Page 387 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 387

щихся     въ   самой    дѣйствительности,        говоритъ     Платонъ,      въ   раз-                          родъ;   охлократія—охлосъ—чернь.               Вотъ   эти-то    главные    роды   не-
                     говорахъ      „Политикъ"        и   „Государство",        хотя   и  не   пускается                             совершенныхъ        государствъ      съ  ихъ видами      и  развиваете     Платонъ
                     въ   подробности,     ибо   противоположность         ихъ съ     его идеальнымъ                                въ   слѣдующемъ        за разговоромъ        „Политикъ"       разговорѣ      „Госу-
                     государствомъ        сама    по   себѣ    очевидна.      Въ   этомъ     отношеніи                              дарство".     Въ этомъ      разговорѣ     Платонъ     насчитываете      не пять,    а
                     встрѣчаемъ      мы   н которое,     хотя    и  не   существенное      различіе    въ                           четыре     несовершенныхъ         образа    правленія,     и  именно     въ  такомъ
                                           ѣ
                     опредѣленіи       этихъ     несовершенныхъ           государствъ,       между    его                           порядкѣ:     1)   тимократія,     2)  олигархія,    3) демократія,      4)   тиран-
                     разговоромъ      „Государство"       и разговоромъ       „ГІолитикъ".      Въ   раз-                           ия;    но  онъ  развиваете      ихъ   такъ,  что   эти   несовершенный         госу-

                     говорѣ     „Политикъ",         предшествующемъ           разговору       „Государ-                             дарства     ставите     въ    параллель       съ   внутреннимъ        состояніемъ
                    ство",    Платонъ     насчитываете      пять   несовершенныхъ         государствъ,                              души    гражданъ,      велѣдствіе      того,   что   извѣстный      образъ    прав-
                    несовершенныхъ           образовъ      правленія,      и  въ   слѣдующемъ        по-                            ленія   соотв тствуетъ      ему.
                                                                                                                                                   ѣ
                    рядкѣ      по    степени      ихъ    достоинства,       бЬлыпаго       или     мёнь-                                 Въ    ряду    этихъ    несовершенныхъ          образовъ     правленія     нѣ тъ
                    шаго    удаленія      отъ    совершенна™          образа     правленія:      1) мо-                             монархіи;     это   потому,    что здѣсь      Платонъ    монархію       собственно
                    нархія;    2)  аристократія,       3)  демократія;     4)   олигархія;     и  5)  ти-                           причисляете        къ   совершеннымъ          образамъ      правленія.      Теперь
                    раннія.                                                                                                         спрашивается,       какъ     опредѣляетъ       Платонъ     въ                 „Го-

                          1)  Монархгею        Платонъ     называлъ     царское     правленіе,     прав-                            сударство"       всѣ    эти   четыре      несовершенные         разговорѣ   правле-
                                                                                                                                                                                                    образа
                    леніе    царя,    господствующа™           на   основапіи      законовъ      и  пра-                            нія?    1)   Тимократія        (тиме—честь)        есть    такой     несовершен-
                    вящего     согласно     съ  волею    гражданъ.      2)  Ариетократгею           Пла-                            ный   образъ    правлеыія,     когда   въ  государствѣ     преобладаете      често-
                    тонъ    называлъ       правленіе      лучшихъ      людей,      въ  смыслѣ      бога-                            любивый     воиискіп    духъ—мужество,         не подчиняющееся          мудрости,
                    і йшихъ,      правящихъ        однако      на    основаніи     законовъ      и   со-                            a  слѣдовательно       и  философамъ.        2)  Олигархія—       когда   въ   госу-
                     ѣ
                    гласно    съ    волею     гражданъ.       2)   Олигархгею        Платонъ      назы-                             дарствѣ    владычествуютъ         богатые,    т.-е.   богатые    матеріалъными,
                   валъ     правленіе      немногихъ,       правящихъ        государствомъ       не   на                            чувственными        благами,      къ   которымъ      стремится      худшая,     не-
                   основаніи      законовъ      и   противъ      воли   гражданъ.       4)   Демокра-                               разумная     часть   души.    3)   Демократія,      когда   изглаживаются       всѣ
                   тіею     Платонъ     называете       общенародное,        всенародное       правле-                              добродѣтели,       следовательно        и   праведность,      ибо    праведность
                   ніе,   когда    править      весь   народъ     на   основаиіи     закона     (закон-                             есть  единство     всѣ хъ   добродѣтелей,     —сл довательно         здѣсь    вовсе
                                                                                                                                                                                       ѣ
                   ная     демократія)      или    безъ    закона      (незаконная       демократія).                               не  осуществляется        правда    и справедливость,      а,  напротивъ,     цар-
                   5)   Тиранніею       Платонъ     называете     гіравленіе    одного    физическаго                               ствуете     неправда     и  несправедливость,         но   притомъ     такъ,    что

                   лица,    въ  этомъ     смыслѣ     подобна™      царю,     но  правящаго       не  на                             она    является     раздробленною         межд}     массами,      изъ    которыхъ
                   основаніи     законовъ     и   противно     волѣ    гражданъ.                                                    образуется     народъ.    Зд сь    нельзя    сказать,   чтобы    одинъ    кто-либо
                                                                                                                                                                 ѣ
                        Всѣ    эти    несовершенный         государства      можно      привести     къ                             былъ   самый    неправедный,—напротивъ,              зд сь  равно    неправеденъ
                                                                                                                                                                                           ѣ
                   тремъ    слѣдующимъ         главнымъ      родамъ:      1)  единовластие,       прав-                             весь   народъ.    Съ    этимъ   стоить    параллельно       то  состоя nie   дунш,
                   леніе  одного     физическаго     лица,    законное    (монархія)     и   беззакон-                              когда   въ  ней  разъединены      всѣ  части  ея,  когда   низшія,   чувственныя
                   ное   (тираннія);     2)   многовластіе—       правленіе     п сколькихъ       лицъ                              пожелаиія     владычествуютъ        надъ   высшими       частями    души,     когда
                                                                                  ѣ
                   законное    (аристократія)      и незаконное      (олигархія);    3)  демократгя,                               въ   душѣ     нѣ тъ  умѣренности.      4)  Тираннія—когда         въ   государствѣ
                   всенародное     правленіе     съ подраздѣленіемъ         на  два  вида:   законное                              владычествуете       одно   физическое      лицо,   тираннъ,     въ  которомъ    со-
                  всенародное      правленіе      и  незаконное      (охлопратія).      Всѣ   эти  на-                             средоточивается         вся    неправда      и   несправедливость,         который

                  званія   объясняются       сами   собою.    Монархія—моносъ—одинъ;               ти-                              управляете      эгоистически,       только    для   своего     индивидуальна™
                  раинія —    тираннъ     —   господинъ      рабовъ;      аристократія—аристой,                                    блага.    Съ   эгимъ    стоите    параллельно      то   состояніе    души,     когда
                  лучшій;    олигархія—олигой—немногіе;                демократія—демосъ—на-                                       вся   она   порабощена         чувственными       страстями,      эгоистическими
   382   383   384   385   386   387   388   389   390   391   392