Page 380 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 380

(
 и  вредны  для  государства. S y m t  вопросъ:  кто  долженъ  пра-
                             бываетъ
                                         способенъ
                                                        къ
                 природе
                                                             одному
                                                                       роду
                                                                               д лъ,
                                                                                 ѣ
 вить  государствомъ—богатые  или бѣдные?  Что  касается  раз-  тому,  преобладаете  ли въ немъ  умъ,  сердце  или  сила смотря  по
                                                                                          чувствен-
 личія  между  богатыми  и  бѣдными,  то  и  Платону,  не  хуже
 насъ,  было  извѣстно,  какъ  бываетъ  опасна  для  государства  ныхъ  пожеланій.  Поэтому  для  дѣятельности  граждапъ  госу-
                                                                                            каждый
                                                             труда;
                                                                       слѣдовательно
 вражда  между  богатыми  и  бѣдными,  и  потому  онъ  старается  дарства  необходимо  раздѣленіе государству  т мъ,  къ  чему  онъ
                                              служить
                гражданинъ
                                  долженъ
 въ  своемъ  идеальномъ  государствѣ  уничтожить  ее  въ  самомъ-           ѣ
 корн —учрежденіемъ  общности  имущества,  коммунизмомъ;  а ъ   наиболее  годенъ  по  своимъ  гірироднымъ  способностямъ  и  обра-
 в
 ѣ
                                       не
                                           долженъ
                                                                       за
                                                                           предѣлы
                                                        выступать
                                                                                        этого
                             Никто
                                                                                               осо-
 подзаконномъ  государствѣ  онъ  старается  ограничить  частную  зованію.  дѣла,  призванія;  а  потому  правленіе  государствомъ,  съ
                бенна™
 собственность  настолько,  чтобы  она  была  безвредна  для  госу-
                                                           отъ
                                                                                     внутрениихъ
                                                                    ѣ
 дарства.  Наконецъ  четвертый  вопросъ)  кто  долженъ  править  •одной  стороны,  и  защита  его какъ  вн шнихъ  и дѣла,  должны
                                 другой
                             съ
                                           стороны,
                                                                        разныя
                                                                  два
                враговъ,
 государствомъ—одно  ли  физическое  лицо,  или  н сколько  фи-
 ѣ
 зическихъ  лицъ,  или  весь  народъ?  Какъ  ни  безразлично,  по  быть  ввѣ рены  разнымъ  лицамъ.  Такъ  и  удовлетвореиіе  физи-
                                                                средствъ
                                                                                            удовле-
                                                  добываніе
                                               и
 мнѣнио  Платона,  число  лицъ,  правлщихъ  государством^  но  ческихъ  потребностей отдѣленное  отъ  перваго, для  этого быть  воз-
                                                                              должно
                                     дѣло
                             какъ
                творенія,
 Платонъ  былъ  убѣжденъ,  что  большинство  людей  не  будетъ
 истинными  политиками,  правителями  государства;  это  потому,  что  ложено  также  и  на  отдѣ льныхъ  людей,  ибо  граждане  перваго
 Платонъ  считалъ  достаточнымъ  для  своего  идеальнаго  государ-  и  второго  рода  должны  имѣть  попеченіе  объ  обществениыхъ
 ства  тысячу  взрослыхъ  индивидовъ.  Вотъ  изъ этой-то  тысячи  дѣ лахъ.  Въ  этомъ  отношеніи  называете  ихъ  Платонъ  стражами,
 едва  ли  найдется  одинъ  десятокъ лицъ,  которыя  могутъ  быть  истин-  оберегателями,  охранителями  государства.  Граждане  же  второго
 ными  правителями,  а  потому  ГІлатонъ  ограничиваете  властво-  рода,  занимающееся  удовлетвореиіемъ  жизненныхъ  матеріаль-
 ваніе  только  однимъ  физическимъ  лицомъ,  или, по  крайней  ныхъ  потребностей,  матеріальыымъ  физическимъ  трудомъ,  должны
                                                                такъ
                               отъ
               отделяться
 м р ,  весьма  немногими  физическими  лиітади;  объ  этомъ  гово-  два  рода  дѣлъ,  стражи.  Наконецъ, ГІлатонъ какъ  стражи  имѣютъ
 ѣ
 ѣ
                                          и
                                                                          отличаете
                                             между
                                                      ними
                                     то
                                                                                        гражданъ-
 ритъ  Платоиъ  въ разговорѣ  „Политикъ".  (Если  затѣмъ  въ  раз-  правителей  и  граждаиъ-неправителей,  но  помогающих!»  имъ
 говорѣ  „I осударство"  число  правителей  у  него  и  многочислен-  въ  правленіи  т мъ,  что они занимаются  защитою  государства
 н е,  то  все-таки  оно  составляете  весьма  небольшую  часть  ѣ
 ѣ
                         ѣ
 всего  населенія  государства;  но  притомъ  это  большое  число  отъ  вн шнихъ  и  внутрениихъ  враговъ.  На  этомъ  основаніи
 правителей  становится  возможнымъ  въ  идеальномъ  государстве  всѣ  граждане  дѣлятся  на  три  класса  (въ  идеальномъ  государ-
                   ѣ
 потому,  что  зд сь  есть  гарантія,  состоящая  въ воспитаніи  граж-  ств ):  1-й  классъ—высшій,—это  начальствующіе,  правитель-
 ѣ
               ствующіе;
                                                                                        стражами
                                                                       называются
                                       ѣ
 данъ  философіею,  такъ  что  правители  эти  будутъ  въ  самомъ  государства, они  вм сгѣ  со  2-мъ классомъ класса  они  называются
                                     въ
                                          отличіе
                                                             2-го
                                 по
                                                      отъ
 дѣлѣ  философами.  Поэтому  Платоново  идеальное  государство  совершенными стражами.  Они  суть  и правители,  и  учители,  вос-
 можетъ  быть  только  аристократіею,  въ смыслѣ  Сократовомъ,  т.-е.
 правленіемъ  лучишхъ  л ю д е й , - а  это  суть  философы.  ІІритомъ  питатели  граждапъ.  2-й—средній—классъ  суть  ихъ  помощники
                                                                                               ра-
                                              3-й—низшій
               —воины.
                                                                 классъ—землед льцы,
                              Наконецъ,
 какъ  въ  душѣ  человѣка  должна  властвовать  мёньшая  часть—                      ѣ
 умъ,  такъ  и  въ  государствѣ  власть  должна  принадлежать  мень-  бочій  людъ,  занимающійся  матеріальнымъ  трудомъ  занимаю-
 шинству,  т.-е.  философамъ.  Такой  аристократическій  образъ  щіеся  ремеслами  и  промышленностью;  они  суть  лица  под-
 правлеыія  идеальнаго  государства  Платоиъ  определяете  ближай-  начальныя,  подчиненныя  двумъ  высшимъ  классами;  это  на-
 ншмъ  образомъ  такъ:  всякое  дѣло  выполняется  лучше,  если  ему  родъ  въ  собственном^  смыслѣ.  ІІо  ученію  Платона,  сама при-
 посвящаете  себя  челов къ  нераздѣльно,  нежели  если  онъ  будетъ  рода  даетъ  основу  для  этого  различія  граждапъ,  раздѣляя
 ѣ
 разс еваться  разными  дѣлами,  такъ  какъ  человѣкъ  по  своей  ихъ  на три  класса,  возвышая  однихъ  умомъ,  мудростью,  дру-
 ѣ
              гихъ    мужествомъ,       лучшею     неразумною       частью    души.    Это   выра-
   375   376   377   378   379   380   381   382   383   384   385