Page 385 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 385

этимъ    предметамъ       не   такъ,   какъ    было    у  грековъ,    а   съ  цѣлыо                             правителей,       которые      должны       стараться     соединить       лучшихъ

                    приготовиться       быть    хороипшъ       гражданиномъ.         При    воспитаніи                             мужчинъ        съ   лучшими       женщинами,         и   худшихъ      мужчинъ      съ
                    граждапъ       высшаго      класса,     къ   музыкѣ      и  гимнастикѣ       должно                            худшими        женщинами.        Дети,     рожденныя         отъ    такихъ     роди-
                    присоединиться        еще     и  научное      образованіе,     которое     состояло                            телей,     должны      родиться     такъ,    чтобы    не   знали,    кто   ихъ     ро-
                    сперва    въ   математикѣ,       а  потомъ     въ  философіи.      Когда    образо-                            дители,     а   родители     —   кто    ихъ    дѣти.    Но     какъ    при   такомъ
                    ванные     философіею,       получивъ     разныя    государственный        должно-                             образе      жизни      уничтожается        домашній        быте,     свойственный

                    сти,   выкажутъ      годность     къ   правленію     государствомъ       многолет-                             особенно      женіцинамъ,        то    Платонъ,      основываясь        на    равен-
                    нею     практическою        деятельностью,         тогда    они   избираются      въ                           стве    нравсгвенпыхъ          способпостей       обоихъ      половъ,     требуетъ,
                    классъ     правителей.                                                                                         чтобы    женщины        были     воспитаны       одинаково       съ    мужчинами,
                          В.  Образъ     жизни       и   заняты.        Дабы     никто     изъ    двухъ                            принимали       съ   ними     равное      участіе    въ   защите      государства,
                    высшихъ       классовъ      гражданъ       не    принадлежалъ        ни   себе,   ни                           вели    бы    съ  мужчинами        лагерную       жизнь,    такъ    что    Платонъ

                    другимъ,     а  только     государству,     Платонъ     установляетъ      для   нихъ                           уничтожаете         во   всехъ     этихъ     отношеяіяхъ         различіе     между
                    особенный      образъ     жизии      и  занятій,    поддерживаемый          цЬлымъ                             полами,      оставивъ     только     физическое        различіе     между      ними.
                    рядомъ    такихъ    распоряженій,       которыя     въГреціи     не были    видены                             Но    затемъ     Платонъ       не    входите     ни   въ    какія     подробности,
                    и  не   могли    быть    предлагаемы.        При этомъ       Платоиъ      выходитъ                             какъ     должны      поступать       люди     въ   отделышхъ         случаяхъ,     не
                    изъ   такой     мысли,     какъ    принципа:       нетъ    бблыпаго     добра   для                            даетъ    никаккхъ      регламентами,        законовъ;     онъ   считаете     излиш-

                    государства,      какъ   тб,   чтб его     соединяете;      нетъ    ббтьшаго     зла                           IIимъ    говорить     о  томъ,     надеясь,      что   правители       будутъ    по-
                    для   государства,       какъ    то,    чтб    его  разъединяете.        Но   ничто                            ступать     во  всемъ    какъ   следуете.     A   тѣмъ    изъ    граждапъ,     обра-
                    такъ    не  едините      государство,     какъ    одинаковые        интересы     его                           зованіе    которыхъ       недостаточно,       не   помогутъ     пикакіе     законы.
                    гражданъ;       напротивъ,       ничто     такъ   не   разъединяете        государ-                            Такъ     верховная      идея    добра     должна      владычествовать       въ   го-
                    ства,    какъ     раздельность       ихъ.    А    потому,     чЬмъ    безусловнее                              сударстве      и  его   гражданахъ,       должна     осуществляться         во   всей
                    называютъ       граждане       моимъ      и   твоимъ,     своимъ    и  не своимъ.                              ихъ    жизни,    какъ     истинная     цель    и   государства,     и   его    граж-

                    темъ    сильнее     ихъ   единство      между     собою,     темъ    совершеннее                               данъ.
                    само   государство;      а   потому    ближайшій       принципъ       для   устрое-                                  Таково    въ   общихъ     чертахъ      Платоново      идеальное      государ-
                    нія  подобнаго       государства       есть   возможно       полпое     устранепіе                             ство,   основанное      на   философіи,     правимое      непосредственно       фи-
                    всехъ    частныхъ      индивидуальныхъ          интересовъ,       эгоистическихъ                               лософами,       какъ    людьми     лучшими,       истинно     мудрыми      и   фило-
                    целей;     а   потому      Платонъ      правителямъ        запрещаете         иметь                            софски-добродетельными.            Таково    следовательно      государство      иде-

                    какую     либо     частную      собственность;        такъ   установляетъ       онъ                            альное.     Отъ этого      совершенна™        государства,      отъ   этого   совер-
                    общія    жилища,      какъ    будто    бы   они   жили   въ  воинскомъ      лагере,                            шенна™,        аристократическаго          образа     правленія      все   более    и
                    общественные         столы;    онъ     запрещаете        имъ    иметь     золото   и                           более     удаляются       несовершенный          государства,       спускаясь     до
                    серебро,    а  требуетъ,     чтобы    они    получали     содержаніе      отъ   низ-                           того   несовершенна™           государства,      когда   вместо     ума    владыче-
                   шаго     класса,    и  чтобы    это   содержаніе      ne    превышало       физиче-                             ствуете     безуміс,    вместо    мудрости      и  философіи,      добродетели     —
                    скихъ    потребностей       человека.      Искореняя       въ   своемъ    государ-                             невежество       и  порочность,      вместо     идеи    добра—принципъ          зла,
                    стве   Есе   эгоистическое,      Платонъ      уничтожаете       всякую     частную                             чувственность;       вместо   правды     и  справедливости—неправда             и  не-

                   собственность;        самую     семейную       жизнь     онъ   заменяете      обще-                              справедливость;       словомъ,     когда     вместо    философовъ         владыче-
                   ніемъ    женъ    и  детей,   а   заменяете     постоянный      брачный     союзъ—•                               ствуютъ    тиранны;      это самая      крайняя     степень     несовершенства.
                   временнымъ        союзомъ     между     мужчиной      и  женщиной,        половымъ                               И   объ этихъ      несовершенных!»         государствах!,       какъ    встречаю-
                   совокуплеиіемъ,       совершаемым!»        не   иначе,   какъ    подъ    надзоромъ
   380   381   382   383   384   385   386   387   388   389   390