Page 365 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 365
они воздерживаются отъ м-я™™ ™
не бываютъ къ тому в ы н у ж д е Г а « ° Л И Т И Ч е с к и х ъ если спасены для философіи, истиннаго знанія, добродѣтели, то и
П
т о « , что они хотя™ П р И И у Ж Д е н І е с о с т °ита въ они не могутъ быть достаточно годны для себя, a тѣмъ мен е
ѣ
наказанія — повиноваться б 5 л Ь Ш а г о д л я «ихъ могутъ сдѣлать добра другимъ; впрочемъ и то уже хорошо,
повиноваться д у р н Т ъ Т ^ И М е н н о н е ж е л а а если они сами сохранятся, не запятнавъ себя неправдою, или
ствомъ, но не иша ъ і ' Р Ѣ Ш а Ю Т С Я П ^ а в и т ь ™ W " не погибнутъ въ борьбѣ съ нею. Поэтому только коренное
В
нн лу шихъ себя ни Г Г О С П О Д С Т в а ' и б ° «ни не знаю™ преобразованіе государства можетъ помочь этой бѣдѣ, только
устрешяетъ свое мышіеніе къ В ъ в Д < Й > - о тогда государство можетъ обезпечить в рную побѣду добра надъ
ѣ
Даже времени г л я Х Г ! тгстинно-сугцому, т о т ъ н е ^ ѣ е т ъ зломъ; въ этомъ отношеніи Платонъ въ разговорѣ „Государ-
люди, и не захочетъ нолнеп Г И В Ы С °' Ш Н а ™> Дѣлаютъ ство" разсматриваетъ, чѣмъ отличается душа философа отъ
устремляя свои взош ! Т И Х Ъ Н а "Ро™въ, души не-философа, и говоритъ, что душа философа отличается
идеи, не д Г а ю щ я / г " P ™ ™ Т В е р Д Ы е ' " " Р о е н н ы е , на пламенною любовью къ знанію, имѣющему предметомъ своимъ
Философы д о Г н ы но ж я Д Р У Г У В З а И М Н 0 Й Н е п Р а в д ы ' люди истинно-сущее, непреходящую сущность, такъ что уму его
Л
философы ™ Т Ш Ъ > у П 0 Д 0 б и т в с я я - ь . ( І с л и же присущи ясные первообразы, идеи, a всл дствіе того душа
ѣ
чтобы Перенести 7 Z I Т Т Г ^ П о з а б о ™ £ томъ, философа отличается умственными и нравственными качествами,
тельную жизнь то они ™ Б И Д Я Т Ъ / а в ы с °тахъ, въ д йстви- любовью къ истинѣ и отвращеніемъ отъ лжи, легкостью ученія,
ѣ
бразителями / и х / ° е , 2 1 V o ' T * ™ Д Л И Ш Я ^ пріобрѣтенія знанія, т.-е. проницательностью, и тѣ мъ презрѣ-
можетъ быть счастливо Z гос УДарство не иначе ніемъ къ вн шнему, изъ котораго рождается умѣ ренность,
ѣ
образъ его по б о ж е Х і п ^ ^ ™ с е ц ъ начертить гармонія, величіе души. Эти-то качества философа, будучи
служа™ у ж / неретадомъ к / П е р в ° о б Р І Ь > ™ мысли Платона усовершенствованы воспитаніемъ и опытностью, и даютъ право
а
Э
сударство Р Д т К Ъ " « т е л ь н о м у воззрѣнію на го- философу быть правителемъ государства. Несмотря на то, мы
видимъ, что философы въ настоящее время не пользуются
почестями, не занимаются государственными дѣлами, являются
возможно надлежащее B O C H H S В І І Т В Ъ Г 0 С безполезными для политической жизни государства; они прене-
истинному знанію н е п Г Г ' в о з ш ш а ю і ч е е человѣ ка къ брегаемы. Виноватыми въ этомъ одни считаюгъ общество, а
такого воспитан / т а м ъ ^ Г Л Д ° Р 0 д ѣ т е л и і ''Дѣ н тъ другіе самихъ философовъ. Въ этомъ отношеніи Платонъ гово-
б
ѣ
одно природноГстаемленіе С Л у Ч а я ' " б о ритъ: 1) дѣйствительно, само общество виновато, если оно не
что самые даровитыеТюли Z Д 0 0 р 0 д Ѣ т е л и недостаточно, такъ пользуется философами для правленія государствомъ, но по-
самые пагубные пути Н е В 0 С п и т а н " ы е > нонадаютъ на чему?—видя, что философы постоянно занимаются умозрѣніемъ,
чрезвычайно S o n ^ ^ "тъ этого общество считаетъ ихъ мечтателями и не понимаете, что они-то
вліяніе на человѣка оказываю™ д/рн Г у с Г о ^ Г Г ^ и могли бы оказать великую услугу государству; 2) причина
лете государства, вообще правление е г о ^ н о 1 о і пренебреженія философами заключается еще и въ томъ, что
дѣиствуетъ даже ня л скор е всего есть лже-философы, которыхъ смѣшиваютъ съ истинными фило-
ѣ
ніемъ. А потму Ш а т о н Г ™ б л е с т * ™ °бразова- софами, и, презирая первыхъ, презираютъ съ тѣмъ вмѣстѣ и
нал жизнь E ^ t i l ^ J ^ ^ ^ Ч Т ° П 0 К а ™ударствен- вторыхъ, такъ что эти ложные философы поселяютъ недов ріе
ѣ
пока государственная уч^е^ден^ HP* / ° р о в о м ъ сосшянш, и къ истиннымъ философамъ; и 3) причина заключается еще
Д
поръ нельзя над яться на гтпчпп ° У Д У Т Ъ Х ° Р 0 Ш И ' д о т ѣ х ъ въ томъ, что душа отъ природы философская, вслѣдствіе недо-
ѣ
быта народа Въ самомъ І Т воввітеніе нравственна™ статочна™ воспитанія и ложныхъ мнѣній, разсѣ янныхъ въ
рода, m самомъ дѣлѣ, если немногіе люди и будутъ обществѣ о томъ, что есть добро и зло, а также всл дствіе
ѣ