Page 364 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 364
поземельна™ влад нія гражданина, то это ему кажется ничтож- но который ум етъ прилично прославить сладкою р чыо боговъ
ѣ
ѣ
ѣ
ными—ему, привыкшему обращать свои взоры на всю земш и покровительствуемыхъ ими людей въ сознаніи, что божество
Когда же восхваляютъ чье-либо благородное происхожденіе' есть въ высшей степени праведное существо, ибо оно есть идея
то философъ думаете, что это восхваленіе свидѣтельствуетъ о добра, правды и справедливости. В ъ этомъ сознаніи заклю-
близорукости восхваляющаго, который, за недостаткомъ образо- чается истинная мудрость, какъ знанія этого заключаются
вана не обрашаетъ вниманія на все цѣлое, на весь родъ челов - невѣ жество и порочность. Что же внѣ прочихъ достоинства
ѣ
касается
ческій, и потому не принимаете въ соображеніе, что у каждаго и познаній, то они пошлы, если проявляются въ государств^,
изъ насъ есть безчисленное множество предковъ, между которыми и низки, если проявляются въ занятіяхъ искусствами. Но
есть множество и богатыхъ, и бѣ дныхъ, и царей, и рабовъ и мало того, что Платонъ не считаетъ политическую д ятель-
ѣ
эллиновъ, и варваровъ. Особенно же поразительною мелочностью ность первѣйшею, безусловною: онъ еще говоритъ, что кому
философъ считаетъ похвальбу 2 5 - ю предками, когда родъ дорога правда, тотъ долженъ держать себя вдали отъ госу-
возводится до самого Геркулеса; еще см шп е, что подобные дарственныхъ дѣлъ въ подобномъ государств , ибо иначе онъ
ѣ
ѣ
счетчики не могутъ искоренить тщеславія изъ своей души Во погибнете и въ самое короткое время^Въ ѣ „Апологіи" Со-
всѣ хъ подобныхъ случаяхъ философъ осмѣивается толпой кото- кратъ объясняете, почему онъ не выступила публично давать
рая, съ одной стороны, считаетъ его надменнымъ, а съ іругой совѣ ты аѳиняпамъ въ государств ; онъ говоритъ: „еслибы я
ѣ
стороны незнающимъ того, чтб у него подъ ногами Но вмѣшался въ государственный дѣла, то давно бы погибъ,
-
когда самъ онъ, философъ, кого-нибудь возвысите до своего не принеся пользы ни себ , ни другимъ; кто желаете въ а-
с
ѣ
званія, или когда кто захочетъ перейти въ угоду ему отъ во- момъ защищать правду и хочетъ сохранить себя, тотъ
дѣлѣ
с
проса: въ чемъ я тебя или ты меня бидѣ лъ-къ изслѣдованію са- долженъ жить частнымъ человѣ комъ". Эта же мысль разви-
мой правды и справедливости, или неправды и несправедливости вается Платономъ въ „Государство": немногіе
разговорѣ
или въ чемъ состоитъ та и другая, или, напримѣръ, перейти отъ люди, которые чувствуютъ, какое наслажденіе тѣ
доставляетъ
словъ: „счастливый царь и золотомъ богатый" къ изслѣдованію истинное знаніе, и которые ясно видятъ ослѣпленіе большин-
самой царской власти и человѣческаго счастія и несчастія въ ства; кто видитъ, что н тъ ни одного союзника, съ которымъ
чемъ состоитъ то и другое и какимъ образомъ слѣдуетъ искать сча- онъ могъ бы выступить ѣ на защиту правды; кто видитъ, что
стія,—когда объ этомъ будетъ говорить малодушный оратора онъ погибнете прежде, нежели усп етъ сд лать что либо доброе
ѣ
предъ судомъ, тогда онъ поплатится порядкомъ, тогда онъ для государства и друзей, и потому ѣ не смѣетъ быть полезнымъ
почувствуете себя не въ своей сфер , не будетъ владѣть язы- ни себѣ, ни другимъ,—тотъ не принимаете учасгія ни въ чемъ, а
ѣ
комъ, и хотя онъ не будетъ смѣшонъ въ глазахъ фракіянъ и занимается только своими дѣлами, какъ бы спрятавшись подъ
другихъ необразованныхъ людей, не зам чающихъ его неловка™ кровлею своего дома отъ непогоды; онъ удовольствуется только
ѣ
положены, но за то будетъ смѣшонъ въ глазахъ тѣ хъ, которые т мъ, что какъ-нибудь проживете земную жизнь, но чистымъ
ѣ
воспитаны не какъ рабы. Вотъ каковы люди того и дрУ™Го сорта' отъ неправды, между, тѣмъ какъ прочіе люди будутъ погру-
вотъ каковъ человѣкъ, воспитанный въ истинной свободѣ т Ѵ жены въ неправду. (Поэтому такой челов къ съ радостью раз-
ѣ
философъ, которому извинительно, если онъ покажется нелов- станется съ жизнью. Вообще при этомъ отрицательномъ воззрѣ-
кимъ и незнающимъ, когда ему придется сдѣлать рабское дѣло - ніи на идеальное государство Платонъ говоритъ, что въ него
напримѣръ, подвязать котомку или придать пряность кушанью— лучшіе люди спускаются съ высоты умозрительна™ созерцанія
какъ въ мрачную темницу зд шняго міра. Эти лучшіе люди, какъ
ѣ
говоритъ Платонъ въ разговорѣ „Государство", уже при жизни
') Этими словами начиналась одна греческал сказка. своей воображаютъ себя перенесенными на „блаженные острова";