Page 390 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 390
пожеланіями, такъ что въ этихъ страстяхъ сосредоточена вся
неправда и несправедливость, неправедность. Но ІТлатонъ не что такое) государство можетъ существовать только среди бо-
останавливается ни па совершеиномъ, идеалыюмъ государстве говъ и "сыновей божіихъ. Поэтому онъ довольствуется здЬсь
ни на такихъ несовершенныхъ государствахъ. Почему? По- начертаніемъ такого образца человеческая государства, которое
управляется
философами,
но по-
также
умомъ,
тому что идеальное государство есть у него государство, средствомъ законовъ, божественнымъ выражается этотъ божествен -
въ
которыхъ
гдѣ владычествуете божество, божественный умъ, есть госу- ный умъ; (онъ довольствуется начертаніемъ подзакошіаго госу-
дарство божественное, а не человеческое. Несовершеиныя же
государства суть тѣ , которыя по своей внутренней сущности дарства. А потому) въ подзаконномъ государстве вовзе не у по- /
несостоятельны, которыя потому спускаются по л стницѣ все минается объ идеяхъ, вовсе не требуется отъ правителей фи-
ѣ
подзакон-
и
добродетель.
въ
лософія
и
философская
(Правда,
ниже и ниже, пока не дойдутъ до самой низшей ступени номъ государстве долженъ владычествовать божественный умъ
гдѣ вполнѣ владычествуете зло. Но въ разговорѣ „Законы" посредствомъ законовъ, но такъ что законы должны быть ни-
Платонъ старается начертать такое государство, которое, не
будучи идеальнымъ, приближается къ нему въ томъ смыслѣ чемъ инымъ, какъ постановленіями этого божества, велЬніями
что въ немъ владычествуете идея добра, правды и справедли- этого божественная ума. Правда, верховною целью и этого
вости, божественный умъ, но не непосредственно, а посред- подзаконная государства должна быть также добродѣтель, пра-
ственно владычествуютъ философы, чрезъ посредство разум- ведность, и обусловливаемое ею счастіе и государства, и его граж-
цыхъ законовъ, какъ выраженій этого божественная ума Это данъ; но это владычество божественная ума не разсматри-
и есть подзаконное государство. И такъ мы отъ Платонова вается въ подзаконномъ государстве какъ владычество фило-
учешя объ идеалыюмъ государстве переходимъ теперь къ ученію софіи; знаніе, которое должно быть основою государственная
правленія,
разсматривается
не
о подзаконномъ государстве.) знаніе верховно^ идеи добра, а здѣсь какъ знаніе философское,
только
верное
какъ
представ-
3. Ученіе Платона подзаконном* государствѣ. (Желщ леніе о добрѣ. W) добродетель не разсматривается здесь какъ
тѣмъ какъ въ разговорахъ „ГІолитикъ" и „Государство" при- философская добродетель, основанная на философскомъ знаніи,
знавал^) Платонъ флософію основою всякая мудрая и пра- а какъ обычная, ходячая добродѣтель, основывающаяся на вѣ р-
ведная государственная правленія и начерталъ образецъ госу- номъ представленіи о добрѣ и на природномъ инстинкте, такте,
дарства чисто но верховной идеѣ добра, идеальное государство, восторженности. (Словомъ, между тѣмъ какъ образцовое иде-
полагая поэтому непосредственными правителями этого государ- альное государство осуществимо только тогда, когда правите-
ства философовъ,^ какъ олицетворяющихъ философі^) въ раз- лями будутъ только философы, подзаконное государство осуще-
яворѣ „Законы" онъ хотя и показалъ, въ какой мѣрѣ и ствимо даже и тогда, когда имъ правятъ не философы, а люди
какимъ образомъ можетъ быть рѣ шепа та же задача, можетъ разсудительпые, которые вмѣсто мудрости обладаютъ разсуди-
оыть устроено такое образцовое государство для существую- тельностью, благоразуміемъ, честные люди, обладаюіціе обычною
щ а я въ действительности государства, но безъ предположена, добродѣтелью. Но за то£) по мѣрѣ того какъ исчезаете въ
что имъ непосредственно правятъ философы, философія/однако разговорѣ „Законы" философія и философы, знающіе верхов-
же и въ разговорѣ „Законы" ІІлатонъ не перестаете признавать ную идею добра, выступаете здесь въ подзаконномъ государ-
аосолютно-совершенпымъ государствомъ только одир) идеальное стве уелигіозпое_- обАсяоваіІІё• Все правленіе, устройство и
<Я£ударство. Но здѣсь онъ уже сомневается въ возможности I управленіе нодзаконнаго государства, вся е я жизнь, весь бытъ
осуществлена такого государства, ибо оно—божественное я с у - и все законы основаны на религіи, а не на философы. Вся
дарство, следовательно не человеческое. Оиъ прямо говорить I законодателыіая деятельность подзаконная государства начи-
нается воззьаиіемъ къ богамъ, ибо на нихъ однихъ должны