напротивъ,  цар-
 5)  Тиранніею  Платонъ  называете  гіравленіе  одного  физическаго  ствуете  неправда  и  несправедливость,  но  притомъ  такъ,  что

 лица,  въ  этомъ  смыслѣ  подобна™  царю,  но  правящаго  не  на   она  является  раздробленною  межд}  массами,  изъ  которыхъ
 основаніи  законовъ  и  противно  волѣ  гражданъ.  образуется  народъ.  Зд сь  нельзя  сказать,  чтобы  одинъ  кто-либо
                                              ѣ
 Всѣ  эти  несовершенный  государства  можно  привести  къ  былъ  самый  неправедный,—напротивъ,  здѣ сь  равно  неправеденъ
 тремъ  слѣдующимъ  главнымъ  родамъ:  1)  единовластие,  прав-  весь  народъ.  Съ  этимъ  стоить  параллельно  то  состоя nie  дунш,
 леніе  одного  физическаго  лица,  законное  (монархія)  и  беззакон-  когда  въ  ней  разъединены  всѣ  части  ея,  когда  низшія,  чувственныя
 ное  (тираннія);  2)  многовластіе—  правленіе  пѣ сколькихъ  лицъ  пожелаиія  владычествуютъ  надъ  высшими  частями  души,  когда
 законное  (аристократія)  и незаконное  (олигархія);  3)  демократгя,  въ  душѣ  нѣ тъ  умѣренности.  4)  Тираннія—когда  въ  государствѣ
 всенародное  правленіе  съ подраздѣленіемъ  на  два  вида:  законное  владычествуете  одно  физическое  лицо,  тираннъ,  въ  которомъ  со-
 всенародное  правленіе  и  незаконное  (охлопратія).  Всѣ  эти  на-  средоточивается  вся  неправда  и  несправедливость,  который

 званія  объясняются  сами  собою.  Монархія—моносъ—одинъ;  ти-  управляете  эгоистически,  только  для  своего  индивидуальна™
 раинія —  тираннъ  —  господинъ  рабовъ;  аристократія—аристой,  блага.  Съ  эгимъ  стоите  параллельно  то  состояніе  души,  когда
 лучшій;  олигархія—олигой—немногіе;  демократія—демосъ—на-  вся  она  порабощена  чувственными  страстями,  эгоистическими
   383   384   385   386   387   388   389   390   391   392   393