Page 391 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 391

здѣсь   люди    возлагать     все   свое   упованіе.      Все   разсматривается
                    въ   подзаконном*         государств*       как*    дар*    боговъ;    в 7 Г л     о-                         вся   жизнь     государства     и   его   гражданъ      была    порядочною,        с *
                    ванш     имъ    состоитъ      всякая    верховная       цѣль    всякой                                        математическою         точностью      опредѣленною         числом*      и   мѣрою.
                    нести     Почитаніе      боговъ    считается     здѣсь   главным*       средством*                           Такимъ      образомъ      Платонъ       отказывается      здѣсь    от*    философ-
                    к*   достижение       счастія.    Каждая     из*    частей,    на   которыя      дѣ                          скаго     обоснованія       этики,     обоснованія      ея  на   знаніи     верхов-
                    лится   государство      (об*   этом*    дѣленіи     государства     мы   "увидим*                           ной     идеи    добра.   (Отказавшись         отъ   этого     верховнаго      прин-
                                                                                                                                 ципа,    Платонъ      долженъ      былъ     признать     и  другое      содержаніе
                   б о Т е с т в ъ Т л Г  И М Ѣ Т Ь  С С О е Г °  °  С О б е Н Н а Г О  п а т р о н а  в*  одн  Г и і            этики,    другое    ученіе   свое   о  добродѣтели.      Хотя    и   въ  подзакон-
                   оожеств*.     I  лавным*    занятгем*     гражданина      во  всю   жизнь   должны
                   быть    жертвоприношенія,           священным       празднества,      устроен    я  и                         ном*    государств*      признаются      Платоном*       четыре     кардинальныя

                   украшешя       храмов*.     Тот*,    кто  преступит*!*         под законном*      го-                         добродѣтели:      мудрость,    мужество,     умѣренность      и  праведность;      но
                                                                                                                                    ѣ
                   сударств*      закон*,   почитается      согр шівшим*         против*    божества                             зд сь    онъ  иначе    смотрит*     и  на   ихъ   значеніе,    и   на  ихъ   взаим-
                                                                  ѣ
                   Самое      ужасное      преступление-оскверненіе              святыни.      Т а к Т ъ                         ное   отношеніе.       Такъ    как*)    въ   подзаконном*        государств*       не
                                                                                                                                 нужно     философскаго       образованія,      то   слѣдовательно        не   нужно
                   это"м*°  П ?  Д   СЬ   S     °  С Н 0 В а Н 0  Н а  н а р о д н о й  религіи  Но  Прн                         и  мудрости.      А   что  же    нужно?     Нужна     разсудительность,        прак-

