Page 387 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 387
щихся въ самой дѣйствительности, говоритъ Платонъ, въ раз- родъ; охлократія—охлосъ—чернь. Вотъ эти-то главные роды не-
говорахъ „Политикъ" и „Государство", хотя и не пускается совершенныхъ государствъ съ ихъ видами и развиваете Платонъ
въ подробности, ибо противоположность ихъ съ его идеальнымъ въ слѣдующемъ за разговоромъ „Политикъ" разговорѣ „Госу-
государствомъ сама по себѣ очевидна. Въ этомъ отношеніи дарство". Въ этомъ разговорѣ Платонъ насчитываете не пять, а
встрѣчаемъ мы н которое, хотя и не существенное различіе въ четыре несовершенныхъ образа правленія, и именно въ такомъ
ѣ
опредѣленіи этихъ несовершенныхъ государствъ, между его порядкѣ: 1) тимократія, 2) олигархія, 3) демократія, 4) тиран-
разговоромъ „Государство" и разговоромъ „ГІолитикъ". Въ раз- ия; но онъ развиваете ихъ такъ, что эти несовершенный госу-
говорѣ „Политикъ", предшествующемъ разговору „Государ- дарства ставите въ параллель съ внутреннимъ состояніемъ
ство", Платонъ насчитываете пять несовершенныхъ государствъ, души гражданъ, велѣдствіе того, что извѣстный образъ прав-
несовершенныхъ образовъ правленія, и въ слѣдующемъ по- ленія соотв тствуетъ ему.
ѣ
рядкѣ по степени ихъ достоинства, бЬлыпаго или мёнь- Въ ряду этихъ несовершенныхъ образовъ правленія нѣ тъ
шаго удаленія отъ совершенна™ образа правленія: 1) мо- монархіи; это потому, что здѣсь Платонъ монархію собственно
нархія; 2) аристократія, 3) демократія; 4) олигархія; и 5) ти- причисляете къ совершеннымъ образамъ правленія. Теперь
раннія. спрашивается, какъ опредѣляетъ Платонъ въ „Го-
1) Монархгею Платонъ называлъ царское правленіе, прав- сударство" всѣ эти четыре несовершенные разговорѣ правле-
образа
леніе царя, господствующа™ на основапіи законовъ и пра- нія? 1) Тимократія (тиме—честь) есть такой несовершен-
вящего согласно съ волею гражданъ. 2) Ариетократгею Пла- ный образъ правлеыія, когда въ государствѣ преобладаете често-
тонъ называлъ правленіе лучшихъ людей, въ смыслѣ бога- любивый воиискіп духъ—мужество, не подчиняющееся мудрости,
і йшихъ, правящихъ однако на основаніи законовъ и со- a слѣдовательно и философамъ. 2) Олигархія— когда въ госу-
ѣ
гласно съ волею гражданъ. 2) Олигархгею Платонъ назы- дарствѣ владычествуютъ богатые, т.-е. богатые матеріалъными,
валъ правленіе немногихъ, правящихъ государствомъ не на чувственными благами, къ которымъ стремится худшая, не-
основаніи законовъ и противъ воли гражданъ. 4) Демокра- разумная часть души. 3) Демократія, когда изглаживаются всѣ
тіею Платонъ называете общенародное, всенародное правле- добродѣтели, следовательно и праведность, ибо праведность
ніе, когда править весь народъ на основаиіи закона (закон- есть единство всѣ хъ добродѣтелей, —сл довательно здѣсь вовсе
ѣ
ная демократія) или безъ закона (незаконная демократія). не осуществляется правда и справедливость, а, напротивъ, цар-
5) Тиранніею Платонъ называете гіравленіе одного физическаго ствуете неправда и несправедливость, но притомъ такъ, что
лица, въ этомъ смыслѣ подобна™ царю, но правящаго не на она является раздробленною межд} массами, изъ которыхъ
основаніи законовъ и противно волѣ гражданъ. образуется народъ. Зд сь нельзя сказать, чтобы одинъ кто-либо
ѣ
Всѣ эти несовершенный государства можно привести къ былъ самый неправедный,—напротивъ, зд сь равно неправеденъ
ѣ
тремъ слѣдующимъ главнымъ родамъ: 1) единовластие, прав- весь народъ. Съ этимъ стоить параллельно то состоя nie дунш,
леніе одного физическаго лица, законное (монархія) и беззакон- когда въ ней разъединены всѣ части ея, когда низшія, чувственныя
ное (тираннія); 2) многовластіе— правленіе п сколькихъ лицъ пожелаиія владычествуютъ надъ высшими частями души, когда
ѣ
законное (аристократія) и незаконное (олигархія); 3) демократгя, въ душѣ нѣ тъ умѣренности. 4) Тираннія—когда въ государствѣ
всенародное правленіе съ подраздѣленіемъ на два вида: законное владычествуете одно физическое лицо, тираннъ, въ которомъ со-
всенародное правленіе и незаконное (охлопратія). Всѣ эти на- средоточивается вся неправда и несправедливость, который
званія объясняются сами собою. Монархія—моносъ—одинъ; ти- управляете эгоистически, только для своего индивидуальна™
раинія — тираннъ — господинъ рабовъ; аристократія—аристой, блага. Съ эгимъ стоите параллельно то состояніе души, когда
лучшій; олигархія—олигой—немногіе; демократія—демосъ—на- вся она порабощена чувственными страстями, эгоистическими