Page 357 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 357

что,   насытившись       и напившись,      говорили     между     собою.    Затѣмъ                       поэтовъ      „золотымъ      в комъ",      который      впервые     былъ     описанъ
                        когда    долженъ    былъ     совершиться      въ мірѣ     перевороте,      и  когда                      Гезіодомъ.      В ъ  этомъ    ѣ быту  люди    жили    подъ   непосредственнымъ

                        верховное     божество,      міровой    кормчій,     какъ    бы   выпустивъ     изъ                      попеченіемъ      боговъ,    но   только    чувственною      жизнью,     какъ   стадо
                        рукъ   своихъ     кормило,     т.-е.  міръ,   удалился    съ руля,   тогда   судьба                      животныхъ,      безъ   брака,   семьи   и  государства.     Бол е    счастливымъ ,
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                       и   прирожденное        ей   теченіе    повернули      корабль     въ   противопо-                        въ   сравненіи     съ  нын шнею       жизнью,      Платонъ     готовъ   былъ    при-
                                                                                                                                                             ѣ
                       ложную      сторону,     не   туда,   куда   ему   надо    было   идти.   Когда   же                      знать   и  такой    быте   людей,    но опять    подъ   условіемъ,     чтобы   люди
                       верховное       божество      отказалось      отъ    правленія      міромъ      то  и                     пользовались      досугомъ     и  всякою    возможностью        для   пріобрѣтенія

                       владычествующія         низшія     божества     отказались      отъ  своего ' попе-                       истиннаго      знанія,    мудрости,     а  между     тѣмъ    эти   люди    не  стре-
                       ченія    о  своихъ     стадахъ,      частяхъ     міра.   Это   повело     къ   тому                       мились     къ  такому    знанію     и  не   могли    стремиться,      ведя   только
                       что   снова    погибли    твари     всякаго      рода,   живыя     существа.     По                       чувственную       жизнь    и  не   имѣя    къ   тому    вн шнихъ      побужденій.
                       истеченш      н котораго      времени,     когда    прекратились        потрясенія                                                                                   ѣ
                                      ѣ
                                                                                                                                                                     ѣ
                       міра,   міръ    опять     пошелъ      по   своей    обычной     коле ,    но   люди                            Итакъ      въ    обоихъ      м стахъ       разговоровъ        „Государство"
                                                                                             ѣ
                       старались      при этомъ       сохранить      въ   своей   памяти     наставленія                         и    „Политикъ"        Платонъ      представляете        происхожденіе         госу-
                       мірообразователя,       чтобы     не  такъ    жить,    какъ   прежде,     ибо  міръ                       дарства     изъ    физической       потребности,       физической        необходи-
                      сталъ    теперь     имѣть    попетеніе     о   себѣ   самомъ     и  владѣть     надъ                       мости,     какъ    физически       необходимое       явленіе,    показывая,     что
                      самимъ     собою,     а  также    и  попеченіе,     и  власть    надъ    всѣмъ,   чтб                      не   въ   удовлетворен^        только     физическихъ        потребностей        со-
                                                                                                                                                                           ѣ
                      содержится      въ   мірѣ.    Сперва     люди     слѣдовали     этимъ     наставле-                        стоите    истинная      верховная       ц ль     государства,       ибо   государ-
                      шямъ     мірообразователя,        но   потомъ    все болѣе     и болѣе    забывали                         ство,   граждане       котораго      удовлетворяли        бы    только     физиче-

                      ихъ   и   становились      небрежн е.       Отъ    своего    образователя       міръ                       скимъ    потребностямъ,         стояло    бы    на    такой     низкой     ступени
                                                            ѣ
                      насл довалъ       все  прекрасное,       а  отъ   своего    прежняго      нестрой-                         своего   развитія,    на   которой     стоять   общества      неразумныя.      Оно
                           ѣ
                      наго   быта—все      неправедное.       Такъ    какъ    къ  немногому      доброму                        жило     бы   только    одною     чувственною,       физическою       жизнью,     не
                      міръ   примѣшивалъ         все  болѣе    и   болѣе    злого,   то   ему   и  всему,                       стремилось     бы   ни   къ   чему   духовному,     психическому,       нравствен-
                      чтЬ   въ   немъ     содержалось,       предстояла       опасность       погибнут                          ному,    къ   истинному      знанію,    мудрости,     знанію     истинно-сущаго,
                      Іогда    мірообразователь,       видя    міръ   въ такой     б дѣ ,  опять    сталъ                       знанію     верховной      идеи   добра,    правды     и   справедливости.       Слѣ -
                                                                                     ѣ
                     кормчимъ,      повернулъ      корабль,     все   улучшая,     и  далъ    міру  без-                        довательно      оно   не   жило    бы   жизнью     разумною,      идеальною,      въ

                     смертную       жизнь.    Вотъ     люди-то,     когда    они   были    лишены     бо-                       немъ    вовсе    не   осуществлялась       бы   идея    добра,   правды     и  спра-
                     жественна™         попеченія,      будучи     поставлены      въ   необходимость                           ведливости;      слѣдовательно       хотя   Платонъ      и  допускалъ       физиче-
                     самимъ    управлять     собою,    терпѣли    много    отъ   одичавшихъ       звѣрей                        скую    необходимость        государства,      допускалъ,      что оно     служить
                     и  вовсе   не  знали,   какъ   доставать    себѣ  пищу,     въ   которой    прежде                         къ   удовлетворенно        физическихъ      потребностей,       но   не   въ  этомъ
                     они   не   терпѣли    недостатка;      все  это   ихъ    повергло    въ  крайнюю                           полагалъ     онъ    верховную,      истинную       цѣль     государства.      А   въ

                     нужду.    Поэтому    боги   дали  людямъ     различныя     наставленія     и дары-                         чемъ    же?   Отвѣ тъ    на   этотъ    вопросъ    заключается       въ  томъ,   что
                     огонь   (Вулканъ),      искусства     (Гефесте),      а   другими     божествами                           мы   назвали     Платоновымъ        ученіемъ     о  цѣли     государства;       такъ
                    были   даны    с мена    и растенія.    Отсюда    произошло      все  то,  чт0  при-                        переходимъ       мы   къ   этому    ученію—о       цѣли     государств^}
                                    ѣ
                    надлежите      къ устроенно      человѣческой      жизни,     ибо люди      должны                               б)   Учете     о  цгьли   государства.       Государство,      государствен-
                    были    здѣсь   сами    о  себѣ    заботиться.      Этимъ    мы    окончимъ,     за-                        ная   жизнь,    по   ученію    Платона,      необходимы       людямъ     не  только
                    ключишь       приведенный         Платономъ       миѳъ.    Въ   этомъ     разсказ ,                         физически,     но   преимущественно          нравственно.      Однако     Платонъ
                                                                                                       ѣ
                    миѳѣ    Платонъ      въ  сказочной     формѣ     изобразилъ      первоначальный                             принималъ      эту  двоякую     необходимость        государства     не  какъ   не-
                    быть    людей,    называемый      обыкновенно       у  греческихъ      и  римскихъ                          посредственную,        а  какъ     посредственную,        и  этимъ     отличалось
                                                                                                                               его    воззрѣніе     на    государство      отъ    воззрѣнія      ходячаго, при-
   352   353   354   355   356   357   358   359   360   361   362