                  « н а        о 7  Н Ъ /  Р е б у е Т Ъ  '  Ч Т б Ы  Э Т а  Н а р о д н а я      была                           тическое      благоразуміе,      (которым*       зам пяется       мудрость.      Эта
                                                           °
                                                                                                                                                                                      ѣ
                  очищена      от*   всѣ х*    недостойных*         ея   примѣсей.      Дал е     Пла-                           разсудительность        есть   обычная     добродѣтель,      состоящая       только
                                                                                             ѣ
                  тонъ     требуетъ,      чтобы     съ   в рою,      основанною        на    пол   жи-
                                                           ѣ
                  тельныхъ       государственныхъ          законахъ       и   нреданіяхъ        всезда                           въ   томъ,     чтобы     всѣ    наши      симпатіи      и   антипатіи     не   были
                                                                                                                                                                            согласны
                                                                                                                                                                         а
                  оыло    соединено      и  убѣжденіе      въ  разумности       этой   вѣры      зако-                           безразсудны,     неблагоразумны,     добродѣтели,       съ   разсудительностью,
                                                                                                                                 благоразуміемъ.
                                                                                                                                                        Въ
                                                                                                                                                              этой
                                                                                                                                                                                                                   за-
                                                                                                                                                                                          разсудительности
                  нов*    и    нреданій.      С*   этою     цѣлью     Платон*      н о д р о " !  дока-
                                                                                                                                                   ѣ
                  зывает*     бытіе    богов*,    почему     боги    праведны      и   справедливы                               ключается       зд сь,   по    ученію     Платона,      другая     доброд*тель—
                  неподкупны;      словом*,    политика      его  зд*с"ь  основываетсян               I                          умѣ ренность.      Отсюда      мы   видим*,     что,   входя    въ  состав*     раз-
                 лоии     С ъ  т а к о и  т е о л о п е й  п р и в о д и т с я  в ъ  я             «                             судительности}      умѣренность      ^находится      съ   нею    въ  самой     близ-
                                                                                                                                                                                  въ
                                                                                                                                 кой
                 лософія,     а   тЬ,  чтб    зам няет*       ее  зд сь,    именно      математика                               ств*,  связи,   a  слѣдовательно       здѣсь, вторую  подзаконном*        государ-
                                                                     ѣ
                                                  ѣ
                                                                                                                                                                                                                тѣ мъ
                                                                                                                                         умѣренность
                                                                                                                                                           возводится
                                                                                                                                                                                          ступень,
                                                                                                                                                                                                      между
                                                                                                                                                                          на
                 т . е .  в*  математик*,      как*    предмет*     с а м і о   н и з ш а г о Г ^ ч ^ о
                 образована,       Платон*      ищет*     дополненія       народной       рели   ги  и                           какъ  въ  идеальном*       государств*      она   была   на   третьей     ступени.
                 основанной       на  ней     обычной     добродѣтели,      не   восходя     до    L *                           Ближайшим*        образомъ      Платонъ     говоритъ,     что   она   состоитъ    въ
                                                                                                                                 борьй     противъ     оболыценія      со   стороны     чувственныхъ        наклон-
                 Z t n Z :         " Г  а И І Я  И  ! И Л О С О ф С К О Й  ДО W  h       О   матема-                            ностей}      Мужество     (понижается        здѣсь   на   третью     ступень,     ибо
                 ггл                      Р И Т Ъ  а д ѣ  с ь '  ч т о  о н а  н е  только  практически                         оно    получает*      значеніе      инстинктивнаго        безстрашія,       для   ко-
                 полезна,    но   что   ею   возбуждается      ум*    человѣ ка,    та/*    что   он*                           тораго,     слѣдовательно,       н тъ    необходимости,        чтобы      оно   было
                                                                                                                                                                  ѣ
                д лается     из*   неснособнаго       к *  нріобрѣтенію       истиннаго       знанія                            соединено       съ   разсудительностью,          благоразуміемъ;       оно    чисто-
                  ѣ
                способным*,       из*  тупаго      изобрѣтательнымъ.         Но   мало   того    осв-                           безсознательно.       А   потому     Платонъ      и  говоритъ,     что    мужество
                оенное     «начете     математика       им ет*     для   религін,    в ры,     нрав-                            можетъ      быть    достояніемъ       не  только     взрослых*      людей,     но   и
                                                                                      ѣ
                                                            ѣ
                ственности.       Она   научает*       человѣ ка    познавать       божественную                                дѣтей,    и  животных*.       Въ    этомъ    смысл*    онъ    и  требуетъ,    чтобы
                нремррость        в*  том*   стройном*       норядкѣ,     который     п р о я в л я в                           граждане      въ   подзаконном*        государств*      развивали      въ  себѣ    не
               въ   м,р*     в*  правильном*,        стройном*      теченін     небесных*       св -                            столько    мужество,     сколько    умѣренность.       Наконецъ      праведность,
                                                                                                   ѣ
               тил*,     следовательно       она    приближает*       человѣ ка      къ   теологіи                              какъ   добродѣтель,     которую      прежде    считалъ     Платонъ     единством*
               Дѣлает*     в*ру    из*   слѣной    разумною.      Из*    математики      выводит*                               вс хъ     добродѣтелей,        вс хъ    частей     души,    сводится     зд сь,    въ
                                                                                                                                                                                                           ѣ
                                                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                                                 ѣ
               Платон*      тѣ   ея   признаки,      которые      состоят*     в*  том*      чтобы                              разговор*      „Законы",     на   степень    смѣшенія      этихъ    добродѣтелей,
                                                                                                                                       Iii                                                                  25
   386   387   388   389   390   391   392   393   394   395   396