Page 371 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 371
впадаете ѵ п Г В Д Н И С п р а в е д л и в о с ™ > « » ъ добродѣтели, со- мымъ свою сущность, понятіе, изображаете идею, исполняете
— , У ! ' ™ , а ? в е Р х о в " ™ идеею добра, съ „стишшмъ свое призваніе. Ä по ученію Платона, если существуете госу-
ть какъ л о б п ? Г Д е Л Ь ' П р а в е д н о с т ь > правда и справедли- дарство, выражающее свою идею и исполняющее свое призва-
вость, какъ добродѣтель, опредѣляются у н е г о - ч т б мы также ніе, осуществляющее правду и справедливость, добро, то оно
тво > в с Г й Т ! П С И Х И Т ° ' Д У Ш е В Н ° ' н Р а в с т в е н н о е соверТеГ существуете такимъ единственно потому, что есть души, кото-
е
е
ство всен души человѣ ка, со всѣми ея частями. Поэтому добро- рыя хотятъ только правды и справедливости, добра, которыя
детель, добро, нравственность есть само но себѣ совершенство въ хотятъ быть, пребывать въ государств* для того, чтобы найти
удовлетворены
ѣ
в с е Г д Г и ° Н о 0 Т Я 0 Ш е Н І И ' В Н у Т р е и е е совершенна Г с Г я н е зд сь не только физическое самоудовлетвореніе, ради физиче-
Р
Н
физическимъ
своимъ
потребностямъ,
только
не
всей души. Но изъ такого совершенна™ внутренняго добро-
в ^ Г и ° ; т е П Р а В е Д Н а Г 0 С С Т 0 Я Н І Я Д У Ш И Н е к а Z "мы ской необходимости, но чтобы найти здѣсь и высшее самоудов-
°
Г н н о й Т Н И т е Г ° И И 0 Г °' К Р ° М Ѣ д о б Р ° д ѣ т е л ь н о й , совер- летвореніе, удовлетвореніе своимъ высшимъ политическим^
такой к і Н р а в с т в е н н 0 м ъ п о т е ш и вн шней д ятекности, нравственнымъ потребностямъ, для нравственной необходимости.
ѣ
ѣ
такой, которою осуществляется, выражается идея добра или Слѣдовательно правда и справедливость есть верховная, истин-
ная цѣль не только государства, какъ ц лаго. но и гражданъ
ѣ
Г ѵ Г и с 1 С П Р а В е Д Г 0 С Т Ь ' n ° 9 T 0 M D В е р х о в н а я > истинная цѣль
государства, онредѣляется у ПлаГона окончательно такъ- она въ немъ; оно есть общая имъ цѣ ль, относительно которой и
о) состоитъ въ осуществлены въ государств*, какъ цѣло ™ все государство, и всѣ граждане суть равно средства къ ея
достиженію, осуществлена идеи добра, правды и справедливо-
Г Т Г О Э І М Ѵ къ Р а Ж Д а Н а Х Ъ И Д е И Д О б р а ' п р а в д ы и справедливости сти, къ водворенію и сохранение между людьми, среди нихъ
(Поэтому къ такому осуществленію идеи добра, правды и спра- того абсолютнаго верховнаго владычества, которое принадле-
ведливости и приводится, сводится и истинное счастіе, и добро-
детель вообще, праведность „ государства, какъ іѣ лаго" и жите идеѣ добра, какъ верховной идеѣ во всемъ мірѣ, и
его гражданъ въ немъ, ибо осуществленіемъ щей добра правды идеальномъ, и чувственномъ. Другими словами, и государство,
и справедливости, „ достигается истинное счастье госуТ и его граждане должны быть вѣрными изображеніями этого
первообраза и внутри себя, т.-е. государство въ своемъ прав-
Гв ыпа жя Г Р а Ж Д а Н Ъ В Ъ Н е М Ъ " А С Ъ Д Р У Г О Й стороны, и м лены, внѵтреннемъ устройств*, а граждане—въ своей душ*, и
а
И
с т в е н н о і И В Ъ Ж И З Н И Г Р а Ж Л а Н Ъ И Х Ъ д о б Р^те"ль, ихъ нрав- внѣ себя,"во всей своей дѣятельности и жизни, т.-е. государ-
крагкимт ойп І Ъ В е Р Х 0 В Н а Я Ц Ѣ Л Ь г о с У д а Р с т в а можетъ быть ство—въ своемъ управленіи, а граждане—въ своихъ поступ-
краік„ м ъ образомъ выражена такъ: она состоите въ осу- кахъ, д яніяхъ. В ъ этомъ смысл* они должны—и это ихъ
ществлены идеи добра или правды и справедливости Но изъ ѣ
этого сл дуетъ, что государство есть только необходимое у ! - нравственный долгъ—уподобляться божеству, т.-е. вся^ ихъ
ѣ
уществлешя идеи добра, правды и справедлиі внутренняя и вся ихъ вн шняя жизнь должна быть боже-
ѣ
Слѣдовательно правда и справедливость осуществляется чрезъ" ственною, идеальною, сообразною съ верховною идеею добра.
Слѣдовательно граждане должны быть добрыми и правед-
rZZl °н о П 0 Э Т 0 М У ° П а н е е С Т Ь - ь Г о Е ными, въ себѣ самихъ осуществляющими, водворяющими и
Г
С УДаРСТВа:
щая емѵ б и і M " 1 4 " 1 1 3 ' n p 0 f I 3 E < ™ a государство, даю- сохраняющими въ жизни своей добро, правду и справедли-
'
шшвліі и Г ' Д Р У Г И М И С Л 0 В а м и > в ъ ос ществленіи вость. Въ такой цѣли, общей и государству, и гражда-
правды и справедливости состоитъ нравственная необходи- нам^ и состоите тй ихъ единство (государства и гражданъ),
мость государства. Эта нравственная" необходимость го которое есть ихъ совершенство, а потому, во-первыхъ, пра-
дарс ва есть, какъ и всякая необходимость, присущая ему ведность, совершенство гражданъ обусловливается праведно-
его сущность, понятіе, его идея; слѣдовательно государство стью государства, т.-е. праведнымъ его устройствомъ или его
осуществляя правду и справедливость, раскрываете т Е с !