Page 358 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 358

что,  насытившись  и напившись,  говорили  между  собою.  Затѣмъ  поэтовъ  „золотымъ  в комъ",  который  впервые  былъ  описанъ
 когда  долженъ  былъ  совершиться  въ мірѣ  перевороте,  и  когда  Гезіодомъ.  В ъ  этомъ  ѣ быту  люди  жили  подъ  непосредственнымъ

 верховное  божество,  міровой  кормчій,  какъ  бы  выпустивъ  изъ  попеченіемъ  боговъ,  но  только  чувственною  жизнью,  какъ  стадо
 рукъ  своихъ  кормило,  т.-е.  міръ,  удалился  съ руля,  тогда  судьба  животныхъ,  безъ  брака,  семьи  и  государства.  Бол е  счастливымъ ,
                                                                              ѣ
 и  прирожденное  ей  теченіе  повернули  корабль  въ  противопо-  въ  сравненіи  съ  нынѣ шнею  жизнью,  Платонъ  готовъ  былъ  при-
 ложную  сторону,  не  туда,  куда  ему  надо  было  идти.  Когда  же  знать  и  такой  быте  людей,  но опять  подъ  условіемъ,  чтобы  люди
 верховное  божество  отказалось  отъ  правленія  міромъ  то  и  пользовались  досугомъ  и  всякою  возможностью  для  пріобрѣтенія

 владычествующія  низшія  божества  отказались  отъ  своего ' попе-  истиннаго  знанія,  мудрости,  а  между  тѣмъ  эти  люди  не  стре-
 ченія  о  своихъ  стадахъ,  частяхъ  міра.  Это  повело  къ  тому  мились  къ  такому  знанію  и  не  могли  стремиться,  ведя  только
 что  снова  погибли  твари  всякаго  рода,  живыя  существа.  По  чувственную  жизнь  и  не  имѣя  къ  тому  вн шнихъ  побужденій.
 истеченш  н котораго  времени,  когда  прекратились  потрясенія        ѣ
 ѣ
                                                 ѣ
 міра,  міръ  опять  пошелъ  по  своей  обычной  коле ,  но  люди  Итакъ  въ  обоихъ  м стахъ  разговоровъ  „Государство"
 ѣ
 старались  при этомъ  сохранить  въ  своей  памяти  наставленія  и  „Политикъ"  Платонъ  представляете  происхожденіе  госу-
 мірообразователя,  чтобы  не  такъ  жить,  какъ  прежде,  ибо  міръ  дарства  изъ  физической  потребности,  физической  необходи-
 сталъ  теперь  имѣть  попетеніе  о  себѣ  самомъ  и  владѣть  надъ  мости,  какъ  физически  необходимое  явленіе,  показывая,  что
 самимъ  собою,  а  также  и  попеченіе,  и  власть  надъ  всѣмъ,  чтб  не  въ  удовлетворен^  только  физическихъ  потребностей  со-
                                                       ѣ
 содержится  въ  мірѣ.  Сперва  люди  слѣдовали  этимъ  наставле-  стоите  истинная  верховная  ц ль  государства,  ибо  государ-
 шямъ  мірообразователя,  но  потомъ  все болѣе  и болѣе  забывали  ство,  граждане  котораго  удовлетворяли  бы  только  физиче-

 ихъ  и  становились  небрежн е.  Отъ  своего  образователя  міръ  скимъ  потребностямъ,  стояло  бы  на  такой  низкой  ступени
 ѣ
 насл довалъ  все  прекрасное,  а  отъ  своего  прежняго  нестрой-  своего  развитія,  на  которой  стоять  общества  неразумныя.  Оно
 ѣ
 наго  быта—все  неправедное.  Такъ  какъ  къ  немногому  доброму  жило  бы  только  одною  чувственною,  физическою  жизнью,  не
 міръ  примѣшивалъ  все  болѣе  и  болѣе  злого,  то  ему  и  всему,  стремилось  бы  ни  къ  чему  духовному,  психическому,  нравствен-
 чтЬ  въ  немъ  содержалось,  предстояла  опасность  погибнут  ному,  къ  истинному  знанію,  мудрости,  знанію  истинно-сущаго,
 Іогда  мірообразователь,  видя  міръ  въ такой  бѣ дѣ ,  опять  сталъ  знанію  верховной  идеи  добра,  правды  и  справедливости.  Слѣ -
 кормчимъ,  повернулъ  корабль,  все  улучшая,  и  далъ  міру  без-  довательно  оно  не  жило  бы  жизнью  разумною,  идеальною,  въ

 смертную  жизнь.  Вотъ  люди-то,  когда  они  были  лишены  бо-  немъ  вовсе  не  осуществлялась  бы  идея  добра,  правды  и  спра-
 жественна™  попеченія,  будучи  поставлены  въ  необходимость  ведливости;  слѣдовательно  хотя  Платонъ  и  допускалъ  физиче-
 самимъ  управлять  собою,  терпѣли  много  отъ  одичавшихъ  звѣрей  скую  необходимость  государства,  допускалъ,  что оно  служить
 и  вовсе  не  знали,  какъ  доставать  себѣ  пищу,  въ  которой  прежде  къ  удовлетворенно  физическихъ  потребностей,  но  не  въ  этомъ
 они  не  терпѣли  недостатка;  все  это  ихъ  повергло  въ  крайнюю  полагалъ  онъ  верховную,  истинную  цѣль  государства.  А  въ

 нужду.  Поэтому  боги  дали  людямъ  различныя  наставленія  и дары-  чемъ  же?  Отвѣ тъ  на  этотъ  вопросъ  заключается  въ  томъ,  что
 огонь  (Вулканъ),  искусства  (Гефесте),  а  другими  божествами  мы  назвали  Платоновымъ  ученіемъ  о  цѣли  государства;  такъ
 были  даны  с мена  и растенія.  Отсюда  произошло  все  то,  чт0  при-  переходимъ  мы  къ  этому  ученію—о  цѣли  государств^}
 ѣ
 надлежите  къ устроенно  человѣческой  жизни,  ибо люди  должны  б)  Учете  о  цгьли  государства.  Государство,  государствен-
 были  здѣсь  сами  о  себѣ  заботиться.  Этимъ  мы  окончимъ,  за-  ная  жизнь,  по  ученію  Платона,  необходимы  людямъ  не  только
 ключишь  приведенный  Платономъ  миѳъ.  Въ  этомъ  разсказ ,  физически,  но  преимущественно  нравственно.  Однако  Платонъ
 ѣ
 миѳѣ  Платонъ  въ  сказочной  формѣ  изобразилъ  первоначальный  принималъ  эту  двоякую  необходимость  государства  не  какъ  не-
 быть  людей,  называемый  обыкновенно  у  греческихъ  и  римскихъ  посредственную,  а  какъ  посредственную,  и  этимъ  отличалось
            его   воззрѣніе     на    государство       отъ    воззрѣнія     ходячаго, при-
   353   354   355   356   357   358   359   360   361   362   363