Page 367 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 367

дурныхъ       примѣровъ,        дурного     образа    правлеяія       государства                           чтобы      правителями        государства      были    философы,       ибо   они   съ
                     портится      до   такой   степени,     что   рожденный       отъ   природы      фи-                        самой     юности      стремятся       ко   всему     истинному. Жы            знаемъ
                                                                                                                                                                                                      (
                     лософов      становится      еще    хуже    самыхъ     обыкновенныхъ         людей                          также,      что    въ   комъ     есть    желаніе      къ    одному,    то   желаніе

                     Отсюда)     Платонъ      выводите,      что    не   философы,       а   настоящее                            къ  другому     будетъ     слаб е;    слѣдовательно       въ   комъ    есть   жела-
                                                                                                                                                                  ѣ
                     состояніе     государства-причина            того,    что   философы       не  пра-                         ніе,    стремленіе      къ    знанію,    тотъ    отвращается       отъ   наслажде-
                    вите    государствомъ       по   тѣмъ    идеямъ,     которыя     они    постигаютъ                            нія   чувственностью;         онъ    будетъ     умѣренъ      относительно       чув-
                    умомъ,     какъ    истинно-сущее,        по  идеямъ,      какъ    первообразамъ                               ственности,      а   не    любостяжателенъ,         ибо   искать    денегъ    болѣе
                    ими     создаваемымъ         и   осуществляемымъ           въ   государств*        по                         свойственно      другому     челов ку,      нежели     философу.      При    рѣ ше-
                                                                                                                                                                      ѣ
                    идеѣ    добра,     правды      и  справедливости,       © к о в ы    общія    мысли                           ніи    вопроса,     кто    достойнѣе       быть    правителемъ        государства,
                    Платона,       выражающія        положительное         его   воззрѣніе      на    го-                         слѣдуетъ     обращать      вниманіе:     нѣ тъ   ли  въ  челов кѣ      скряжниче-
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                    сударство;      въ   поясненіе     этихъ     мыслей      необходимо       привести                            ства,   ибо   низость    души     находится     въ   рѣзкой    противоположно-
                    ихъ    въ    связь    съ   другими       мыслями      Платона.       Платонъ       въ                         сти   со  всѣми    добрыми     ея  качествами.     Невозможно       также,    чтобы
                    разговор*     „Государство      "  говоритъ:      такъ   какъ    философы       суть                          человѣ къ    ум ренный,        немалодушный          оказался     въ   сношеніяхъ
                                                                                                                                                  ѣ
                         л ю д и '  которые     въ    состояніи     постигать      то.   чтЬ    будѵчи                            съ  другями     людьми    человѣкомъ      ненадежнымъ,        несправедливымъ;
                   непреходящимъ,          всегда     остается     тѣмъ    же,   идеи,  то   тѣ   люди                            а  потому     при   испытаніи      людей    сл дуетъ     принимать      въ  сообра-
                                                                                                                                                                                 ѣ
                   напротивъ,       которые      не    могутъ     этого    постигать,      блуждаютъ                              женіе,   справедливы      ли  они   и  кротки,    или  несправедливы       и  грубы
                   среди    множественна™,         а  не  единаго,    не  истинно-сущаго          Кому                            въ  сношеніяхъ        съ   другими     людьми.      А   также    не   нужно     упу-
                   же   изъ   этихъ     людей      должно      быть   правителями        государства?                             скать   изъ   виду    и  того,  легко   или   съ  трудомъ    возвышается       чело-
                   І мъ,     которые      способны       поддержать       законы      и   учрежденія                              в къ    къ  истинному       знанію,    ибо   никто    не  любите     занятіе,   если
                    ѣ
                                                                                                                                   ѣ
                   государства,      ибо   если   чтб  нужно     поддержать        и  сохранить,      то                          оно  для   него   непріятно.    Дал е,    если   человѣкъ     не  имѣетъ    памяти,
                                                                                                                                                                       ѣ
                   для   этого   нуженъ     не   слѣпой,     a  зоркій   стражъ.    Но   развѣ   отли-                            то  онъ    ничего    не   будетъ    знать,    и   потому     безпамятныя       души
                   чаются    отъ   сл пыхъ      тѣ  люди,    которые    не  имѣютъ     познанія     объ                           нельзя    причислить     къ  душамъ,      одареннымъ       мудростью,       которая
                                      ѣ
                  истинно-сущемъ,         которые      не  въ   состояніи     исправить      въ   госу-                           требуете,     чтобы    он*  были    одарены      памятью.     Зат мъ     душа    отъ
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                  дарств*      законы      и   учрежденія,      выражающіе        праведное       пре-                            природы     немузыкальная,        нестройная,      будетъ    стремиться     къ    на-
                  красное     и   благое,   которые     не   могутъ    бдительно      поддерживать                                рушенію      во  всемъ    мѣры;    любовь     же   къ   истинному      знанію,     къ
                  и   сохранять      эти    законы     и  учрежденія       государства?      Поэтому                              философіи,      сродна    не   съ  нарушеніемъ,        а   съ   сохраненіемъ       во

                  лучше     поставить     философовъ       сберегателями        государства,      какъ                            всемъ    мѣры.    Слѣдовательно,                  другихъ     качествъ,     должно
                  люден,     познавшихъ       истинно-сущее       и   не  уступающихъ        другимъ                              искать    въ   душ*,     чтобы     она  кромѣ              во   всемъ      мѣру     и
                                                                                                                                                                             сохраняла
                  въ  опытности       и  добродѣтели,      такъ    что   никому     кромѣ     ихъ   не                            была     исполнена       стройности,      гармоніи.      Такъ     мы     исчислили
                  должно     быть   вв рено     правленіе      государства;       особенное      свой-                            всѣ   качества      души     челов ка,      способна™        быть     предан нымъ
                                       ѣ
                                                                                                                                                                      ѣ
                  ство   философовъ       то,    что   они    любятъ      такое   знаніе,    которое                              истинно-сущему.          Слѣдовательно        Платонъ,      сравнивъ      философа
                 непреходяще,        не   колеблется      между    возникновеніемъ         и  прехо-                              съ   не-философомъ,         тѣмъ     самымъ      показалъ,     что    философамъ,
                 жденіемъ       сущаго;     отсюда     происходите       то,  что   философы       не-                            какъ    людямъ      совершенно        развитымъ       посредствомъ        надлежа-
                 навидятъ     ложь,    а   любятъ     истину;    ибо   кто  отъ   природы     любите                              ща™      воспитанія       и   долголѣтней       опытности,      должно      ввѣрить
                 что-либо,      тотъ    любите      и   сродное      съ   предметомъ       любви     а                            правленіе      государства.      Въ   теоріи    противъ      этой   мысли     возра-
                 ничто    такъ    не    сродно     съ   мудростью,      какъ    истина:     сл дова-                              зить   было    нечего,    но   можно     было    возразить     съ   практической,
                                                                                              ѣ
                 тельно     невозможно,       чтобы     одна    и   та   же   натура    любила      въ                            фактической       стороны.     Такъ     и  возразилъ     Сократу    въ   разговор*
                 одно    и   то   же   время    истину     и   ложь.     Поэтому)      необходимо
   362   363   364   365   366   367   368   369   370   371   372