Page 363 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 363

поземельна™       владѣ нія    гражданина,      то это   ему   кажется     ничтож-                         но   который    ум етъ    прилично      прославить     сладкою     рѣ чыо    боговъ
                                                                                                                                                     ѣ
                      ными—ему,         привыкшему        обращать      свои   взоры    на   всю    земш                          и  покровительствуемыхъ           ими людей       въ   сознаніи,     что божество
                      Когда     же    восхваляютъ        чье-либо     благородное       происхожденіе'                            есть  въ   высшей    степени    праведное      существо,    ибо   оно    есть   идея
                      то   философъ      думаете,     что это    восхваленіе      свидѣтельствуетъ        о                       добра,     правды     и  справедливости.        В ъ   этомъ     сознаніи     заклю-

                      близорукости       восхваляющаго,        который,    за  недостаткомъ       образо-                         чается    истинная     мудрость,     какъ          знанія    этого   заключаются
                      вана     не обрашаетъ       вниманія    на  все  цѣлое,   на  весь   родъ   челов -                         нев жество      и порочность.      Что   же  внѣ          прочихъ     достоинства
                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                                                касается
                                                                                                                                      ѣ
                      ческій,   и  потому     не  принимаете       въ соображеніе,       что  у  каждаго                          и  познаній,     то   они пошлы,       если    проявляются       въ   государств^,
                      изъ  насъ   есть  безчисленное     множество      предковъ,     между    которыми                           и   низки,     если    проявляются        въ   занятіяхъ       искусствами.      Но
                      есть   множество      и  богатыхъ,     и   б дныхъ,     и  царей,    и   рабовъ    и                        мало    того,    что   Платонъ       не   считаетъ     политическую        д ятель-
                                                                  ѣ
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                     эллиновъ,     и  варваровъ.     Особенно     же  поразительною        мелочностью                            ность    первѣйшею,       безусловною:       онъ   еще     говоритъ,     что   кому
                     философъ       считаетъ      похвальбу       2 5 - ю   предками,      когда     родъ                         дорога    правда,      тотъ    долженъ      держать      себя   вдали    отъ   госу-
                     возводится      до  самого     Геркулеса;     еще    см шп е,      что    подобные                           дарственныхъ        дѣлъ   въ   подобномъ       государств ,     ибо иначе      онъ
                                                                                   ѣ
                                                                             ѣ
                     счетчики     не   могутъ    искоренить      тщеславія      изъ   своей   души    Во                          погибнете      и  въ  самое     короткое      время^Въ       ѣ  „Апологіи"      Со-
                     вс хъ    подобныхъ       случаяхъ    философъ      осмѣивается      толпой     кото-                         кратъ    объясняете,      почему     онъ    не  выступила      публично      давать
                        ѣ
                     рая,  съ   одной    стороны,    считаетъ     его   надменнымъ,       а  съ   іругой                          сов ты     аѳиняпамъ       въ   государствѣ ;      онъ   говоритъ:      „еслибы     я
                                                                                                                                      ѣ
                                -
                     стороны незнающимъ               того,    чтб   у   него     подъ    ногами      Но                          вмѣшался       въ    государственный         дѣла,     то   давно     бы    погибъ,
                     когда    самъ     онъ,    философъ,      кого-нибудь      возвысите     до   своего                          не   принеся     пользы    ни   себ ,   ни   другимъ;     кто   желаете      въ а-
                                                                                                                                                                                                                   с
                                                                                                                                                                      ѣ
                    званія,   или   когда    кто   захочетъ    перейти     въ  угоду    ему отъ      во-                          момъ            защищать       правду      и  хочетъ     сохранить     себя,    тотъ
                                                                                                                                          дѣлѣ
