Page 383 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 383

питаніе,    образъ    ЖИЗНІІ     и   занятія     гражданъ       двухъ     высшихъ                             возникнуть      идеальное     государство.      Для достиженія        другой    бли-
                      классовъ,     но  даже    и    самое     рожденіе     ихъ; a     затЕмъ,     сверхъ                          жайшей      цЕли    Платонъ      требуетъ,     чтобы    самое    рожденіе      граж-
                     этихъ     учрежденій,      ІІлатонъ     не  поставляет!      никакихъ      законовъ                            данъ   подчинялось      прямымъ      распоряженіямъ        правителей.      Прави-
                     для    идеальнаго     государства,      ибо   гдѣ   люди    не   таковы,     какими                           тельство     должно     не   только     опредЕлить       число    людей,     больше
                     они    должны     быть,    тамъ    безполезны       и   самые    лучшіе     законы;                           котораго      ихъ   не   должно     рождаться,      но  и   самый    возрастъ     для

                     a   гдЕ   люди    таковы,    какими     они   должны     быть,   тамъ   они   всегда                          рожденія      дЕтей:    для    мужчинъ      отъ   2 5  до   5 0  л.,  а  для    жен-
                     найдутъ     и   хорошіе     законы     отъ   правителей.     Впрочем!      Платонъ                            щинъ—отъ         2 0   до  4 0  лЕтъ.    Наконецъ      правители      должны     сво-
                     опредѣляетъ        рожденіе,      воспитаніе,      образъ     жизни      и  занятія                           дить   родителей     въ   соотвЕтствіе:     лучшихъ     женщинъ       съ   лучшими
                     гражданъ       только    для   двухъ     высшихъ      классовъ.     Относительно                              мужчинами,       и   отбирать      дЕтей    отъ   родителей      тотчасъ    по    ихъ
                     же   ^прочей     массы     народа      онъ    предполагает!         достаточным!                              рожденіи.      При этомъ        правительству       Платонъ     позволяет!     упо-

                     и  обыкновеннаго        воспитанія,      образа    жизни,     и  не   поставляет!                             треблять     обманъ,     съ  тою     благою    цЕлью,      чтобы    получить     отъ
                     ничего   особенна™      относительно      ихъ   рожденія.    Платонъ     требуетъ,                            хорошихъ        родителей      больше     дЕтей.     Платонъ     даже     требуетъ,
                     чтобы    все   сюда    относящееся       было    опредѣляемо       самимъ    этимъ    /                       чтобы     дЕтей,     родившихся        отъ    худшихъ       родителей      или     отъ
                     низшимъ      классомъ      гражданъ.      Аристотель       даже    говоритъ,    что                           недозволенной       правительством!         половой     связи,   вытравлять еще
                     Платонъ     предоставляет!        эту   массу   народа     самой    себ ,    за  чтб   !                      въ   утробЕ    матери,     а  если   они родятся,       то   бросать   ихъ.
                                                                                             ѣ
                    и   упрекаетъ      Платона.     В ъ  самомъ     дѣлѣ    Платонъ      предполагал!

                    даже    въ   своемъ    идеальном!       государствѣ ,     что   большинство      бу-                                Б.   Воспитаніе.        Въ   этомъ     отношеніи      дѣло    правителя     со-
                    детъ    покоряться       чувственности,       но   прибавлялъ,      что   эти    чув-                          стоит!    въ   томъ,   чтобы    дЕти,    рождепныя      для   государства,     были
                    ствешшя        пожелапія       должны      быть    умѣряемы       умомъ     и  серд-                           воспитаны      для   него   и   имъ самимъ,       т.-е. для     верховной      цѣли
                    цем!   меньшинства,       выешимъ     классомъ.     Такое   свое   предположевіе                               государства,     общей     государству      и  гражданам!,      для   осуіцествле-
                    Платонъ       доводит!     даже     до   того,    что   говоритъ:     какова     бу-                           нія   правды     и  справедливости.       Но    это   возможно      только    тогда,

                    детъ   масса    народа,     это  безразлично      для   государства,      лишь   бы                            когда    дЕти   получатъ     воспитапіе     чисто  общественное.        По   ученію
                    меньшинство        было     добродѣтельно,        лишь     бы   правители      были                            Платона,     дЕло    правителя,      съ первой    минуты     рожденія     ребенка,
                    праведны,      а  воины      мужественны         и   умЕренны.       Разсмотримъ                               тотчасъ     взять    его    отъ    родителей      въ  общественное        воспита-
                    теперь     эти    государственныя         учрежденія,       которыми       Платонъ                             тельное    заведеніе,    гдЕ   находятся      готовыя     кормилицы        и  педа-
                   хот лъ      обезпечить     сохраненіе       добродЕтели      въ   высшихъ       клас-                           гоги;   затЕмъ    дальнЕйшая       участь     дЕтей     находится      въ   рукахъ
                        ѣ
                                                                                                                                                                                                        позаботиться
                                                                                                                                                                                            должны
                   сах!,    а  вмЕстѣ     съ  тЕмъ    и  сохраненіе     добродЕтели      государства.                              правителей      государства;     вообще    правители    ихъ   родители,    а  роди-
                                                                                                                                                                    признавали,
                                                                                                                                                        дЕти
                                                                                                                                                                не
                                                                                                                                                                                      кто
                                                                                                                                      томъ,
                                                                                                                                   о
                                                                                                                                               чтобы
                         А.   Рожденге      дѣтей.     Дабы     возможна     была    такая    государ-                             тели—кто       ихъ   дЕти,     дабы   всЕ    граждане       считали     себя род-
                   ственная      жизнь,      какую     Платонъ       требуетъ     для    своего   иде-                             ными.     По    окончательном!         воспитаніи,       не   самъ    гражданин!
                   альна™       государства,      онъ    считаетъ     необходимым!,         чтобы    с ъ                           выбираетъ      себЕ     классъ,    а   правительство       должно      причислить
                   одной    стороны      были    устранены      изъ  этого   государства     всЕ   про-                           его   къ   тому    или другому        классу,    руководствуясь       его   природ-
                   тивные      такой     жизни     элементы,       а   затЕмъ    чтобы,    съ   другой                             ными    дарованіями       и  результатами       его  воспитанія.     Это   потому,
                   стороны,      было     обезпечено       рожденіе      соотвЕтствуюіцаго         этой                           что    Платонъ     считаетъ     самымъ     важнымъ      для  государства,      чтобы
                   жизни     поколѣнія,     ибо изъ      негоднаго      матеріала      ничего     хоро-                           всЕ   дЕла    его   исправлялись        людьми     особенно     годными      къ из-
                   ша™     нельзя     получить.      Словомъ,      перваго     условія    для    дости-                           вЕстному      роду   дЕлъ.    Чтб   касается     воспитанія    средняго      класса,

                   женія     ближайшей       цѣлп     Платонъ       надѣ ется     достигнуть      тЕми                            то   Платонъ     считаетъ     для    него   достаточным!       обычныхъ      у  гре-
                   принудительными          мЕрами,      посредствомъ        которыхъ      онъ    совЕ-                           ков!    общеобразовательных!           предметовъ      музыки     и   гимнастики;
                   туетъ   очистить     государство      отъ   негодныхъ       людей,    дабы    могло                            при    этомъ    Платонъ     только    требуетъ,     чтобы   этотъ   классъ   учился
   378   379   380   381   382   383   384   385   386   387   388