Page 391 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 391
здѣсь люди возлагать все свое упованіе. Все разсматривается
въ подзаконном* государств* как* дар* боговъ; в 7 Г л о- вся жизнь государства и его гражданъ была порядочною, с *
ванш имъ состоитъ всякая верховная цѣль всякой математическою точностью опредѣленною числом* и мѣрою.
нести Почитаніе боговъ считается здѣсь главным* средством* Такимъ образомъ Платонъ отказывается здѣсь от* философ-
к* достижение счастія. Каждая из* частей, на которыя дѣ скаго обоснованія этики, обоснованія ея на знаніи верхов-
лится государство (об* этом* дѣленіи государства мы "увидим* ной идеи добра. (Отказавшись отъ этого верховнаго прин-
ципа, Платонъ долженъ былъ признать и другое содержаніе
б о Т е с т в ъ Т л Г И М Ѣ Т Ь С С О е Г ° ° С О б е Н Н а Г О п а т р о н а в* одн Г и і этики, другое ученіе свое о добродѣтели. Хотя и въ подзакон-
оожеств*. I лавным* занятгем* гражданина во всю жизнь должны
быть жертвоприношенія, священным празднества, устроен я и ном* государств* признаются Платоном* четыре кардинальныя
украшешя храмов*. Тот*, кто преступит*!* под законном* го- добродѣтели: мудрость, мужество, умѣренность и праведность; но
ѣ
сударств* закон*, почитается согр шівшим* против* божества зд сь онъ иначе смотрит* и на ихъ значеніе, и на ихъ взаим-
ѣ
Самое ужасное преступление-оскверненіе святыни. Т а к Т ъ ное отношеніе. Такъ как*) въ подзаконном* государств* не
нужно философскаго образованія, то слѣдовательно не нужно
это"м*° П ? Д СЬ S ° С Н 0 В а Н 0 Н а н а р о д н о й религіи Но Прн и мудрости. А что же нужно? Нужна разсудительность, прак-
« н а о 7 Н Ъ / Р е б у е Т Ъ ' Ч Т б Ы Э Т а Н а р о д н а я была тическое благоразуміе, (которым* зам пяется мудрость. Эта
°
ѣ
очищена от* всѣ х* недостойных* ея примѣсей. Дал е Пла- разсудительность есть обычная добродѣтель, состоящая только
ѣ
тонъ требуетъ, чтобы съ в рою, основанною на пол жи-
ѣ
тельныхъ государственныхъ законахъ и нреданіяхъ всезда въ томъ, чтобы всѣ наши симпатіи и антипатіи не были
согласны
а
оыло соединено и убѣжденіе въ разумности этой вѣры зако- безразсудны, неблагоразумны, добродѣтели, съ разсудительностью,
благоразуміемъ.
Въ
этой
за-
разсудительности
нов* и нреданій. С* этою цѣлью Платон* н о д р о " ! дока-
ѣ
зывает* бытіе богов*, почему боги праведны и справедливы ключается зд сь, по ученію Платона, другая доброд*тель—
неподкупны; словом*, политика его зд*с"ь основываетсян I умѣ ренность. Отсюда мы видим*, что, входя въ состав* раз-
лоии С ъ т а к о и т е о л о п е й п р и в о д и т с я в ъ я « судительности} умѣренность ^находится съ нею въ самой близ-
въ
кой
лософія, а тЬ, чтб зам няет* ее зд сь, именно математика ств*, связи, a слѣдовательно здѣсь, вторую подзаконном* государ-
ѣ
ѣ
тѣ мъ
умѣренность
возводится
ступень,
между
на
т . е . в* математик*, как* предмет* с а м і о н и з ш а г о Г ^ ч ^ о
образована, Платон* ищет* дополненія народной рели ги и какъ въ идеальном* государств* она была на третьей ступени.
основанной на ней обычной добродѣтели, не восходя до L * Ближайшим* образомъ Платонъ говоритъ, что она состоитъ въ
борьй противъ оболыценія со стороны чувственныхъ наклон-
Z t n Z : " Г а И І Я И ! И Л О С О ф С К О Й ДО W h О матема- ностей} Мужество (понижается здѣсь на третью ступень, ибо
ггл Р И Т Ъ а д ѣ с ь ' ч т о о н а н е только практически оно получает* значеніе инстинктивнаго безстрашія, для ко-
полезна, но что ею возбуждается ум* человѣ ка, та/* что он* тораго, слѣдовательно, н тъ необходимости, чтобы оно было
ѣ
д лается из* неснособнаго к * нріобрѣтенію истиннаго знанія соединено съ разсудительностью, благоразуміемъ; оно чисто-
ѣ
способным*, из* тупаго изобрѣтательнымъ. Но мало того осв- безсознательно. А потому Платонъ и говоритъ, что мужество
оенное «начете математика им ет* для религін, в ры, нрав- можетъ быть достояніемъ не только взрослых* людей, но и
ѣ
ѣ
ственности. Она научает* человѣ ка познавать божественную дѣтей, и животных*. Въ этомъ смысл* онъ и требуетъ, чтобы
нремррость в* том* стройном* норядкѣ, который п р о я в л я в граждане въ подзаконном* государств* развивали въ себѣ не
въ м,р* в* правильном*, стройном* теченін небесных* св - столько мужество, сколько умѣренность. Наконецъ праведность,
ѣ
тил*, следовательно она приближает* человѣ ка къ теологіи какъ добродѣтель, которую прежде считалъ Платонъ единством*
Дѣлает* в*ру из* слѣной разумною. Из* математики выводит* вс хъ добродѣтелей, вс хъ частей души, сводится зд сь, въ
ѣ
ѣ
ѣ
Платон* тѣ ея признаки, которые состоят* в* том* чтобы разговор* „Законы", на степень смѣшенія этихъ добродѣтелей,
Iii 25