Page 364 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 364

поземельна™  влад нія  гражданина,  то это  ему  кажется  ничтож-  но  который  ум етъ  прилично  прославить  сладкою  р чыо  боговъ
 ѣ
                                                                                   ѣ
                                  ѣ
 ными—ему,  привыкшему  обращать  свои  взоры  на  всю  земш  и  покровительствуемыхъ  ими людей  въ  сознаніи,  что божество
 Когда  же  восхваляютъ  чье-либо  благородное  происхожденіе'  есть  въ  высшей  степени  праведное  существо,  ибо  оно  есть  идея
 то  философъ  думаете,  что это  восхваленіе  свидѣтельствуетъ  о  добра,  правды  и  справедливости.  В ъ  этомъ  сознаніи  заклю-

 близорукости  восхваляющаго,  который,  за  недостаткомъ  образо-  чается  истинная  мудрость,  какъ  знанія  этого  заключаются
 вана  не обрашаетъ  вниманія  на  все  цѣлое,  на  весь  родъ  челов -  невѣ жество  и порочность.  Что  же внѣ  прочихъ  достоинства
 ѣ
                                                            касается
 ческій,  и  потому  не  принимаете  въ соображеніе,  что  у  каждаго  и  познаній,  то  они пошлы,  если  проявляются  въ  государств^,
 изъ  насъ  есть  безчисленное  множество  предковъ,  между  которыми  и  низки,  если  проявляются  въ  занятіяхъ  искусствами.  Но
 есть  множество  и  богатыхъ,  и  бѣ дныхъ,  и  царей,  и  рабовъ  и  мало  того,  что  Платонъ  не  считаетъ  политическую  д ятель-
                                                                                          ѣ
 эллиновъ,  и  варваровъ.  Особенно  же  поразительною  мелочностью  ность  первѣйшею,  безусловною:  онъ  еще  говоритъ,  что  кому
 философъ  считаетъ  похвальбу  2 5 - ю  предками,  когда  родъ  дорога  правда,  тотъ  долженъ  держать  себя  вдали  отъ  госу-
 возводится  до  самого  Геркулеса;  еще  см шп е,  что  подобные  дарственныхъ  дѣлъ  въ  подобномъ  государств ,  ибо иначе  онъ
 ѣ
 ѣ
 счетчики  не  могутъ  искоренить  тщеславія  изъ  своей  души  Во  погибнете  и  въ  самое  короткое  время^Въ  ѣ  „Апологіи"  Со-
 всѣ хъ  подобныхъ  случаяхъ  философъ  осмѣивается  толпой  кото-  кратъ  объясняете,  почему  онъ  не  выступила  публично  давать
 рая,  съ  одной  стороны,  считаетъ  его  надменнымъ,  а  съ  іругой   совѣ ты  аѳиняпамъ  въ  государств ;  онъ  говоритъ:  „еслибы  я
                                                            ѣ
 стороны незнающимъ  того,  чтб  у  него  подъ  ногами  Но  вмѣшался  въ  государственный  дѣла,  то  давно  бы  погибъ,
 -
 когда  самъ  онъ,  философъ,  кого-нибудь  возвысите  до  своего  не  принеся  пользы  ни  себ ,  ни  другимъ;  кто  желаете  въ а-
                                                                                               с
                                                  ѣ
 званія,  или  когда  кто  захочетъ  перейти  въ  угоду  ему отъ  во-  момъ  защищать  правду  и  хочетъ  сохранить  себя,  тотъ
                      дѣлѣ
 с
 проса:  въ  чемъ  я  тебя  или  ты  меня бидѣ лъ-къ  изслѣдованію  са-  долженъ  жить  частнымъ  человѣ комъ".  Эта  же  мысль  разви-
 мой  правды  и справедливости,  или  неправды  и  несправедливости  вается  Платономъ  въ  „Государство":  немногіе
                                              разговорѣ
 или  въ чемъ  состоитъ  та  и  другая,  или,  напримѣръ,  перейти  отъ  люди,  которые  чувствуютъ,  какое  наслажденіе  тѣ
                                                                                     доставляетъ
 словъ:  „счастливый  царь  и золотомъ  богатый"  къ  изслѣдованію  истинное  знаніе,  и  которые  ясно  видятъ  ослѣпленіе  большин-
 самой  царской  власти  и  человѣческаго  счастія  и  несчастія  въ  ства;  кто  видитъ,  что  н тъ  ни  одного  союзника,  съ  которымъ
 чемъ состоитъ  то и  другое  и  какимъ  образомъ  слѣдуетъ  искать  сча-  онъ  могъ  бы  выступить ѣ  на  защиту  правды;  кто  видитъ,  что
 стія,—когда  объ  этомъ  будетъ  говорить  малодушный  оратора  онъ  погибнете  прежде,  нежели  усп етъ  сд лать  что  либо  доброе
                                                                      ѣ
 предъ  судомъ,  тогда  онъ  поплатится  порядкомъ,  тогда  онъ  для  государства  и  друзей,  и потому ѣ  не  смѣетъ  быть  полезнымъ
 почувствуете  себя  не  въ  своей  сфер ,  не  будетъ  владѣть  язы-  ни  себѣ,  ни  другимъ,—тотъ  не принимаете  учасгія  ни  въ чемъ,  а
 ѣ
 комъ,  и  хотя  онъ  не  будетъ  смѣшонъ  въ  глазахъ  фракіянъ  и  занимается  только  своими  дѣлами,  какъ  бы  спрятавшись  подъ
 другихъ  необразованныхъ  людей,  не зам чающихъ  его  неловка™  кровлею  своего  дома  отъ  непогоды;  онъ  удовольствуется  только
 ѣ
 положены,  но  за  то  будетъ  смѣшонъ  въ  глазахъ  тѣ хъ,  которые  т мъ,  что  какъ-нибудь  проживете  земную  жизнь,  но  чистымъ
               ѣ
 воспитаны  не какъ  рабы.  Вотъ  каковы  люди  того  и  дрУ™Го  сорта'  отъ  неправды,  между,  тѣмъ  какъ  прочіе  люди  будутъ  погру-
 вотъ  каковъ  человѣкъ,  воспитанный  въ  истинной  свободѣ  т Ѵ  жены  въ  неправду. (Поэтому  такой  челов къ  съ радостью  раз-
                                                                      ѣ
 философъ,  которому  извинительно,  если  онъ  покажется  нелов-  станется  съ жизнью.  Вообще  при  этомъ  отрицательномъ  воззрѣ-
 кимъ  и  незнающимъ,  когда  ему  придется  сдѣлать  рабское  дѣло  -  ніи  на  идеальное  государство  Платонъ  говоритъ,  что  въ  него
 напримѣръ,  подвязать  котомку  или  придать  пряность  кушанью—  лучшіе  люди  спускаются  съ  высоты  умозрительна™  созерцанія

              какъ   въ мрачную       темницу    зд шняго      міра.  Эти  лучшіе    люди,    какъ
                                                    ѣ
              говоритъ     Платонъ      въ разговорѣ       „Государство",      уже    при   жизни

 ')  Этими  словами  начиналась  одна  греческал  сказка.  своей  воображаютъ  себя  перенесенными  на  „блаженные  острова";
   359   360   361   362   363   364   365   366   367   368   369