Page 386 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 386

этимъ  предметамъ  не  такъ,  какъ  было  у  грековъ,  а  съ  цѣлыо  правителей,  которые  должны  стараться  соединить  лучшихъ

 приготовиться  быть  хороипшъ  гражданиномъ.  При  воспитаніи  мужчинъ  съ  лучшими  женщинами,  и  худшихъ  мужчинъ  съ
 граждапъ  высшаго  класса,  къ  музыкѣ  и  гимнастикѣ  должно  худшими  женщинами.  Дети,  рожденныя  отъ  такихъ  роди-
 присоединиться  еще  и  научное  образованіе,  которое  состояло  телей,  должны  родиться  такъ,  чтобы  не  знали,  кто  ихъ  ро-
 сперва  въ  математикѣ,  а  потомъ  въ  философіи.  Когда  образо-  дители,  а  родители  —  кто  ихъ  дѣти.  Но  какъ  при  такомъ
 ванные  философіею,  получивъ  разныя  государственный  должно-  образе  жизни  уничтожается  домашній  быте,  свойственный

 сти,  выкажутъ  годность  къ  правленію  государствомъ  многолет-  особенно  женіцинамъ,  то  Платонъ,  основываясь  на  равен-
 нею  практическою  деятельностью,  тогда  они  избираются  въ  стве  нравсгвенпыхъ  способпостей  обоихъ  половъ,  требуетъ,
 классъ  правителей.  чтобы  женщины    были     воспитаны       одинаково       съ   мужчинами,
 В.  Образъ  жизни  и  заняты.  Дабы  никто  изъ  двухъ  принимали  съ  ними  равное  участіе  въ  защите  государства,
 высшихъ  классовъ  гражданъ  не  принадлежалъ  ни  себе,  ни  вели  бы  съ  мужчинами  лагерную  жизнь,  такъ  что  Платонъ

 другимъ,  а  только  государству,  Платонъ  установляетъ  для  нихъ  уничтожаете  во  всехъ  этихъ  отношеяіяхъ  различіе  между
 особенный  образъ  жизии  и  занятій,  поддерживаемый  цЬлымъ  полами,  оставивъ  только  физическое  различіе  между  ними.
 рядомъ  такихъ  распоряженій,  которыя  въГреціи  не были  видены  Но  затемъ  Платонъ  не  входите  ни  въ  какія  подробности,
 и  не  могли  быть  предлагаемы.  При этомъ  Платоиъ  выходитъ  какъ  должны  поступать  люди  въ  отделышхъ  случаяхъ,  не
 изъ  такой  мысли,  какъ  принципа:  нетъ  бблыпаго  добра  для  даетъ  никаккхъ  регламентами,  законовъ;  онъ  считаете  излиш-

 государства,  какъ  тб,  чтб его  соединяете;  нетъ  ббтьшаго  зла  IIимъ  говорить  о  томъ,  надеясь,  что  правители  будутъ  по-
 для  государства,  какъ  то,  чтб  его  разъединяете.  Но  ничто  ступать  во  всемъ  какъ  следуете.  A  тѣмъ  изъ  граждапъ,  обра-
 такъ  не  едините  государство,  какъ  одинаковые  интересы  его  зованіе  которыхъ  недостаточно,  не  помогутъ  пикакіе  законы.
 гражданъ;  напротивъ,  ничто  такъ  не  разъединяете  государ-  Такъ  верховная  идея  добра  должна  владычествовать  въ  го-
 ства,  какъ  раздельность  ихъ.  А  потому,  чЬмъ  безусловнее  сударстве  и  его  гражданахъ,  должна  осуществляться  во  всей
 называютъ  граждане  моимъ  и  твоимъ,  своимъ  и  не своимъ.   ихъ  жизни,  какъ  истинная  цель  и  государства,  и  его  граж-

 темъ  сильнее  ихъ  единство  между  собою,  темъ  совершеннее  данъ.
 само  государство;  а  потому  ближайшій  принципъ  для  устрое-  Таково  въ  общихъ  чертахъ  Платоново  идеальное  государ-
 нія  подобнаго  государства  есть  возможно  полпое  устранепіе  ство,  основанное  на  философіи,  правимое  непосредственно  фи-
 всехъ  частныхъ  индивидуальныхъ  интересовъ,  эгоистическихъ  лософами,  какъ  людьми  лучшими,  истинно  мудрыми  и  фило-
 целей;  а  потому  Платонъ  правителямъ  запрещаете  иметь  софски-добродетельными.  Таково  следовательно  государство  иде-

 какую  либо  частную  собственность;  такъ  установляетъ  онъ  альное.  Отъ этого  совершенна™  государства,  отъ  этого  совер-
 общія  жилища,  какъ  будто  бы  они  жили  въ  воинскомъ  лагере,  шенна™,  аристократическаго  образа  правленія  все  более  и
 общественные  столы;  онъ  запрещаете  имъ  иметь  золото  и  более  удаляются  несовершенный  государства,  спускаясь  до
 серебро,  а  требуетъ,  чтобы  они  получали  содержаніе  отъ  низ-  того  несовершенна™  государства,  когда  вместо  ума  владыче-
 шаго  класса,  и  чтобы  это  содержаніе  ne  превышало  физиче-  ствуете  безуміс,  вместо  мудрости  и  философіи,  добродетели  —
 скихъ  потребностей  человека.  Искореняя  въ  своемъ  государ-  невежество  и  порочность,  вместо  идеи  добра—принципъ  зла,
 стве  Есе  эгоистическое,  Платонъ  уничтожаете  всякую  частную  чувственность;  вместо  правды  и  справедливости—неправда  и  не-

 собственность;  самую  семейную  жизнь  онъ  заменяете  обще-  справедливость;  словомъ,  когда  вместо  философовъ  владыче-
 ніемъ  женъ  и  детей,  а  заменяете  постоянный  брачный  союзъ—•  ствуютъ  тиранны;  это самая  крайняя  степень  несовершенства.
 временнымъ  союзомъ  между  мужчиной  и  женщиной,  половымъ  И  объ этихъ  несовершенных!»  государствах!,  какъ  встречаю-
 совокуплеиіемъ,  совершаемым!»  не  иначе,  какъ  подъ  надзоромъ
   381   382   383   384   385   386   387   388   389   390   391