Page 393 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 393

номъ     представленіи       идеи    добра.     Онъ     говоритъ,     что    законъ
                      м ъ   ходячихъ       „бычныхъ      S ? »       S       L      Z     Г            Ю Ъ                         долженъ     состоять    изътрехъ      частей:    1)   изъ  самаго    правила,    ло-

                                                                                                                                   становленія,      собственно      текста     закона,     2)   изъ    его   санкціи,
                                                                                                                                   освященія,     которое     раздѣляется      на   два  вида:   одинъ     видъ,   одна
                                                                                                                                   часть—это       убѣжденіе     въ   его   полезности,     тб,   чтб  теперь    назы-
                                                                                                                                   вается   мотивомъ     закона;   другой    видъ,  другая   часть,  это—та,     кото-
                      не  философсвое^наніе             не   * L T 2         ' " " " " " f                                        рая    угрожаете      наказаніемъ      за  нарушеніе     закона.    Эти   двѣ  части

                                                                                                                                   Платонъ      приводите     въ   такое     соотношеніе:      законъ      угрож-аетъ
                                                                                                                                   только     тому,    кто    ослушивается        его.   Отсюда      слѣдуетъ,     что
                                                                                                                                  образъ     правленія     существенный        для   подзаконнаго        государства
                     в ™      ;  « t e x c  0  Г Г и І Г Г    5 л а г о р а ' ™  •  1 0 0                                         не   есть   тотъ,   который     существенъ       для   идеальнаго     государства,
                                                                          у
                                                                                                                                  не   есть   правленіе     философовъ,        какъ     лучшихъ      людей,    а   есть
                                        = = S E 5 H - =                                                                           практически     людей,     имѣющихъ       отличающихся          обычною   о   добрй,
                                                                                                                                                                                         представление
                                                                                                                                                                              вѣ рное
                                                                                                                                  правленіе
                                                                                                                                                                                                                добро-
                                                                                                                                                    благоразумныхъ,
                                                                                                                                                                Разсматривая
                                                                                                                                  дѣ телью,
                                                                                                                                               честностью.
                                                                                                                                                                                   это
                                                                                                                                                                                         правленіе
                    = = £ E = = " ~ - "                                                  «            =                           государства,      мы   паходимъ      въ немъ    демократический,     подзаконнаго
                                                                                                                                                                                                            которыхъ
                                                                                                                                                                                        элемента,
                                                                                                                                                                                                      изъ
                                                                                                                                                                                  два
                                                                                                                                                                                                                   что
                                                                                                                                                                       другой
                                                                                                                                                                                                           такъ
                                                                                                                                                                   а
                                                                                                                                            мрнархическіи,
                                                                                                                                  одинъ
                                                                                                                                  образъ     правленія       подзаконнаго       государства      есть   смѣшанный.
                    государств-*     ничего    hp   г ^ і      Д У           К а К Ъ  в ъ  и д е ^ьномъ                           Монархически         элементе      въ   немъ    есть   тотъ,   который     все  свя-
                                                                                                                                  зываете     во  единое     цѣлое,    даетъ    единство     государству,      строй-
                                                                                                                                  ный    порядокъ,     то,   въ  чемъ    государство       является      всец льшъ.
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                                                                                                                                  Это   есть   тотъ   элементе,      который      имѣетъ     въ   виду    всец лость
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                                                                                                                                  государства,      счастіе     государства,      общее     благо    государства     и
                   триваются       здѣ™     Г / ™           ^ Д а р с т в е н н ы «  власти    разсма-                            его   гражданъ.      Второй,      демократически          элементе      имѣетъ    въ
                    р  ваются      здѣсь    только    какъ    служители       этого    закона     я  HP                           виду   единичность,       личность,     такъ    чтобы    каждая      единичность,
                                                                                                                                  личность     имѣла     свои    права    и  могла    бы   выступить      со   своими
                                                                                                                                  притязаніями,      имѣла     частные     индивидуальные        интересы,      инди-
                                                                                                                                  видуальное      благо.   Слѣдовательно        Платонъ     соединяете      зд сь тб,
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                                                                                                                                  чтб  было    у  него   разъединено      въ идеальномъ       государствѣ,     общее

                 г   г :      „ р .                                                     =                                        благо   соединяете     съ  частнымъ,     обіціе  интересы      съ   частными,     или
                                                                                                                                 старается      примирить     —какъ       ныньче      говорить—общественный
                                                                                                                                 порядокъ      съ   личпою     свободою     гражданъ.      Но    если    разсматри-
                                                                                                                                  вать   образы    правленія      государства,      соотвѣтственно       тѣмъ руб-
                                                                                                                                 рикамъ,     которыя      Платоиъ     ставитъ     въ   разговорѣ       „Политикъ",
                                                                                                                                 то    Аристотель       справедливо       замѣчаетъ,      что  образъ     правленія

                                                                                                                                                                                                 ѣ
                 О  необходимости         н ;   t r o y l ^ T " ^          "     И Ъ                                             въ   этомъ    разговорѣ     сводится     у  Платона     на  см шашшй         образъ
                           1        V              0  У  б ѣ ? к деше  опять   онъ    основпият-'т                               правленія,      въ  томъ    смыслѣ,     что онъ состоитъ:         1)  изъ   аристо-

                не    на   философскомъ         знаніи     идеи    добра,    а  только    / а    в ^                             к р а т ,  въ   смыслѣ      правленія      лучшихъ       людей,     которые при-
   388   389   390   391   392   393   394   395   396   397   398