Page 360 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 360

сущаго  современными  ему  грекамъ. Греки  придавали  госу-
 (
 дарству  такое  непосредственное,  абсоліотіое  значеніе  вслѣ д-  цательномъ  воззреніи  на  государство,  а  потомъ  съ  достаточною

 ствіе  котораго  государственная  жизнь  необходима  только  сама  полнотою  изложимъ  положительное  его  воззреніе.
 для  себя;  она  не  обусловливается  ничѣмъ  высшимъ,  а  по-  Платонъ,  вместе  съ  Сократомъ,  считалъ  трудъ  человека
 тому  греки  думали,  что  государственная  жизнь  есть  абсолют-  надъ  самимъ  собою  для  восполненія  ему  недостающаго  въ
 ная,  непосредственная,  ближайшая,  самая  высшая  цѣль  всей  особенности  самопознавія  первымъ,  безусловнымъ  нравствен-
 деятельности  человека;  что  человйкъ  служить  только  сред-  нымъ  долгомъ  его,  нравственною  обязанностью.  Что  же  ка-

 ством™  для  государства,  какъ  для  своей  цели,  какъ  цѣли  сается  принятія  человекомъ,  какъ  гражданиномъ,  участія  въ
 верховной.  Поэтому  греки  не  могли  себе  представить  другой  делахъ  государства,  его  правленіи,  вообще  въ  томъ,  чтй
 деятельности,  достойной  человека,  кроме  деятельности  его'для  относится  до  политической  деятельности,  то  онъ  считалъ  ее
 государства  и  въ  государстве,  политической  деятельности  и  не  только  выводнымъ  условіемъ,  нравственнымъ  долгомъ,  между
 могли  себе  представить  другой  добродетели,  кроме  политиче-  тѣмъ  какъ  для  грековъ  политическая  деятельность  не  только
 ской  добродетели,  т.-е.  годности  для  государства,  состоящей  составляла  безусловный  нравственный  долгъ,  но  и  исчерпы-
 въ  томъ,  чтобы  человекъ  былъ  годнымъ  орудіемъ  государствен-  вала  все  нравственныя  обязанности  человека.  Политическая

 ной  жизни.  Въ  этомъ-то  смысле  жизнь  государственная  есть  годность  и  добродетель  у  нихъ  были  тождественны.  Въ  раз-
 прямое,  непосредственное,  абсолютное  сл дствіе  нравственной  говоре  „Пиръ"  у  Платона  Алкивіадъ  говоритъ  о  Сократе:
 ѣ
 необходимости,  т.-е.  она  есть  въ  том™  смысле  нравственная  „онъ,  Сократъ,  вынуждаетъ  меня  сознаться  въ  томъ,  что
 жизнь,  что  къ  ней  должна  быть  направлена  вся  жизнь  чело-  между  темъ  какъ  мне  самому  многаго  недостаетъ,  я  пре-
 века,  иоо  иначе  деятельность  человека  не  могла  бы  быть  нрав-  небрегаю  собою,  а  занимаюсь  делами  аѳ инянъ".  Но  не  одинъ

 ственною)  Напротив^Платонъ  @ г я  тоже  признавалъ  госу-  Алкивіадъ,  а  и  вообще)  все  греки  не  признавали  другой  выс-
 дарство  нравственною  необходимостью,  но  посредственною  отно-  шей  задачи,  кроме  деятельности  государства.  Платонъ  же
 сительною;  съ  одной  стороны  онъ  отрицалъ  то  обычное  воззрѣ -  находилъ  гораздо  лучшую,  высшую  и  привлекательнейшую
 ше  грековъ  на  государство,  будто  оно  есть  высшая,  безусловная  цйль  для  человека  въ  высшей  жизни  философа,  въ  созерцаніи
                                                                                  ѣ
 цель  человеческой  деятельности,  а  съ  другой  стороны,  ош&твец-  истинно-сущаго.Сравнительно  съ  этою  верховною  ц лыо  все
 ждалъ,  что  само  государство  есть  не  более  какъ  только  необходи-  прочія  цели  правителей  государства  представляются  у  Платона
 мое  средство,  условіе  къ  достиженію  истиннаго  знанія  и  основан-  мелкими,  ничтожными,  а  все  ихъ  искусство  и  стремленіе—

 ной  на  немъ  добродетели  и  къ  осуществлен^  въ  действительности  рабскими.  Платонъ  говоритъ,  что  обыкновенно  въ  существую-
 верховной  идеи  добра,  правды  и  справедливости,  къ  ея  владыче-  щихъ  государствахъ  философъ  живетъ  только  тѣломъ,  а
 ству  на  земле,  въ  душѣ  человека  и  его  жизни*такъ  что  государство  душою  чуждъ  имъ,  весь  быть  ихъ  ему  неизвестенъ,  и  вей
 имеетъ  у  него  посредственное,  а  не  непосредственное,  условное  а  суетныя  ихъ  волненія  не  касаются  до  него.  Въ  разговоре
           Ѳ
 не  оезусловное  значеніе;  оно  необходимо  для  того,  чтобы  осуще-  „ эететъ"  Платонъ  говоритъ:  весьма  естественно,  что  тѣ.
 ствилась  въ  действительности  верховная  идея  добра,  правда  и  которые  употребляютъ  много  времени  на  философскія  из-
 справедливость.  Итакъ  мы  находимъ  у  Платона  два  воззрѣнія  следованія,  когда  явятся  въ  судебное  мѣсто,  подвергаются
 на  государство:  одно-отрицательное,  т.-е.  относительно  общаго  насмешкамъ.  Люди,  бродящіе  отъ  юности  по  судамъ,  по-
 грекамъ  ходячаго  воззрѣнія  на  государство,  но  приводящее  къ  своему  образованію  находятся  въ  такомъ  же  отношеніи  къ
 положительному  воззрѣнію,  а  другое-положительное  воззреніе  людямъ,  образованнымъ  философіею,  въ  какомъ  состоять  рабы
 въ  котором™  прямо  выражается  Платоново  положительное  ученіе  къ  свободнымъ.  Философы  никогда  не  имеютъ,  въ  самомъ
                                                            ѣ
 о  цели  государства.  Сперва  вкратце  скажем™  о  его  отри-  дйлй,  недостатка  въ  свободе,  досуг ,  такъ  что  на  досугѣ  и
         спокойно     могутъ    заниматься       своими    изследованіями:         они   сво-


                111                                                                  23
   355   356   357   358   359   360   361   362   363   364   365