Page 395 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 395
знаются таковыми т мъ, что ихъ выбирают® въ государствен- жетъ быть проведено на практик*. М*сто общности имущества
ѣ
ныя должности; 2) изъ олигархіи, въ смыслѣ правленія людей заступает® разд*леніе по жребію народных® участков® всего
богат ишихъ, но не въ томъ смысл*, чтобы они имѣли больше поземельна™ влад*нія государства между главами семейств®.
ѣ
другихъ недвижимаго поземельна™ имѣнія, ибо всѣ граждане (Этхъ семейств® въ подзаконном® государств* Платонъ счи-
5
имѣютъ одинаковыя поземельныя влад нія, но въ томъ смыслѣ тает® примерно до .040 челов*къ, полагая, что это число до-
ѣ
что они имѣютъ больше другихъ движима™ имѣнія. Велѣ д- статочно для подзаконнаго государства, т.-е. для того, чтобы
ствіе такого владѣнія эти граждане имѣютъ привилегіи въ государство могло отражать нападенія вн*шнихъ врагов® и
обширном® смыслѣ; такъ, они имѣютъ преимущество относи- даже подавать помощь дружественным® государствам®. Земли
тельно права избранія въ правители, но за то, съ другой сто- гражданам® дается столько, чтобы она могла удовольствовать
роны, они должны нести и больше государственной повинно- всю массу въ 5.040 челов*къ. Но при такомъ разр*шеніи по-
сти, налогов®, ибо по имуществу Платонъ раздѣляетъ вс хъ граж- земельна™ влад*нія Платонъ требуетъ, чтобы участки земли
ѣ
данъ на четыре имущественные класса. Въ этомъ смыслѣ можно не были отчуждаемы по зав*щанію, а были передаваемы сыну
сказать, что Платонъ въ подзаконном® государств* замѣнилъ умершаго; если же не будетъ сына, то влад*лецъ долженъ
прежніи принципъ—праведность—умеренностью, и именно въ усыновить постороння™; въ случа* расширенія народонаселе-
томъ смысл*, что всѣ интересы, государства, общіе для всего нія, земля не отнимается у одних® и не передается другим®,
государства и частные интересы, взаимно умѣряются, a всл д- а некоторые граждане выселяются въ колоніи, съ которыми
ѣ
ствіе того примиряется и личная свобода гражданъ съ обще- государства должны состоять въ единств*?) Что касается движи-
ственным® порядком®; ибо только вслѣдствіе этого и можетъ быть ма™ имущества, то оно можетъ быть распределено между гражда-
согласіе между начальствующими и подчиненными. Все дѣло нами и неравномерно. По этому-то количеству имущества Пла-
здѣсь въ томъ, чтобы никто не д йствовалъ противъ обща™ той® и разд*ляетъ гражданъ на четыре имущественных® класса.
ѣ
олага и не нарушал® стройности государства своимъ произво- (Брак® зд*сь возстановляется, но подъ ближайшим® надзором®
лом®, своеволіемъ, не нарушал® согласія не только между государства; онъ определяется во вс хъ отношеніяхъ подроб-
ѣ
отдельными гражданами, но и целыми классами народа чтобы ною регламентаціею со стороны закона. Воспитаніе гражданъ
съ одной стороны чрезъ это разстройство не привесть госу- остается по прежнему общественным® и оно одно и то же для
дарство въ безпорядокъ, не уничтожить его, а съ другой сто- мужескаго и женскаго пола; но предметы образованія зд*сь суть
роны, чтобы государство было охраняемо принудительными ме- только гимнастика и музыка, какъ низшіе, общеобразователь-
рами, была бы ему возможность сохранить личную свободу ные предметы, а къ высшим® принадлежит® математика, а не
гражданъ и частные интересы. Вотъ та часть закона, которая философія. Образъ жизни и занятій гражданъ по прежнему
угрожает® наказаніемъ, есть принудительный элемент® закона одинаков® для мужчины и для женщины. Но вс* граждане
охраняющш общее благо; а та часть, которая убеждает® в і должны посвящать себя д*ламъ государства, не занимаясь ни
полезности закона, есть свободный элемент®. То же самое должно землед*ліемъ, ни ремеслами, ни промышленностью, ни какими-
сказать и о содержали т*хъ отдельных® законовъ, въ кото- либо работами у другихъ гражданъ. Землед*ліемъ и домашними
рыхъ Платонъ также старается примирить общія блага съ работами должны заниматься рабы, а ремеслами и промыш-
частными интересами; особенно это видно въ законах® отно- ленностью—чужеземцы; т*хъ и другихъ должно быть въ доста-
сительно имущества, брака, воспитані.я, образа жизни и за- точном® количеств*. Такимъ образомъ зд*сь н*тъ перваго,
нятш гражданъ. Разсмотримъ эти государственным учреждения высшаго класса—правителей; н*тъ и прежняго, низшаго класса
и именно въ этомъ порядкР Общность имущества въ подза- — землед*льческаго, промышленнаго. Остается одинъ только
конном® государств* уничтожается, ибо это учрежденіе не мо- класс®—воиновъ: въ нихъ-то собственно и превращаются зд*сь