Page 389 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 389

пожеланіями,       такъ    что   въ   этихъ    страстяхъ      сосредоточена      вся
                        неправда      и  несправедливость,        неправедность.        Но    ІТлатонъ    не                        что   такое)   государство      можетъ      существовать       только    среди   бо-

                        останавливается        ни   па   совершеиномъ,       идеалыюмъ        государстве                            говъ   и "сыновей      божіихъ.      Поэтому      онъ   довольствуется        здЬсь
                        ни   на   такихъ      несовершенныхъ          государствахъ.        Почему?     По-                         начертаніемъ       такого   образца     человеческая       государства,     которое
                                                                                                                                    управляется
                                                                                                                                                      также
                                                                                                                                                                                               философами,
                                                                                                                                                                                                                 но по-
                                                                                                                                                                                    умомъ,
                        тому     что   идеальное       государство       есть    у   него     государство,                          средствомъ      законовъ,  божественнымъ        выражается      этотъ   божествен    -
                                                                                                                                                                  въ
                                                                                                                                                                      которыхъ
                        гдѣ    владычествуете       божество,      божественный        умъ,     есть   госу-                        ный    умъ;  (онъ    довольствуется       начертаніемъ      подзакошіаго        госу-
                       дарство     божественное,       а  не   человеческое.       Несовершеиныя         же
                       государства      суть   т ,    которыя     по   своей    внутренней       сущности                           дарства.     А   потому)   въ  подзаконномъ        государстве      вовзе   не  у по- /
                                                 ѣ
                       несостоятельны,         которыя     потому     спускаются      по   л стницѣ     все                         минается      объ   идеяхъ,     вовсе   не   требуется     отъ   правителей     фи-
                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                                                                     и
                                                                                                                                                                                        (Правда,
                                                                                                                                                                                                             подзакон-
                                                                                                                                                                                                         въ
                                                                                                                                                 и
                                                                                                                                    лософія
                                                                                                                                                                      добродетель.
                                                                                                                                                    философская
                       ниже    и   ниже,     пока     не   дойдутъ     до   самой     низшей      ступени                           номъ     государстве      долженъ     владычествовать        божественный       умъ
                       гдѣ   вполнѣ      владычествуете        зло. Но     въ   разговорѣ       „Законы"                            посредствомъ        законовъ,     но   такъ   что   законы    должны      быть   ни-
                       Платонъ      старается      начертать     такое     государство,      которое,    не
                       будучи     идеальнымъ,       приближается        къ   нему    въ   томъ    смыслѣ                            чемъ     инымъ,     какъ   постановленіями        этого    божества,     велЬніями
                       что   въ  немъ    владычествуете       идея    добра,    правды     и  справедли-                            этого    божественная        ума.    Правда,     верховною        целью     и  этого
                       вости,    божественный        умъ,     но  не   непосредственно,        а   посред-                          подзаконная        государства     должна     быть   также     добродѣтель,    пра-
                      ственно     владычествуютъ         философы,        чрезъ    посредство       разум-                          ведность,    и  обусловливаемое       ею  счастіе   и  государства,    и его   граж-
                      цыхъ    законовъ,      какъ   выраженій      этого    божественная        ума Это                             данъ;     но   это владычество         божественная         ума    не   разсматри-
                      и   есть    подзаконное       государство.       И   такъ    мы отъ      Платонова                            вается    въ   подзаконномъ         государстве     какъ    владычество        фило-
                      учешя    объ   идеалыюмъ       государстве     переходимъ      теперь    къ  ученію                           софіи;    знаніе,    которое    должно     быть    основою      государственная
                                                                                                                                    правленія,
                                                                                                                                                   не
                                                                                                                                                        разсматривается
                      о  подзаконномъ         государстве.)                                                                         знаніе    верховно^      идеи   добра,    а здѣсь   какъ   знаніе    философское,
                                                                                                                                                                                           какъ
                                                                                                                                                                                                   верное
                                                                                                                                                                                                              представ-
                                                                                                                                                                                  только
                            3.  Ученіе    Платона           подзаконном*       государствѣ.       (Желщ                             леніе   о   добрѣ.    W) добродетель        не  разсматривается        здесь    какъ
                      тѣмъ    какъ    въ  разговорахъ       „ГІолитикъ"      и   „Государство"      при-                            философская       добродетель,      основанная      на   философскомъ        знаніи,
                      знавал^)    Платонъ    флософію         основою      всякая     мудрая      и   пра-                          а   какъ   обычная,    ходячая     добродѣтель,      основывающаяся         на  вѣ р-
                      ведная     государственная        правленія     и  начерталъ     образецъ      госу-                          номъ    представленіи       о  добрѣ   и  на природномъ       инстинкте,      такте,
                     дарства     чисто   но   верховной     идеѣ   добра,    идеальное      государство,                            восторженности.        (Словомъ,      между     тѣмъ    какъ    образцовое     иде-
                     полагая     поэтому    непосредственными         правителями       этого   государ-                            альное     государство     осуществимо       только     тогда,    когда    правите-
                     ства   философовъ,^      какъ    олицетворяющихъ           философі^)       въ  раз-                           лями    будутъ    только   философы,       подзаконное      государство      осуще-

                     яворѣ       „Законы"       онъ    хотя     и  показалъ,      въ   какой     мѣрѣ    и                          ствимо    даже    и  тогда,    когда   имъ   правятъ     не философы,       а  люди
                     какимъ      образомъ     можетъ     быть    р шепа      та  же   задача,    можетъ                             разсудительпые,        которые     вмѣсто     мудрости     обладаютъ       разсуди-
                                                                   ѣ
                     оыть    устроено     такое     образцовое      государство      для    существую-                              тельностью,      благоразуміемъ,       честные    люди,    обладаюіціе     обычною
                     щ а я   въ действительности         государства,      но   безъ   предположена,                                добродѣтелью.         Но   за  то£)   по   мѣрѣ     того    какъ     исчезаете    въ
                     что   имъ    непосредственно       правятъ    философы,      философія/однако                                  разговорѣ      „Законы"      философія      и  философы,       знающіе      верхов-
                     же   и  въ разговорѣ      „Законы"      ІІлатонъ    не  перестаете     признавать                              ную    идею    добра,     выступаете      здесь   въ   подзаконномъ        государ-

                     аосолютно-совершенпымъ             государствомъ       только    одир)   идеальное                             стве    уелигіозпое_-    обАсяоваіІІё•      Все     правленіе,     устройство       и
                    <Я£ударство.       Но    здѣсь   онъ    уже    сомневается       въ   возможности I                             управленіе     нодзаконнаго       государства,     вся   е я   жизнь,   весь    бытъ
                    осуществлена        такого   государства,     ибо   оно—божественное          я с у -                           и   все   законы    основаны       на  религіи,     а  не   на  философы.       Вся
                    дарство,    следовательно       не   человеческое.       Оиъ    прямо    говорить     I                         законодателыіая        деятельность       подзаконная         государства      начи-

                                                                                                                                    нается     воззьаиіемъ      къ   богамъ,     ибо   на   нихъ    однихъ      должны
   384   385   386   387   388   389   390   391   392   393   394