Page 385 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 385
этимъ предметамъ не такъ, какъ было у грековъ, а съ цѣлыо правителей, которые должны стараться соединить лучшихъ
приготовиться быть хороипшъ гражданиномъ. При воспитаніи мужчинъ съ лучшими женщинами, и худшихъ мужчинъ съ
граждапъ высшаго класса, къ музыкѣ и гимнастикѣ должно худшими женщинами. Дети, рожденныя отъ такихъ роди-
присоединиться еще и научное образованіе, которое состояло телей, должны родиться такъ, чтобы не знали, кто ихъ ро-
сперва въ математикѣ, а потомъ въ философіи. Когда образо- дители, а родители — кто ихъ дѣти. Но какъ при такомъ
ванные философіею, получивъ разныя государственный должно- образе жизни уничтожается домашній быте, свойственный
сти, выкажутъ годность къ правленію государствомъ многолет- особенно женіцинамъ, то Платонъ, основываясь на равен-
нею практическою деятельностью, тогда они избираются въ стве нравсгвенпыхъ способпостей обоихъ половъ, требуетъ,
классъ правителей. чтобы женщины были воспитаны одинаково съ мужчинами,
В. Образъ жизни и заняты. Дабы никто изъ двухъ принимали съ ними равное участіе въ защите государства,
высшихъ классовъ гражданъ не принадлежалъ ни себе, ни вели бы съ мужчинами лагерную жизнь, такъ что Платонъ
другимъ, а только государству, Платонъ установляетъ для нихъ уничтожаете во всехъ этихъ отношеяіяхъ различіе между
особенный образъ жизии и занятій, поддерживаемый цЬлымъ полами, оставивъ только физическое различіе между ними.
рядомъ такихъ распоряженій, которыя въГреціи не были видены Но затемъ Платонъ не входите ни въ какія подробности,
и не могли быть предлагаемы. При этомъ Платоиъ выходитъ какъ должны поступать люди въ отделышхъ случаяхъ, не
изъ такой мысли, какъ принципа: нетъ бблыпаго добра для даетъ никаккхъ регламентами, законовъ; онъ считаете излиш-
государства, какъ тб, чтб его соединяете; нетъ ббтьшаго зла IIимъ говорить о томъ, надеясь, что правители будутъ по-
для государства, какъ то, чтб его разъединяете. Но ничто ступать во всемъ какъ следуете. A тѣмъ изъ граждапъ, обра-
такъ не едините государство, какъ одинаковые интересы его зованіе которыхъ недостаточно, не помогутъ пикакіе законы.
гражданъ; напротивъ, ничто такъ не разъединяете государ- Такъ верховная идея добра должна владычествовать въ го-
ства, какъ раздельность ихъ. А потому, чЬмъ безусловнее сударстве и его гражданахъ, должна осуществляться во всей
называютъ граждане моимъ и твоимъ, своимъ и не своимъ. ихъ жизни, какъ истинная цель и государства, и его граж-
темъ сильнее ихъ единство между собою, темъ совершеннее данъ.
само государство; а потому ближайшій принципъ для устрое- Таково въ общихъ чертахъ Платоново идеальное государ-
нія подобнаго государства есть возможно полпое устранепіе ство, основанное на философіи, правимое непосредственно фи-
всехъ частныхъ индивидуальныхъ интересовъ, эгоистическихъ лософами, какъ людьми лучшими, истинно мудрыми и фило-
целей; а потому Платонъ правителямъ запрещаете иметь софски-добродетельными. Таково следовательно государство иде-
какую либо частную собственность; такъ установляетъ онъ альное. Отъ этого совершенна™ государства, отъ этого совер-
общія жилища, какъ будто бы они жили въ воинскомъ лагере, шенна™, аристократическаго образа правленія все более и
общественные столы; онъ запрещаете имъ иметь золото и более удаляются несовершенный государства, спускаясь до
серебро, а требуетъ, чтобы они получали содержаніе отъ низ- того несовершенна™ государства, когда вместо ума владыче-
шаго класса, и чтобы это содержаніе ne превышало физиче- ствуете безуміс, вместо мудрости и философіи, добродетели —
скихъ потребностей человека. Искореняя въ своемъ государ- невежество и порочность, вместо идеи добра—принципъ зла,
стве Есе эгоистическое, Платонъ уничтожаете всякую частную чувственность; вместо правды и справедливости—неправда и не-
собственность; самую семейную жизнь онъ заменяете обще- справедливость; словомъ, когда вместо философовъ владыче-
ніемъ женъ и детей, а заменяете постоянный брачный союзъ—• ствуютъ тиранны; это самая крайняя степень несовершенства.
временнымъ союзомъ между мужчиной и женщиной, половымъ И объ этихъ несовершенных!» государствах!, какъ встречаю-
совокуплеиіемъ, совершаемым!» не иначе, какъ подъ надзоромъ