Page 390 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 390

пожеланіями,  такъ  что  въ  этихъ  страстяхъ  сосредоточена  вся
 неправда  и  несправедливость,  неправедность.  Но  ІТлатонъ  не  что  такое)  государство  можетъ  существовать  только  среди  бо-

 останавливается  ни  па  совершеиномъ,  идеалыюмъ  государстве  говъ  и "сыновей  божіихъ.  Поэтому  онъ  довольствуется  здЬсь
 ни  на  такихъ  несовершенныхъ  государствахъ.  Почему?  По-  начертаніемъ  такого  образца  человеческая  государства,  которое
                 управляется
                                                                           философами,
                                                                                             но по-
                                  также
                                                                 умомъ,
 тому  что  идеальное  государство  есть  у  него  государство,  средствомъ  законовъ, божественнымъ  выражается  этотъ  божествен  -
                                               въ
                                                   которыхъ
 гдѣ  владычествуете  божество,  божественный  умъ,  есть  госу-  ный  умъ;  (онъ  довольствуется  начертаніемъ  подзакошіаго  госу-
 дарство  божественное,  а  не  человеческое.  Несовершеиныя  же
 государства  суть  тѣ ,  которыя  по  своей  внутренней  сущности  дарства.  А  потому)  въ  подзаконномъ  государстве  вовзе  не  у по- /
 несостоятельны,  которыя  потому  спускаются  по  л стницѣ  все  минается  объ  идеяхъ,  вовсе  не  требуется  отъ  правителей  фи-
 ѣ
                                                                                          подзакон-
                                                                                  и
                                                  добродетель.
                                                                                     въ
                 лософія
                             и
                                философская
                                                                    (Правда,
 ниже  и  ниже,  пока  не  дойдутъ  до  самой  низшей  ступени  номъ  государстве  долженъ  владычествовать  божественный  умъ
 гдѣ  вполнѣ  владычествуете  зло. Но  въ  разговорѣ  „Законы"  посредствомъ  законовъ,  но  такъ  что  законы  должны  быть  ни-
 Платонъ  старается  начертать  такое  государство,  которое,  не
 будучи  идеальнымъ,  приближается  къ  нему  въ  томъ  смыслѣ  чемъ  инымъ,  какъ  постановленіями  этого  божества,  велЬніями
 что  въ  немъ  владычествуете  идея  добра,  правды  и  справедли-  этого  божественная  ума.  Правда,  верховною  целью  и  этого
 вости,  божественный  умъ,  но  не  непосредственно,  а  посред-  подзаконная  государства  должна  быть  также  добродѣтель, пра-
 ственно  владычествуютъ  философы,  чрезъ  посредство  разум-  ведность,  и  обусловливаемое  ею  счастіе  и  государства,  и его  граж-
 цыхъ  законовъ,  какъ  выраженій  этого  божественная  ума Это   данъ;  но  это владычество  божественная  ума  не  разсматри-
 и  есть  подзаконное  государство.  И  такъ  мы отъ  Платонова  вается  въ  подзаконномъ  государстве  какъ  владычество  фило-
 учешя  объ  идеалыюмъ  государстве  переходимъ  теперь  къ  ученію  софіи;  знаніе,  которое  должно  быть  основою  государственная
                 правленія,
                                     разсматривается
                                не
 о  подзаконномъ  государстве.)  знаніе  верховно^  идеи  добра,  а здѣсь  какъ  знаніе  философское,
                                                              только
                                                                               верное
                                                                       какъ
                                                                                          представ-
 3.  Ученіе  Платона  подзаконном*  государствѣ.  (Желщ  леніе  о  добрѣ.  W) добродетель  не  разсматривается  здесь  какъ
 тѣмъ  какъ  въ  разговорахъ  „ГІолитикъ"  и  „Государство"  при-  философская  добродетель,  основанная  на  философскомъ  знаніи,
 знавал^)  Платонъ  флософію  основою  всякая  мудрая  и  пра-  а  какъ  обычная,  ходячая  добродѣтель,  основывающаяся  на  вѣ р-
 ведная  государственная  правленія  и  начерталъ  образецъ  госу-  номъ  представленіи  о  добрѣ  и  на природномъ  инстинкте,  такте,
 дарства  чисто  но  верховной  идеѣ  добра,  идеальное  государство,  восторженности.  (Словомъ,  между  тѣмъ  какъ  образцовое  иде-
 полагая  поэтому  непосредственными  правителями  этого  государ-  альное  государство  осуществимо  только  тогда,  когда  правите-
 ства  философовъ,^  какъ  олицетворяющихъ  философі^)  въ  раз-  лями  будутъ  только  философы,  подзаконное  государство  осуще-

 яворѣ  „Законы"  онъ  хотя  и  показалъ,  въ  какой  мѣрѣ  и  ствимо  даже  и  тогда,  когда  имъ  правятъ  не философы,  а  люди
 какимъ  образомъ  можетъ  быть  рѣ шепа  та  же  задача,  можетъ  разсудительпые,  которые  вмѣсто  мудрости  обладаютъ  разсуди-
 оыть  устроено  такое  образцовое  государство  для  существую-  тельностью,  благоразуміемъ,  честные  люди,  обладаюіціе  обычною
 щ а я  въ действительности  государства,  но  безъ  предположена,  добродѣтелью.  Но  за  то£)  по  мѣрѣ  того  какъ  исчезаете  въ
 что  имъ  непосредственно  правятъ  философы,  философія/однако  разговорѣ  „Законы"  философія  и  философы,  знающіе  верхов-
 же  и  въ разговорѣ  „Законы"  ІІлатонъ  не перестаете  признавать  ную  идею  добра,  выступаете  здесь  въ  подзаконномъ  государ-

 аосолютно-совершенпымъ  государствомъ  только  одир)  идеальное  стве  уелигіозпое_-  обАсяоваіІІё•  Все  правленіе,  устройство  и
 <Я£ударство.  Но  здѣсь  онъ  уже  сомневается  въ  возможности I   управленіе  нодзаконнаго  государства,  вся  е я  жизнь,  весь  бытъ
 осуществлена  такого  государства,  ибо  оно—божественное  я с у -  и  все  законы  основаны  на  религіи,  а  не  на  философы.  Вся
 дарство,  следовательно  не  человеческое.  Оиъ  прямо  говорить  I  законодателыіая  деятельность  подзаконная  государства  начи-

                 нается    воззьаиіемъ      къ   богамъ,     ибо    на  нихъ     однихъ     должны
   385   386   387   388   389   390   391   392   393   394   395