Page 378 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 378

ходимо  требуетъ  абсолютнаго  верховная  владычества  фило-  кія  лекарства;  онъ  не  умѣетъ  льстить  всякой  ихъ  наклонности
 софіи,  какъ  основы  политики,  въ  смыслѣ  правленія  идеальнымъ  и  удовлетворять  всѣмъ  ихъ  пожеланіямъ;  онъ  воспитываете  ихъ

 государствомъ.  Поэтому  казалось  бы:  1)  все  равно,  не  только  для  мудрости,  добродѣтели,  въ  строгой  школѣ.  Можно  ли
                                                                                            иослѣ
 какими  мѣрами,  но  и  въ  какой  формѣ  правленія  будетъ  до-  этого  ожидать,  чтобы  это  восиитаніе  понравилось  съ  самая
 стигнута  ц ль  идеальнаго  государства,  т.-е.  мало  нужды,  каза-  начала  тѣмъ,  которые  чрезъ  пего  должны  быть  приведены  къ
 ѣ
 лось  бы,  до  того,  будутъ  ли  правители  править  государствомъ  мудрости,  добродѣтели.  A  нотом£)ІІлатонъ  считалъ  возможнымъ
 съ  добровольная  согласія  управляемыхъ,  или  противъ  ихъ  воли,  на  самомъ  осуществленіе  идеальная  государства,  если
                                ѣ
                              д лѣ
 употребляя  кроткія  мѣры  убѣждепія  или  строгія,  насильствен-  правители  философы,  посвягивъ  себя  служенію  и  спра-
                                                                               правдѣ
 ный,  принудительный  мѣры,  принужденія.  2)  Все  равно,  каза-  ведливости,  начпутъ  съ  того,  что  изгонятъ  изъ  государства  не-
 лось  бы,  будутъ  ли  править  государствомъ  философы-правители,  годпыхъ  граждант»,  a  дѣтей  ихъ  возьмутъ  на  свое  попеченіе,
 связанные  твердымъ  закономъ,  или  не  будучи  имъ  связаны.  совершенно  устранивъ  прежній  образъ  ихъ  жизшг  и  воспи-
 3)  Будутъ  ли  правителями  люди  богатѣйшіе  въ  ясударствѣ ,  тывая  ихъ  согласно  съ  началами  мудрости  и  доброд тели.(Та#ъ
                                                                                    ѣ
 или  же  б дные  граждане.  Наконецъ  4)  будетъ  ли  править  всего  скор е  и  легче  возникаете  идеальное  государство,  кото-
 ѣ
 идеальнымъ  государствомъ  одно  физическое  лицо,  или  нѣ сколько  рое  и  само ѣ  будетъ  счастливо,  и  принесете  наибольшую  пользу
 физическихъ  лицъ,  или  весь  народъ.  Все  это,  казалось  бы,  народу.  Дал е,  истинный  политикъ  пе  примете  въ  свое  госу-
                              ѣ
 безразлично  для  государства,  лишь  бы  только  правители  были  дарство  дурныхъ  людей,  какъ  негодный  для  него  элементе.
 искусные,  руководимые  мудростью,  съ  истиннымъ  философскимъ  Кто  неспособенъ  быть  по  своей  воепитаипымъ  для
                                                             природѣ
 знаніемъ  идеи  добра,  правды  и  справедливости  и  съ  истинною  доброд теіи  философской,  того  истинный  политикъ  изгоняете
                      ѣ
 философскою  добродѣтелыо,  и  притомъ  правили  бы  государствомъ  изъ  государства  или  казните  для  блага  государства.  Кто  же
 въ  виду  осуществлен!?  верховной  цѣли  государства.  Въ  самомъ  не  можетъ  возвыситься  къ  истинному  зианію,  мудрости,  того  онъ
 д л ,  Платонъ  въ  разговорѣ  „Политикъ"  выражаетъ,  что  это  обращаете  въ  рабство,  ибо  такой  человѣкъ  по  своей
 ѣ
 ѣ
                                                                                        природѣ
 все  равно.  Однако  Платонъ  говоритъ  такъ  только  съ  тою  уже  рабъ.  Словомъ,  ІІлатонъ  говоритъ,  что  идеальное  государ-
 цѣлью,  чтобы  истинный  политикъ  воздерживался  отъ  смѣшенія  ство  не  можетъ  возникнуть  безъ  коренпыхъ  принудительныхъ,
 того,  чтб  существенно,  необходимо  для  государства  идеальнаго,  насильствеиныхъ  мѣръ;  но  онъ  прибавіяетъ,  что  когда  оно  уже
 отъ  того,  чтб  случайно  для  него,  отъ  случайныхъ  мѣръ,  спо-  возникло,  то  ни  въ  какомъ  государствѣ  нельзя  будетъ  найти

 собовъ  правленія  и  образовъ  правленія.  При  ближайшемъ  изслѣ-  того  взаимная  согласія  между  гражданами,  единства,  мира  и
 дованіи  м ръ,  способовъ  и  формъ  правленія,  онъ  самъ  нахо-  общая  довольства,  какъ  именно  только  въ  такомъ  государств'!».
 ѣ
 дить,  что  вопросы,  которые  находятся  въ  связи  съ  этимъ,  не  Второй  вопросър  должны  ли  философы-правители  править  го-
 такъ  маловажны,  какъ  можетъ  показаться  съ  первая  взгляда;  сударствомъ  связанные  твердымъ  закономъ,  или  безъ  закона?
 а  потому  оиъ  и  старается  рѣшить  тѣ  четыре  вопроса,  о  кото-  Хотя  сперва  ГІлатонъ  считалъ  это  безразшчнымъ,  но  впослѣд-

 рыхъ  мы  только-что  упомянули.  Что  касается  первая  вопроса:  ствіи  у  него  оказывается,  что  было  бы  нехорошо  ограничи-
 должны  ли  правители  править  государствомъ  согласно  съ  волею  вать  дѣятельность  истинно-мудрая  философа  закономъ,  всл д-
                                                                                               ѣ
 управляемыхъ,  или  же  противъ  ихъ  воли,  употребляя  не  однѣ  ствіе  свойства  самого  закона.  Законъ,  въ  самомъ  дѣлѣ,  есть
 только  мѣры  уб жденія,  но  и  принудительный,  то  ГІлатонъ  ду-  нЬчто  всеобщее,  и  потому  онъ  не  можетъ  быть  примѣнимъ
 ѣ
 малъ,  что  нельзя  над яться,  чтобы  когда-либо  могли  быть  вве-  къ  своеобразности  единичныхъ  личностей  и вполнѣ  слу-
 ѣ
                                                                            единичныхъ
 дены  въ  массу  народа  истинно-государственный  учрежденія  чаевъ;  оставаясь  неизмѣнными,  законы  не  могутъ  идти  рядомъ
 безъ  всякая  насилія  со  стороны  правителей.  Напротивъ,  по-  съ  измѣняюіцимися  обстоятельствами,  такъ  что  законы  въ  иде-

 добно  врачу,  правитель  часто  прописываете  подчиненнымъ  горь-  алыюмъ  государствѣ  были  бы  не  только  безполезиы,  но  даже


                                                                                        24*
   373   374   375   376   377   378   379   380   381   382   383