Page 358 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 358
что, насытившись и напившись, говорили между собою. Затѣмъ поэтовъ „золотымъ в комъ", который впервые былъ описанъ
когда долженъ былъ совершиться въ мірѣ перевороте, и когда Гезіодомъ. В ъ этомъ ѣ быту люди жили подъ непосредственнымъ
верховное божество, міровой кормчій, какъ бы выпустивъ изъ попеченіемъ боговъ, но только чувственною жизнью, какъ стадо
рукъ своихъ кормило, т.-е. міръ, удалился съ руля, тогда судьба животныхъ, безъ брака, семьи и государства. Бол е счастливымъ ,
ѣ
и прирожденное ей теченіе повернули корабль въ противопо- въ сравненіи съ нынѣ шнею жизнью, Платонъ готовъ былъ при-
ложную сторону, не туда, куда ему надо было идти. Когда же знать и такой быте людей, но опять подъ условіемъ, чтобы люди
верховное божество отказалось отъ правленія міромъ то и пользовались досугомъ и всякою возможностью для пріобрѣтенія
владычествующія низшія божества отказались отъ своего ' попе- истиннаго знанія, мудрости, а между тѣмъ эти люди не стре-
ченія о своихъ стадахъ, частяхъ міра. Это повело къ тому мились къ такому знанію и не могли стремиться, ведя только
что снова погибли твари всякаго рода, живыя существа. По чувственную жизнь и не имѣя къ тому вн шнихъ побужденій.
истеченш н котораго времени, когда прекратились потрясенія ѣ
ѣ
ѣ
міра, міръ опять пошелъ по своей обычной коле , но люди Итакъ въ обоихъ м стахъ разговоровъ „Государство"
ѣ
старались при этомъ сохранить въ своей памяти наставленія и „Политикъ" Платонъ представляете происхожденіе госу-
мірообразователя, чтобы не такъ жить, какъ прежде, ибо міръ дарства изъ физической потребности, физической необходи-
сталъ теперь имѣть попетеніе о себѣ самомъ и владѣть надъ мости, какъ физически необходимое явленіе, показывая, что
самимъ собою, а также и попеченіе, и власть надъ всѣмъ, чтб не въ удовлетворен^ только физическихъ потребностей со-
ѣ
содержится въ мірѣ. Сперва люди слѣдовали этимъ наставле- стоите истинная верховная ц ль государства, ибо государ-
шямъ мірообразователя, но потомъ все болѣе и болѣе забывали ство, граждане котораго удовлетворяли бы только физиче-
ихъ и становились небрежн е. Отъ своего образователя міръ скимъ потребностямъ, стояло бы на такой низкой ступени
ѣ
насл довалъ все прекрасное, а отъ своего прежняго нестрой- своего развитія, на которой стоять общества неразумныя. Оно
ѣ
наго быта—все неправедное. Такъ какъ къ немногому доброму жило бы только одною чувственною, физическою жизнью, не
міръ примѣшивалъ все болѣе и болѣе злого, то ему и всему, стремилось бы ни къ чему духовному, психическому, нравствен-
чтЬ въ немъ содержалось, предстояла опасность погибнут ному, къ истинному знанію, мудрости, знанію истинно-сущаго,
Іогда мірообразователь, видя міръ въ такой бѣ дѣ , опять сталъ знанію верховной идеи добра, правды и справедливости. Слѣ -
кормчимъ, повернулъ корабль, все улучшая, и далъ міру без- довательно оно не жило бы жизнью разумною, идеальною, въ
смертную жизнь. Вотъ люди-то, когда они были лишены бо- немъ вовсе не осуществлялась бы идея добра, правды и спра-
жественна™ попеченія, будучи поставлены въ необходимость ведливости; слѣдовательно хотя Платонъ и допускалъ физиче-
самимъ управлять собою, терпѣли много отъ одичавшихъ звѣрей скую необходимость государства, допускалъ, что оно служить
и вовсе не знали, какъ доставать себѣ пищу, въ которой прежде къ удовлетворенно физическихъ потребностей, но не въ этомъ
они не терпѣли недостатка; все это ихъ повергло въ крайнюю полагалъ онъ верховную, истинную цѣль государства. А въ
нужду. Поэтому боги дали людямъ различныя наставленія и дары- чемъ же? Отвѣ тъ на этотъ вопросъ заключается въ томъ, что
огонь (Вулканъ), искусства (Гефесте), а другими божествами мы назвали Платоновымъ ученіемъ о цѣли государства; такъ
были даны с мена и растенія. Отсюда произошло все то, чт0 при- переходимъ мы къ этому ученію—о цѣли государств^}
ѣ
надлежите къ устроенно человѣческой жизни, ибо люди должны б) Учете о цгьли государства. Государство, государствен-
были здѣсь сами о себѣ заботиться. Этимъ мы окончимъ, за- ная жизнь, по ученію Платона, необходимы людямъ не только
ключишь приведенный Платономъ миѳъ. Въ этомъ разсказ , физически, но преимущественно нравственно. Однако Платонъ
ѣ
миѳѣ Платонъ въ сказочной формѣ изобразилъ первоначальный принималъ эту двоякую необходимость государства не какъ не-
быть людей, называемый обыкновенно у греческихъ и римскихъ посредственную, а какъ посредственную, и этимъ отличалось
его воззрѣніе на государство отъ воззрѣнія ходячаго, при-