Page 382 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 382

жаетъ  Платонъ  въ  такой  миѳической  формѣ:  въ  душу,  способную  часть  времени  —  государственнымъ  дѣламъ,  ибо  на  философіи  и
 къ  истинному  знанію,  мудрости,  способную  быть  правителемъ,  основывается  искусство  править  государствомъ.  Это  можетъ
 примѣшано  золото;  въ  душу  воиновъ,  способныхъ  къ  мужеству,  быть  выполнено,  если  государственными  дѣлами  будутъ  зани-

 примѣшано  серебро;  а  въ  душу  рабочихъ  людей,  способныхъ  маться  не  философы  въ  одно  время,  a  поперемѣнно.  IIa
                              всѣ
 къ  умѣренности,  мѣдь  и  желѣзо.  А  какъ  отъ  золота  бываете  правильномъ  развитіи  и  сохраненіи  подобная  государства,  его
 только  золото,  отъ  серебра  только  серебро,  отъ  желѣза  и  мѣди  правленія  и  основывается,  по  ученію  Платона,  истинная  фило-
 только  желѣзо  и  мѣдь,  то  значите,  что  дѣти  насл дуютъ  спо-  софская  добродѣтель,  праведность  государства  и  его  гражданъ.
 ѣ
 собности  только  своихъ  родителей.  Но  можетъ  случиться  и  Въ  самомъ  дѣлѣ,  только  тогда  государство  управляется  мудро,

 такъ,  что  сынъ,  принадлежащей  по  рожденію  къ  высшему  когда  мудры  его  правители,  когда  они  обладаютъ  знаніемъ
 классу  гражданъ,  по  внутренней  своей  природѣ  годится  только  идей;  тогда  государство  мужественно,  когда  мужественны  е я
 для  низшая  класса.  Поэтому  долгъ  правителя  указать  каждому  воины,  когда  они  знаютъ,  чего  должно  страшиться,  и  чего  не
 гражданину  тотъ  классъ,  къ  которому  онъ  годенъ  по  своей  должно.  Умѣ ренность  государства  состоитъ  въ  томъ,  что  пра-
 внутренней  природѣ.  Опредѣлить  отношеніе  между  этими  тремя  вители  и  управляемые  согласны  относительно  того,  кому  въ
 классами  есть  дѣло  истинная  политика,  правителя,  фило-  должно  повелѣвать,  и  кто  долженъ  повиноваться.

 софа;  Платонъ  говоритъ,  что  правитель  долженъ  держаться  государствѣ въ  этомъ  состоитъ  ум ренносгь  государства?  Потому
                          же
               Почему
                                                          ѣ
 того  принципа,  чтобы  каждый,  занимаясь  своимъ  дѣломъ,  не  что  чувственный  пожеланія  низшая  класса  гражданъ  будутъ
 вмѣшивался  въ  чужія  д ла.  Ничего  не  можетъ  быть  опаснѣ е,
 ѣ
                                        и
                                                                               высшихъ
                                            благородными
                                                                порывами
 говоритъ  Платонъ,  какъ  см шеніе  границъ  дѣятелыіости  граж-  умѣряться  умомъ праведность  государства  состоитъ,  1)  въ клас-
 ѣ
                       Наконецъ,
                                                                                                 та-
               сово
 данъ;  напримкръ  когда  ремесленники  и  земледѣльцы  захотятъ  комъ  соотношеніи  между  сказанными  тремя  классами,  которое
 стать  воинами,  или  воины  правителями,  или  одинъ  гражда-
 111111 ъ  будетъ  имѣть  притязаніе  на  всѣ  занятія.  А  потому  все  можно  выразить  однимъ  словомъ:  въ  занятіи  каждая  класса
                                                                            и
                                                                                въ
                                     дѣломъ;
                          только
                                                       слѣдовательно
 относящееся  до  правленія  государствомъ  должно  припадлежать  своимъ  этихъ  классовъ  въ  a одно  всецѣлое  государство, соединены
               всѣ хъ
                                                                                          ибо
                                                                                                изъ
 только  правителямъ,  и  притомъ  власть  ихъ  должна  быть  не-  соединенія  трехъ  добродѣтелей:  мудрости,  мужества  и  ум рен-
                                                                                             ѣ
 ограниченна.  Однако  философы  должны  править  государствомъ  ности,  и  составляется  праведность,  какъ  добродѣтель  всѣ хъ
 не  для  собственныхъ,  эгоистическихъ  выгодъ,  не  для  своего
                                                                 гражданъ
                                                                               необходимо
 индивидуальная  блага,  а  для  общаго  блага  государства  и  въ  частей  души.  Поэтому  такое  единство  и справедливости;  оно-то для
                                                      правды
                                      государств!:
               осуществленія
                                                                                                  и
                                  въ
 немъ  его  гражданъ,—осуществляя  идею  добра,  правды  и  спра-  есть  дружба  между  всѣми  гражданами,  та  дружба,  которою  они
 ведливости,  и  тѣмъ  доставляя  истинное  счастье  и  государству,  соединяются  въ  одно  всецѣ лое,  посредствомъ  котораго  госу-
 и  его  гражданам!..  Защита  государства,  и  внѣ шняя,  и  внутрен-  дарство  становится  едииымъ,  совершенным^  вслѣ дствіе  того,
 няя,  должна  быть  вв рена  только  воинамъ;  остальная  же  масса  что  граждане,  взятые,  дѣлаютъ  государство  правед-
 ѣ
                                    вм стѣ
                                       ѣ
 народа  не  должна  имѣть  дѣло  съ  оружіемъ,  ибо  она  не  мо-  нымъ,  добродѣтелыіымъ.  Только  взятые  граждане,
 жетъ  ^достаточно  изучить  воинское  искусство.  За  то  второй,  какъ  соединенные  въ  одно  ц лое, всѣ  вмѣстѣ  яснымъ
                                                              изображаюсь
                                                                                вполнѣ
                                                      ѣ
 высшій,  классъ  долженъ  быть  совершенно  устраненъ  отъ  всякой  и  совершенным!»  образомъ  правду  и  справедливость,  идею  добра,
 промышленной  и  земледѣльческой  дѣятельности.  Земледѣліе  и  осуществляя  ее  во  всемъ.  Но  какъ  необходимое  условіе  такого
 промышленность  дозволяются  только  низшему  классу  граж-  государственная  устройства  и  управленія  есть  праведность,
 данъ;  высшіе  классы  не  занимаются  ими,  какъ  рабскимъ  за-  добродѣтель  вообще,  то  для  ея  прочнаго  водворенія  и  ео-
 нятіемъ;  напротивъ,  правители  должны  посвящать  бблыиую  хранепія  Платонъ  считаете  необходимыми  и которыя  госу-
 часть  времени  философскому  созерцанію  идей,  а  меньшую                  ѣ
              дарственный        учрежденія,       чтобы     огіредѣлить      не    только    вое-
   377   378   379   380   381   382   383   384   385   386   387