                                                                  с
                    проса:   въ  чемъ   я  тебя  или  ты  меня бидѣ лъ-къ           изслѣдованію      са-                         долженъ     жить     частнымъ       человѣ комъ".       Эта   же    мысль    разви-
                    мой   правды    и справедливости,       или   неправды     и  несправедливости                                вается    Платономъ       въ                    „Государство":            немногіе
                                                                                                                                                                  разговорѣ
                    или   въ чемъ    состоитъ     та  и  другая,    или,  напримѣръ,      перейти    отъ                          люди,     которые      чувствуютъ,       какое     наслажденіе       тѣ
                                                                                                                                                                                                        доставляетъ
                    словъ:   „счастливый     царь   и золотомъ     богатый"         къ  изслѣдованію                              истинное     знаніе,    и  которые      ясно   видятъ    ослѣпленіе      большин-
                    самой   царской     власти    и   человѣческаго       счастія    и  несчастія     въ                          ства;   кто   видитъ,    что   н тъ    ни   одного    союзника,      съ  которымъ
                    чемъ состоитъ     то и   другое   и  какимъ    образомъ    слѣдуетъ     искать   сча-                         онъ   могъ     бы   выступить    ѣ  на   защиту     правды;     кто   видитъ,   что
                   стія,—когда        объ   этомъ    будетъ    говорить     малодушный         оратора                            онъ   погибнете     прежде,     нежели    успѣ етъ   сдѣ лать   что   либо   доброе
                   предъ      судомъ,     тогда     онъ    поплатится      порядкомъ,      тогда   онъ                            для   государства     и  друзей,    и потому     не   смѣетъ    быть    полезнымъ
                   почувствуете       себя   не   въ  своей    сфер ,    не   будетъ    владѣть    язы-                           ни  себѣ,   ни  другимъ,—тотъ         не принимаете       учасгія   ни  въ чемъ,    а
                                                                     ѣ
                   комъ,    и  хотя    онъ   не   будетъ    смѣшонъ      въ   глазахъ    фракіянъ     и                           занимается      только    своими     дѣлами,    какъ    бы   спрятавшись       подъ
                   другихъ     необразованныхъ        людей,    не  замѣ чающихъ      его   неловка™                              кровлею     своего   дома   отъ   непогоды;      онъ  удовольствуется        только
                   положены,      но  за  то   будетъ    смѣшонъ      въ  глазахъ    т хъ,    которые                             т мъ,    что   какъ-нибудь      проживете      земную      жизнь,     но   чистымъ
                                                                                       ѣ
                                                                                                                                   ѣ
                   воспитаны     не  какъ   рабы.   Вотъ   каковы    люди   того   и  дрУ™Го     сорта'                           отъ   неправды,       между,    тѣмъ    какъ    прочіе    люди    будутъ     погру-
                  вотъ   каковъ     человѣкъ,    воспитанный        въ  истинной      свободѣ     т Ѵ                             жены    въ   неправду. (Поэтому         такой    челов къ     съ радостью      раз-
                                                                                                                                                                                          ѣ
                  философъ,      которому      извинительно,       если   онъ   покажется      нелов-                             станется     съ жизнью.     Вообще      при  этомъ    отрицательномъ        воззрѣ-
                  кимъ    и  незнающимъ,       когда   ему  придется    сдѣлать    рабское    дѣло     -                          ніи   на  идеальное      государство      Платонъ     говоритъ,      что   въ   него
                  напримѣръ,      подвязать    котомку    или   придать    пряность     кушанью—                                  лучшіе    люди    спускаются       съ   высоты    умозрительна™        созерцанія

                                                                                                                                  какъ   въ мрачную      темницу     здѣ шняго    міра.   Эти  лучшіе    люди,   какъ
                                                                                                                                  говоритъ     Платонъ      въ разговорѣ      „Государство",       уже   при   жизни

                       ')  Этими  словами  начиналась  одна  греческал  сказка.                                                  своей   воображаютъ       себя  перенесенными        на  „блаженные       острова";
   358   359   360   361   362   363   364   365   366   367   368