Page 375 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 375

ховная,     истинная     цѣль    государства      состоит®     въ   осуществлен!*                          всегда    оно   есть               и  практическое,       т.-е.   осуществляемое
                    в®   немъ    идеи    добра,   правды     и   справедливости;       если    в Т э Г ь                       на   самомъ      дѣлѣ;  вмѣстѣ    что    такое    спеціальное      знаніе,     такая
                                                                                                                                                        такъ
                    состоит®     его   истинная     сущность,       нонятіе,     внутренняя       нрав-                        наука     правленія      государствомъ,       можетъ      быть     приводима      въ
                    ственная     необходимость,       то   очевидно,     что'   г о с у д а р с т Г ' м о ж !                  исполненіе      только    философами.       Вотъ    почему    въ  истинном®      го-
                    состояться,     получить     бытіе    при   т хъ    же   услов^хъ      и  при ѣ    Т                       сударств'!;,   осуществляющем®           идею    добра,     правды     и  справед-
                                                                                                   д
                                                                  ѣ
                    ствіи   тѣ хъже     сил®,    которыя     дают®     бытіе   истинной,    ф и н -                            ливости,     водворяющем®         и  сохраняющем®         ее   какъ    свою    вер-
                    ской   добродѣтели,       ибо     только     въ  такой    добродѣтелн       Г о л н ѣ                      ховную      ц ль,    т.-е.  въ   идеальном®       государств ,     долженъ     вла-
                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                                                              ѣ
                     Г   к    ~    Я      И Д Ѳ Я  Д О б р а '  П р а в д а  И  -р-едливость;       на                         дычествовать      философъ,      или,   какъ    говоритъ    Платонъ,     царствен-
                   только    и   есть   полная,     истинная      и   совершенная       праведность                            ный    мужъ,    разумно     владычествующій,        искусство     котораго    пра-
                   Но    единственное,      что   можетъ      служить     основою      для   философ!                          вить  государствомъ      Платонъ      называет®     „царским®      искусствомъ".
                    кои   добродѣтели,       чтб   можетъ    сдѣлать   ее независимою        L    чуж-                         А   потому    въ   разговорѣ     „Государство"       Платонъ     заключает®     всѣ
                   дых®     ей    мотивов®      (награды      и   страха)     и  отъ    случайностей                           эти   мысли     о  происхожденіи        и  цѣли     государства      такими сло-
                   обычной      добродѣтели,       основанной       только    на   представлен^       о                        вами:    „пока    въ   государствѣ      философы      не   будут®     властвовать,

                   томъ,  что   есть   добро,    и  потому   нетвердой,      словомъ^единствен-                                какъ    цари,   царствовать,      или    пока    нын шніе       цари    не   будут®
                                                                                                                                                                                     ѣ
                                                                                                                               философами,       пока   государственная        власть    и   философія     не   со-
                                                                                        ь
                                                                                                    по
                                                                                               это
                                                               ° °
                  у ч е % Г п Г а т Г а \ г °  б е З П 7  И Т Ь  знаніе С  идей  добра,  - правды , и  сг  юа-                 единятся     во-едино,    дотолѣ     и  государство,      и  весь   родъ   человѣ-
                                                                             ^
                                                                   Ф С К у Ю
                                                          Ф И Л
                                          философія,
                             Блатона,
                     дливости.     Тогда    только    верховная       цѣль   roc дарст     а  можетъ                           ческій   не   жди    конца      злу, бѣдствіямъ,       и  изображенное         нами
                  быть    достигнута      конечная      задача    его   существовала,        дѣ ятеГь-                         государство      дотолѣ     не   родится,      насколько      это  возможно,      не
                  ности    можетъ      быть    разрѣшена,        идея   добра,    правды      испра-                           увидит®     солнечнаго       свѣ та".   Этими     заключительными          словами
                  Г     Г     ~     Ъ        б Ы Т Ь  °  С у Щ е С Т В  «  -    rocyîapLi,       Z Z                           разговора     „Государство"        дѣлается     переход®     къ Платонову       уче-
                                                                                                                                                                        ѣ
                  все   въ    нем®,     внутри    и   въ  его    деятельности.       жизни     будетъ                          нію   объ   идеальном®      государств ,     ибо   этими   словами    освѣщается
                 основано       на   истинном®        знаніи    верховной       идеи    добра   и  на                         все   это   ученіе,   которое    не   можетъ     быть   выразумлено       безъ   той
                 философской        добродѣтели,     на   философіи.      Тогда    въ   государств*                           мысли,     что   Платоново     идеальное      государство      есть   государство,
                 в  якое    учрежденіе      и   все   его  устройство      и   уиравлені<Гбуду       ъ                        правимое       истинными        философами,       правимое     ими     безусловно,
                 всходить     изъ   истиннаго      знанія;   тогда    только'возможно         будета                          безъ     посредства      закона,     или    истинные      правители       котораго,
                                                                                                                                                 суть
                                                                                                                                                                                                       верховной
                 со  стороны      государства      н  его   граждан®       служеніе      верховной                            политики       и  правды   философы,       какъ     представители       божествен-
                                                                                                                                      добра,
                                                                                                                                                           и
                                                                                                                              идеи
                                                                                                                                                                                     верховна™
                                                                                                                                                              справедливости,
                                     '
                 до  н Г п п я  4    и  С Т Р Ш Л е Н І е  К Ъ  В ° тогда  только  с о х Р ненію  идеи и                      на™     ума,    как®    верховнаго       принципа      всей    Платоновой       фи-
                                                                            И
                                                               Д В О р е н І Ю
                                                                                    а
                 доора,
                          правды
                                                                                можно
                                        справедливости;
                                                                                          будетъ
                государству,      и   его  гражданам®       постоянно      и во всемъ     имѣть   въ                          лософш.      Такъ     мы    переходим®        отъ    введенія     въ    Платонову
                ВИДУ    только   эту  верховную      ц ль;   тогда   только    возможно       будетъ                          политику,     отъ ученія      о  происхожденіи        и   цѣли    государства     къ
                                                       ѣ
                                                                                                                                                                                        ѣ
                  ~             Г      Ц Ѣ Л И "  А  П ° Т 0 М У  ° С И О В И О е '  Ііе °бходимое  пред-                     ученію    Платона     объ    идеальном®     государств ,     къ ученію      о  прав -
                і м Г ь         Т      Г °  С у Д а р с т в а  е с т ь  безусловное  владычество  в®                          леніи   идеальна™        государства?^
                нем®    философш;       а  если  такъ,  то, слѣдовательно,       основное     пред-                                2.   Учете     Платона       объ   идеалъномъ       государствѣ.(Ши          до
               положена       для истиннаго        государства     есть   владычество      въ  нем®                           сихъ    поръ    видѣли,    что, по     ученію    Платона,     верховная,      суще-
               философовъ,       какъ    людей    истинно-знающих®          идею   добра,    добро-                           ственная,     истинная       цѣль     государства      есть  идея    добра,    какъ
               дътельныхъ.        Почему?       Потому      что    съ   одной    стороны     знані                            правда     и   справедливость;         въ   осуществленіи        этой    цѣли     въ
               не   может®     быть    отдѣлено     отъ   личности      знающаго       а  съ   дру-                           дѣйствительности       полагал®      Платой®      благо   и  государства,      какъ
               гой   стороны     знаніе    не   можетъ     быть    только    теоретическим®,       а                          цѣ лаго,    и   его    гражданъ.       Но    достиженіе      этой    цѣли     необ-
                                                                                                                                      III                                                                24
   370   371   372   373   374   375   376   377   378   379   380